Александр Македонский, смерть и поиски гробницы

Вячеслав Кудяков
Под Балканами подразумеваем не горную цепь, а весь полуостров, за исключением южной его части, где расположена Греция, которую вместе с островами Греческого архипелага принято именовать Элладой. Говоря же о Македонии, будем иметь в виду ту область, большая часть которой в настоящее время находится на территории Греции, в то время как границы современной Македонии не совпадают с древними границами этого государства. В глубокой древности Дельфийский оракул предсказал Македонии следующее: Вперед к богатой стадами иди Боттиэе. Как только увидишь, Лагерем ставши, во сне ты коз Белорогое стадо, город заложишь ты там, Принеся обильные жертвы  Дельфийскому оракулу, согласно преданию, и была обязана древняя столица македонян своим возникновением. Прежде она называлась Эдессой и была известна как город, «богатый водой». Более прозаичные македоняне называли ее просто Эги, что означало «козий город». Столица стала колыбелью народа, весьма могущественного впоследствии, того самого, который произвел на свет одного из крупнейших завоевателей всех времен — Александра Македонского;

Согласно Вавилонскому астрономическому дневнику, Александр умер между вечером 10 июня и вечером 11 июня 323 года до н. э. в возрасте тридцати двух лет. Это произошло во дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
В феврале 323 до н. э.  Александр приказал своей армии готовиться для похода на Вавилон . Согласно Арриану, после пересечения Тигра Александр встретил халдеев, которые советовали ему не входить в город, потому что их божество Бел предупреждал их, что это время станет роковым для Александра .  Халдеи также предупредили Александра против маршрута на запад, так как тогда он будет смотреть на заходящее солнце, символ упадка. Было высказано предположение, чтобы он вошёл в Вавилон через Царские ворота, в Западной стене, где он будет лицом к востоку. Александр последовал этому совету, но маршрут оказался неблагоприятным из-за болотистой местности. По словам нидерландского историка Йоны Лендеринга , «судя по всему, в мае 323 года до н. э.» вавилонские астрологи пытались предотвратить несчастье, заменив Александра на вавилонском престоле обычным человеком, который бы взял на себя всю тяжесть предзнаменования.
Греки, однако, не поняли, что это ритуал .
Калан, по всей видимости, был индийским Нага садху, которых греки называли гимнософистами.
Он сопровождал греческую армию, возвращавшуюся из Пенджаба, по просьбе Александра. Ему в то время было семьдесят три года. Однако, когда персидский климат и усталость от путешествия ослабили его, он сообщил Александру, что предпочел бы умереть, чем жить инвалидом. Он решил лишить себя жизни путем самосожжения. Александр пытался отговорить его от этого, но по настоянию Калана Александр смягчился, и работы по сооружению костра были возложены на Птолемея.
Это произошло в Сузах в 323 году до н. э.  Калан упоминается также флотоводцем Александра Неархом и Харесом Митиленским . Он не дрогнул во время самосожжения к удивлению тех, кто наблюдал за этим. Прежде чем сжечь себя заживо на погребальном костре, его последние слова Александру были «Мы встретимся в Вавилоне» . Таким образом, считается, что он предсказал смерть Александра в Вавилоне.
На момент смерти Калана Александр, однако, не планировал идти в Вавилон . Никто тогда не понял смысл его слов «Мы встретимся в Вавилоне». Это случилось только после того, как Александр заболел и умер в Вавилоне, и греки пришли к осознанию того, что слова Калана были пророческими.

Предполагаемые причины смерти Александра включают в себя алкогольные болезни печени, лихорадку и стрихниновое отравление, но данных в поддержку этих версий мало. По данным школы медицины Университета штата Мэриленд (доклад 1998), Александр, вероятно, умер от тифа (который, наряду с малярией, был распространен в Древнем Вавилоне ). За неделю до смерти Александра исторические свидетельства упоминают озноб, потливость, слабость и высокую температуру, характерные симптомы инфекционных заболеваний, включая брюшной тиф. По словам Дэвида У Александра также были «сильные боли в животе, которые заставляли его кричать в агонии».
Эта версия, восходит к псевдоисторическому роману «История Александра Великого».
 В последние дни перед смертью  Александр  стал  немым. Он стал немым из-за предыдущей травмы шеи во время осады Кирополя .
 
