K Элизе Бетховена с верным произношением-I

Владимир Дунин
"К Элизе" Бетховена с верным произношением музыкальных слов (ВИДЕО)

Я собираюсь поместить здесь серию видеозаписей - уроков, поэтапно показывающих практическую работу над музыкальным произведением. Все принципы этой работы применимы к работе и над любой другой музыкой любого жанра. Текст статьи будет так же вновь и вновь дополняться и обновляться, а в примечаниях я буду отвечать на ЛЮБЫЕ вопросы моих читателей. Прошу задавать мне эти вопросы и следить за продолжением моей работы над данной темой.


               
                Часть 1-я
 

https://youtu.be/9sO2WqaKx34?si=K8-hePyk_hQHEVpZ
               
Обычно каждый человек хотя бы раз в своей жизни пытается научиться музыке. И обычно же (в 1999 случаях из 2000, по статистике Михаила Казиника) эти попытки заканчиваются одним и тем же.  Человек говорит: "Я научился уже играть верные ноты с верным ритмом, но музыка у меня все равно получается некрасивой, противной.  Выходит, у меня нет таланта, способностей к музыке.  Все друзья,  да и мои учителя говорят мне то же самое".
В результате человек ставит крест на музыке на всю оставшуюся жизнь.

К счастью,  дело совсем не в таланте и не в способностях. Этого человека просто не научили очень важной части  музыкального языка, ои совершенно НИЧЕГО о ней не знает.  А без этого знания музыки не бывает.

Поэтому я приглашаю всех желающих узнать всё необходимое  об этой важнейшей составной части музыки на примере работы над пьесой Бетховена "К Элизе".  Я расскажу,  какие ноты в ней должны быть громче, а какие тише и насколько именно.  Я объясню и покажу,  почему эти ноты нужно играть непременно так, а не наоборот или просто по-другому.  Покажу и объясню правила,  по которым музыка живёт.  А  вот без этих правил - она уже не живёт. становится мёртвой.

https://vk.com/video487582480_456239027

Когда я слышу,  как играют сегодня "К Элизе",  я вспоминаю  забавный случай. В ЮАР меня попросили послушать школьный хор. Они пели русскую песню и читали (по одной строфе каждый участник исполнения) русское стихотворение.
 
Я был в  шоке от исполнения этим хором очень популярной в ЮАР русской песни "Однозвучно гремит колокольчик". Но нашу лирическую, грустную песню они исполнили залихватски весело, с посвистом и пляской вприсядку. Однако я не стал спорить с подобной трактовкой песни, поскольку не знал содержания текста песни, которая исполняется в ЮАР на Африкаанс (старый вариант голландского языка).

Затем ещё большим шоком было для меня их «русское стихотворение». Студенты  "с чувством и  выражением" гордо декламировали:

"СкАжи кАдя дЯведь нЕда рОм
МОсква спАлён нАя пОжа рОм
ФрАнцу зУот  дАна

ВЕдьбы лИсхват кИбо Евы Е
ДАго вОрят Ещё кАки Е
НЕда рОмпом нИтвся РОсси Я
ПрОдень БОро дИна, ит.д.

Выяснилось, что их учитель не знал правильных ударений в русских словах.  Его самого когда-то научили только читать стихотворение Лермонтова "Ночевала тучка золотая" и объяснили при этом правило для ударений в этом стихотворении: "Первый слог громче, второй тише,  следующий опять громче и так далее".  Так он решил,  что это правило относится также и к любому другому стихотворению Лермонтова, а то и ко всему рускому языку.

И вот именно по такому же искусственному,  придуманному кем-то правилу сегодня повсюду учат играть и петь музыку.  И "К Элизе" так же играют.   (Звучат два варианта этой пьесы),

Возьмите ЛЮБОЙ  учебник музыки ЛЮБОЙ страны, и там чёрным по белому обязательно будет написано:

«Счёт «Р А З" - громче ("сильная доля"), счёт "два" - тише ("слабая доля"). счёт "ТРИ" - умеренно громче ("относительно сильная доля"), счёт "четыре" - тише ("Слабая доля")".

И до тех пор, пока ученик будет свято верить и слепо следовать этому нелепому правилу,  хорошей музыки у него не получится,  сколько бы он времени и сил на свои занятия ни потратил.

Но вы сможете с первого же раза сыграть любую музыку красиво, если знаете правильное произношение "слов",  из которых данная музыка сложена.  Нужно просто научиться различать в музыке эти "слова"  и запомнить их правильное произношение. Этих "музыкальных слов" во всей на свете музыке совсем немного - не больше ста.  А основных, самых употребительных,  чаще всего встречающихся - и тридцати не наберётся. Так что абсолютно каждый  может научиться произносить эти три десятка слов правильно, и никаких там особых талантов и способностей для хорошего исполнения ЛЮБОЙ мелодии больше не потребуеся.