Надежда - часть 19

Мирослава Завьялова
-Это ты рылась в моей сумке и подсмотрела адрес на конверте? - со злостью спросила Лену, едва мы увиделись на консультации перед сессией.

-С ума сошла? - возмутилась Лена, - всем так и надо за тобой следить. Что-то лишнее возомнила о себе, дорогая.

Пришлось замолчать, так как не имелось никаких доказательств, а голословно обвинять подругу не хотелось. Но всё равно, она много лезет в чужие дела! Письмо Михаил разорвал на мелкие кусочки вместе с конвертом тогда же у меня на глазах, и хотя бы просто изучить почерк и попытаться определить отправителя возможности не осталось. Но я запомнила, что наклон букв шёл в другую сторону, наверняка писали левой рукой. Кто же мог опуститься до такой подлости? И всё-таки московский адрес Михаила увидели, порывшись в моей сумочке. Если не Лена, то кто?

И тут же память подбросила летние события в пионерском лагере, когда моих детей нагло засудил на главной эстафете Елисеев Сергей и практически никто, кроме Дианы, не заступился. Некоторые наши девочки осуждали меня, другие просто промолчали. Оля Рыбкина помогла, но как оказалось, в корыстных целях - рассорить и разлучить нас с Сергеем. Хотя между нами ничего не было и быть не могло.

Я прогнала ненужные воспоминания и стала внимательно слушать преподавателя и вспоминать Михаила. С ним провели чудесные несколько дней, не расставаясь ни на секунду. Про гнусное письмо вспоминала несколько раз со слезами, но Михаил легко успокаивал меня.

Сессия пролетела быстро, как всегда, пролилось немало слёз, кто-то не сдал что-то с первого раза. У Лены оценки оказались хуже, и Людмила Павловна говорила об этом на кураторском часе, и пожурила кого-то из нас, а кого-то похвалила.

Наступили зимние каникулы. Диана уехала в Подмосковье к своему парню, а мне ничего не оставалось, как просто убивать свободное время дома, читая книги и общаясь с бабушкой. Если бы Михаил находился в городе... а пока только перебирала его коротенькие письма и сочиняла ответы.

Лена звонила несколько раз, зазывала в гости или хотя бы просто прогуляться. Наши отношения сгладились. Она доказывала, что никогда не брала мою сумочку без спроса и даже пылко заявила, что готова поклясться в этом чем угодно. "Чтоб мне летнюю сессию не сдать, если вру!" - а вот этому не поверить нельзя. Как-то мы встретились в любимой "Марине", угостились мороженым и другими сладостями. Лена поведала, что Павлик приглашал её поехать в гости к его родителям, а она отказалась.

-Он хоть и позвал, но разговаривали серьёзно, жениться он не планирует. Так зачем поеду, в качестве кого? Знаешь, Дианка права. Нельзя так просто вступать с парнями в серьёзные отношения, всем им нужно только одно. И Павлик не исключение. Но я сразу дала понять: никаких глупостей. Ты тоже будь осторожна! Помни про Наташу Федотову.

Рассуждая на эту тему, Лена уколола меня несколько раз неприятными замечаниями, и я не выдержала.

-Мой парень, когда вернётся, сделает предложение! Точнее, уже сделал, но пока об этом знаем только мы.

И тут же раскаялась в сказанном. Но слово не воробей... У Леночки загорелись глаза, как у хищника при виде добычи.

-Вот это да! И ты молчала! Поздравляю, поздравляю! Очень рада! И у Дианы всё хорошо. Молодцы девчонки!

На мою просьбу никому об этом не говорить Лена повторила несколько раз, что никто ничего не узнает.

К 23 февраля в институте готовился большой праздничный концерт. Меня уговорили или заставили читать со сцены стихи, вопреки тому, что никогда не считала себя артисткой, декламацию не любила, но вот молодой преподаватель факультета иностранных языков, он же секретарь преподавательской комсомольской организации, заявил, что все активисты просто обязаны выступать на праздничном концерте, а не просто помогать в подготовке. Конечно, те, кто обладает хотя бы небольшими талантами.