Другие  считают, что Александр умер от малярии или был отравлен, также в Retrospective diagnosis   включают неинфекционные заболевания .   Есть свидетельства, что Александр умер от малярии, подхватив её за две недели до смерти во время прохождения болота, во время осмотра защитных укреплений от наводнений у Вавилона.  Хотя подлинность этого источника была поставлена под сомнение. Было также отмечено отсутствие описания динамики болезни, характерной для лихорадки, вызванной Плазмодией тропической (наиболее вероятный паразит, учитывая историю путешествий Александра), что снижает вероятность заболевания малярией. Версия о малярии, тем не менее, была поддержана .
На протяжении веков подозрения в отравлении пали на ряд предполагаемых преступников, в том числе одну из жен Александра, его генералов, его незаконнорожденного единокровного брата или царского  виночерпия. В книге «Государь» Макиавелли предполагает, что Александр был убит своей собственной армией. Версия об отравлении особенно выделяется в политически мотивированной книге Liber de Morte Testamentoque Alexandri (Книга о смерти и завещании Александра), в которой отмечены попытки дискредитировать семейство Антипатра. Предполагается, что она была составлена в окружении Полисперхона не раньше 317 года до н. э.  Эта теория была также выдвинута Марком Юнианом Юстином ,  где он заявил, что Антипатр убил Александра, накормив его настолько сильным ядом, что «он может быть передан [только] в копыте лошади».
В книге Александр Великий: смерть Бога Paul C. Doherty утверждал, что Александр был отравлен мышьяком, своим, возможно, незаконнорожденным единокровным братом Птолемеем I Сотером . Однако, это оспаривается токсикологом доктором Лео Шепом из Национального центра исследований ядов в Новой Зеландии, который высказал сомнения в подобном отравлении и вместо этого предположил, что могло быть отравление вином (случайно или намеренно), изготовленным из растения белая чемерица. Это растение было известно древним грекам и оно могло произвести симптомы длительного отравления, которые совпадают с ходом событий, описанным в книге История Александра Великого.

 
Монгольская миниатюра,   На миниатюре изображены похороны Искандера (Александра): носильщики несли его гроб, драпированный парчовыми шелками и тюрбаном на одном конце. В версии Низами Александр заболел и умер неподалеку от Вавилона. Так как считалось, что его отравили, не было противоядия, чтобы оживить его
Один из древних авторов сообщает, что планирование и создание надлежащей погребальной процессии, чтобы перевезти тело из Вавилона, шло два года со времени смерти Александра. Точно не известно, как тело было сохранено в течение двух лет, прежде чем было перенесено из Вавилона.
В 1889 году А. Уоллис Бадж предположил, что тело пролежало в бочке меда, а Плутарх сообщает о бальзамировании египетскими бальзамировщиками. По некоторым данным, египетские и халдейские бальзамировщики, прибывшие 16 июня, засвидетельствовали жизнеподобный вид Александра. Это было расценено в качестве осложнения брюшного тифа, известного как восходящий паралич, который заставляет человека выглядеть умершим еще до реальной смерти.

  Гробница Александра Македонского

На пути в Македонию погребальную процессию с телом Александра встретил в Сирии один из военачальников Александра, будущий правитель Птолемей I Сотера. В конце 322 или в начале 321 года до н. э. Птолемей направил тело в Египет, где оно было захоронено в Мемфисе. В конце IV или начале III века до н. э. тело Александра было перенесено из гробницы в Мемфисе в Александрию для перезахоронения (при Птолемее Филадельфе около 280 до н. э., по словам Павсания). Позже Птолемей Филопатр поместил тело Александра в общий мавзолей в Александрии. Вскоре после смерти Клеопатры место упокоения Александра посещал Август, который, как говорят, возложил цветы на могилу и золотую диадему на голову Александра. В IV веке н. э. про это место упокоения Александра больше не было известно; более поздние авторы, такие как Ибн 'Абд ал-Хакам, Аль-Масуди и Лев Африканский, сообщают, что видели могилу Александра.  Лев Африканский в 1491 и Джордж Сэндис в 1611 году, как сообщается, видели гробницу в Александрии. Согласно одной из легенд, тело лежит в крипте под раннехристианским храмом.

В 48 году до н. э. могилу Александра посетил Гай Юлий Цезарь. Римский император Октавиан Август, когда захватил Александрию, «осмотрел тело Александра Великого, гроб которого вынесли из святилища:
в знак преклонения он возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами», пишет Светоний
Согласно Диону Кассию, Октавиан неловким движением отломил нос у мумии. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади. По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула, который собственноручно снял с Александра нагрудник, а потом сам носил его.
В 199 году нашей эры гробница Александра была запечатана по приказу солдатского императора Септимия Севера во время его визита в Александрию. Каракалла, посетивший Александрию в 215 году, возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя.
Когда Иоанн Златоуст посетил Александрию в 400 году нашей эры, он попросил показать гробницу Александра и заметил: «Его гробницу не знает даже его собственный народ». Более поздние авторы, такие как Ибн Абду-ль-Хакам IX век, Аль-Масуди IX век и Лев Африканский XV век, сообщают, что видели гробницу Александра. Лев Африканский, посетивший Александрию в молодости, писал: «Среди развалин Александрии до сих пор сохранилось небольшое сооружение, построенное наподобие часовни, достойное внимания из-за замечательной гробницы, высоко почитаемой магометанами; в этой гробнице, утверждают они, хранится тело Александра Македонского...
Огромные толпы паломников приезжают туда, даже из дальних стран, ради лицезрения и поклонения гробнице, на которую они также часто жертвуют значительные суммы денег».
Англичанину Джорджу Сэндису, посетившему Александрию в 1611 году, как сообщается, показали там гробницу, почитаемую как место упокоения Александра.

Настоящее местонахождение
 Мечеть Эль-Наби Даниель, картина в 1918 года.
По утверждению киевского архимандрита Константина
Махмуд эль-Фалаки (1815–1885 годы), составивший карту древней Александрии, полагал, что гробница Александра находится в центре Александрии, на пересечении Виа Канопика (современный проспект Хоррея) и древней улицы с надписью R5. С тех пор несколько других учёных, таких как Тасос Нерутсос, Генрих Киперт и Эрнст фон Зиглин, поместили гробницу в том же районе.
В 1850 году появилось сообщение, что переводчик русского консульства в Каире, грек Амбруаз Скилицис, проник в подвал мечети Эль-Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и темный подземный проход и увидел деревянные, съеденные червём двери. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы и книги. После этого случая ему запретили посещать склеп. Позже, в 1879 году, каменщик случайно проломил сводчатую камеру в подвале этой мечети. Там было обнаружено несколько гранитных памятников с угловатой вершиной, но затем вход был замурован, а каменщика попросили не рассказывать про эту историю. (Изображение на римской лампе в Национальном музее Познани и других музеях как Британский музей и Эрмитаж интерпретируется некоторыми учёными как изображение Александрии с мавзолеем Сомы, изображенным в виде здания с пирамидальной крышей).
Профессор Каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчетам, гроб с телом Александра находится под руинами мечети Эль-Наби Даниэль в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спроектированном еще прославленным архитектором Динократом.
Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, в которой мусульмане приписывали особую святость. В 1888 году Генрих Шлиман обратился за разрешением на проведение раскопок в пределах мечети Наби Даниэль, но ему было отказано
В 1993 году Триантафиллос Папазуа развил теорию о том, что в царской гробнице II в Вергине, Греция, похоронен не Филипп II Македонский, а Александр Македонский вместе со своей женой Роксаной, в то время как его сын Александр IV похоронен в гробнице III. Также он пришёл к выводу, что нагрудник, щит, шлем и меч, найденные в гробнице II, принадлежат доспехам Александра Македонского.
В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Санитария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр». А ещё обращает на себя внимание то, что всего в 25 километрах от оазиса есть местечко Аль-Мираки. Это название очень схоже с древнегреческим «миракиан», что переводится как «человек, который умер совсем молодым». Раскопки продолжались в течение пяти лет, в ходе которых были обнаружены остатки царского захоронения. В комплекс усыпальницы входили храм и гробница, в которой находились обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта и барельеф с восьмиконечной звездой. Из гробницы тайный ход вел к храму Амона-Ра. Здесь же находились три стелы с надписями на древнегреческом языке. В 1995 году Лиана Сувалиди объявила, что она идентифицировала одну предполагаемую гробницу в Сиве с гробницей Александра. Это утверждение было поставлено под сомнение тогдашним генеральным секретарём Министерства культуры Греции Георгом Томасом, который заявил, что неясно, является ли раскопанное сооружение даже гробницей. Томас и члены его команды заявили, что стиль раскопанного объекта не был, как утверждал Сувалиди, македонским, и что фрагменты табличек, которые им были показаны, не подтверждают ни один из переводов, предоставленных Сувалиди в качестве доказательства её находки. Египетские власти в конце 1996 года отозвали у Лианы Сувалиди лицензию на продолжение раскопок, обосновав это тем, что она «бездоказательно вызвала ажиотаж вокруг раскопок в Сиве». На свои многократные просьбы о разрешении продолжить работу она и поныне получает отказы.
Часть древней Александрии уже частично ушла под воду, а в море у берегов города находят остатки древних сооружений. В 1996 году французские археологи в маленькой бухте у мыса Абукира около заброшенного Восточного порта на дне моря обнаружили две гранитные статуи, монеты и ювелирные украшения, возраст которых превышает 2,5 тысячи лет, все это прекрасно сохранилось (статуи сейчас находятся в городском парке вокруг колонны Помпея). Также было найдено несколько саркофагов. Это позволило предположить, что главная часть царской резиденции находилась именно в этом месте, и среди этих достопримечательностей может находиться могила Александра Македонского, но, так как для проведения раскопок необходимо осушить бухту, то эту гипотезу в обозримом будущем проверить не удастся.
Согласно одной легенде, тело покоится в склепе под раннехристианской церковью[30].
Раскопки гробницы в Амфиполе вновь возобновили споры по поводу захоронения Александра. Некоторые ученые считают, что гробница была построена для Александра, но никогда не использовалась из-за Птолемея I. Другие предполагают, что римский император Каракалла, большой поклонник Александра, возможно, перевез его тело в Амфиполь в конце II века нашей эры.
12 ноября 2014 года в гробнице Амфиполя в Греции был обнаружен скелет. Генетическая экспертиза позволит сравнить эти останки с генетическим материалом из гробницы в Вергине. Только анализ ДНК даст возможность установить, женщина или мужчина были похоронен в гробнице, а затем исследовать личность. Однако команда археологов, основываясь на находках, обнаруженных на этом месте, утверждала, что гробница была мемориалом, посвящённым близкому другу Александра Македонского Гефестиону.