-Надя, недавно обратил внимание на вас, артистичность есть, хоть и смущаетесь большой аудитории. Но поверьте, вам прекрасно подойдёт читать Александра Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне". Надеюсь, слышали эти прекрасные стихи.

Конечно, я знала их по фильму "Ирония судьбы, или с лёгким паром"; они звучат в эпизоде, когда герой Андрея Мягкова возвращается из Ленинграда в свою Москву. Строки печальные, даже трагические...

-Наш первокурсник чудесно декламирует. Думаю, вдвоём замечательно справитесь.

Студент ин.яза оказался действительно толковым, и что-то начало получаться. Много репетиций сделали своё доброе дело. Партнёр читал элегантно и даже слегка возвышенно, а мне нужно было по мнению преподавателя проговаривать строки медленно, даже протяжно; примерно так читала бабушка свои молитвы. Но это в итоге понравилось. Припомнилось, как бабушка говорила: за своих близких нужно молиться и благословлять их на день и на ночь. Как-то далеко забежала мыслями в те минуты.

Диана, Лена и другие однокурсницы сидели в первом ряду, поддерживая меня и одобряя.

Как только объявили наш номер, входная дверь актового зала распахнулась, и я увидела Сергея Елисеева; он прошёл вдоль стены и остановился недалеко от сцены. После выступления нам хлопали активно. Партнёр взял меня за руку и подвёл к самому краю сцены для поклона, и тут случилось неожиданное. Цветы, которые не заметила в руках Елисеева, были немедленно вручены мне. На глазах у всех это показалось демонстративным и вогнало меня в краску. Остро пожалела, что согласилась выступать, поддавшись уговорам секретаря комсомольской организации преподавателей.

После концерта в вестибюле натолкнулась на злобно-колючий взгляд Рыбкиной. Сделали вид, что не заметили друг друга, но на душе сделалось ещё более тревожно и неприятно. Почему Сергей так себя ведёт? Компрометирует меня и явно обижает Олю, раз уж они сейчас вместе.

Вечером позвонил Михаил. Долго разговаривали, и я рассказала, как читала на сцене стихи с мальчиком-первокурсником.

-Кажется, зрителям понравилось.

-Не могло не понравиться, Наденька, просто убеждён. А знаешь, эта баллада была написана летом 1932 года. Александр Кочетков с женой гостили на юге у родственников. Александру потребовалось уехать в Москву раньше. Жена провожала его на поезд Сочи - Москва. Проводник попросил провожающих покинуть вагон, и вдруг непонятно почему супруги вышли вместе на перрон и сдали билет в кассу, так сильно им не хотелось расставаться. И вот оказалось, что поезд, на котором не поехал Александр, сошёл с рельсов, многие пассажиры погибли.

-Получается, любовь спасла жизнь, хотя и не всем...- протянула я задумчиво, - ничего не знала об этом поэте и трагедии.

-Кочеткова как поэта знали мало, - отозвался Михаил, - в основном близкие люди и друзья читали его стихи, но он был переводчиком, автором статей; много работал и занимался благотворительной деятельностью, почти все гонорары и заработки отдавал нуждающимся. Представляешь, он умер в 1953 году, а книгу стихов издали лишь в 1985. Кстати, у меня она есть, повезло купить по случаю.

-Обязательно возьму почитать! - воскликнула я, - надо же, как мало знаю, по сравнению с тобой.

Михаил уловил грусть в моих словах.

-Ты огорчилась? Не надо. Всё знать невозможно; стихи Кочеткова, думаю, понравятся. В них он доволен жизнью и счастлив. Как и в жизни был счастлив со своей женой, они любили друг друга, а это самое главное, правда же? Наденька, у меня заканчиваются минуты. Жди писем, отправил сразу несколько. Скоро вернусь. У меня есть ещё несколько неотложных дел, а когда освобожусь полностью от всего, то у нас с тобой всё решится. Правильно говорю?

-Конечно, правильно. Я люблю тебя...

(продолжение следует

http://proza.ru/2024/02/15/379