Грандиозность похода Александра Македонского произвела на современников колоссальное впечатление, и на протяжении последующих веков его личность и завоевания продолжали волновать умы и сердца людей. Окутанный ореолом славы, Александр Македонский стал героем не только исторических, но и литературных произведений. Уже древние разделились в ответах на вопрос, был ли Александр Македонский злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма? В античной традиции сложилось три основных направления оценки личности Александра Македонского: апологетическое (т. н. историки Александра – Арриан, Плутарх, Диодор); негативное, последователи которого видели в нём деспота, жестокого и несправедливого (Помпей Трог, отчасти Курций Руф и др.); связанное с философской школой перипатетиков, положительно оценивавшей деятельность Александра Македонского в первые годы, когда он следовал советам своего учителя Аристотеля, но отмечавшее порчу нравов царя с ростом его власти. Уже в эллинистическую эпоху в Египте возникла чисто литературная традиция, ведущая начало от т. н. романа Псевдокаллисфена, который приобрёл огромную популярность, известно более 80 его вариантов на 24 языках. Образ Александра Македонского вплетается в фольклор различных народов, претерпевает самые фантастические изменения в легендах и сказаниях Запада и Востока. Литература об Александре Македонском огромна, оценка его – весьма разноречива. И поныне сохраняют силу слова Арриана: «Нет вообще человека, о котором писали бы больше и противоречивее». Александр Македонский вошёл в историю прежде всего как великий полководец. Как любое завоевание, его поход нёс смерть и рабство, разрушались города, исчезали целые племена. Вместе с тем греки принесли на Восток новые формы социальных отношений, основанные во время царствования Александра Македонского города становились центрами политической и экономической жизни, расширялась зона культурного влияния греков. В походах армию сопровождал целый штат учёных, которые собрали огромный естественно-научный материал о новых народах с их нравами, о животном и растительном мире, архитектуре. Значительно расширился географический кругозор греков. Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма.