Экстер и Саломея, Таиров

Ольга Сергеева -Саркисова
Экстер работала над эскизами костюмов и над макетом " Саломея" Уайльда и день, и ночь.
A. Экстер к А. Таирову (8 июня): «Саломея - макет кончаю и быть может Вы отнесетесь к нему так же как и я. Я настолько захвачена работой, что перенесла его в спальню, чтоб ночью думать и смотреть. Делала я его для выставки очень свободно, смотрела на пластическое разрешение цветных масс».

9 октября 1917 года, менее чем за месяц до Октябрьского переворота, состоялась премьера спектакля «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда в Московском Камерном театре. Режиссер Александр Таиров впервые в России поставил ранее запрещенную цензурой пьесу «Саломея».Коонен в главной роли- ей всё удаётся, от трагедий"Федра" и до Жирофле- Жирофля оперетта, ведь она ещё любимая ученица Станиславского была, и он ей внушал с 19 лет об особом отношении к профессии актрисы- и призывал к жертвенности,и отречении от любимых вещей, и даже собственного счастья.Он был перфекционист, каждая актриса должна полностью служить театру. Она была с характером, хотела свободы в создании образов, гнёт шефа её утомлял,этот репрессанс она не вынесла и ушла от него.Он это воспринял как предательство.А тут же подвернулся Таиров и взял её в свой театр ,она стала главной актрисой театра.Ей он показался добрым,милым, её носил на руках и боготворил. Оставил жену с ребёнком, но отношений законных с Алисой не считали нужным оформлять, не торопились. Он был старше, стеснялся этого, долго смотрел как на картинку на неё. И они решили пожить просто в одном доме.У неё было несколько таких историй любовных...Великий Качалов был ею очарован, хотел уйти от жены,но не смог.Леонид Андреев- писатель, тоже был ранен Алисой в самое сердце. Она очень была похожа на его покойную супругу, которую он очень любил и не мог забыть.Тягостные воспоминания давили на психику Алисы и она отказалась выходить за него. Она с Таировым вытянула счастливый билет- Он её любил,ею вдохновлялся, сделал примой ,звездой, Музой театра .Она играла и царственных особ и бродяжек-всё органично и блистательно.Ну, а особая песня была с Николаем Церетелли, я уже об этом писала. "Саломея"О.Уайльда в паре с ним покорила зрителей.Главную роль Саломеи исполнила Алиса Коонен.Алиса была как всегда прекрасна.Ей всегда удавались трагические и любовные сюжеты.Эскизы декораций и костюмов Александры Экстер всех пленили.
 Постановка «Саломеи» в царской России была запрещена по тем же причинам, что и в Англии - нельзя было выводить на сцену библейских персонажей.
 
 Ранее в Англии в 1894 году оригинальные рисунки к «Саломее» нарисовал Обри Бердслей по просьбе Оскара Уайльда- гениальный график,поэт и музыкант, ушёл из жизни в 25 лет, болел с раннего детства и знал,что каждый день мог быть последним, но до последнего творил!Это было ни на что не похоже. Его рисунки отличались утонченной эротичностью, бисерное мастерство его работ восхищало.Такую графику не забудешь никогда.
***
Во второй половине 1930-х руководитель Камерного театра Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) подвергся резкой критике со стороны властей за искажение событий русской истории в опере-буфф «Богатыри».Время было сложное. Как неудачи были восприняты официальной критикой спектакли- «Не сдадимся!», «Дети солнца» и «Думы о Британке». Таиров избежал ареста.Запрет на зарубежную драматургию выбивал почву из-под ног режиссера.Космополитизм набирал силу. Но позднее, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, он был уволен из Камерного театра (что примечательно, незадолго до этого он был награжден орденом Ленина). Через год Таирова не стало. Он не мог перенести такого отторжения.Потерял театра...это было равносильно,что потерял жизнь.Всё разваливалось на глазах.Уже из жизни ушёл Николай Церетелли,(1942г), а теперь и Таиров...они так и не оформили свой брак официально с Алисой, она переживёт своих поклонников и мужа, и уйдет в 20.08.1974)Ей было 84г.
Потрясающие были сделаны эскизы,а потом костюмы по ним Ирода к спектаклю-"Саломея"
Алиса Коонен: «Оформление «Саломеи» было одной из лучших работ Экстер по экспрессии, темпераменту, по чувству формы. Было много интересных находок и в костюмах. Все костюмы делались из простого холста…Таиров ещё раньше «открыл», что холст великолепно принимает и при соответствующем освещении производит впечатление драгоценного материала…Ирод, Иродиада, весь двор были одеты в холст, и их костюмы производили впечатление богатства и великолепия».
Во время работы над «Саломеей» в Камерном театре А. Экстер знакомится с балериной Брониславой Нижинской и хореографами К. Голейзовским и М. Мордкиным, который ставил танец Саломеи для Алисы Коонен.Потом она и с ними будет сотрудничать.
25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.
Ноябрь – декабрь 1917 г. А. Экстер участвует в выставке картин общества «Бубновый валет» в Москве в салоне Михайловой. Выставляет 36 работ  по числу карт в колоде(Кат. Рисунки к постановке и макет к Саломее; Рисунки «Дочь Иорио»; Живопись 1907-1917 гг.). Участники: В. и Д. Бурлюки, И. Клюн, В. Каменский, К. Малевич, О. Розанова, В. Ходасевич и др. Зимой она перебирается в более тёплые края.1918 г.А. Экстер живет в Одессе. Организует обучение в детской художественной школе. В преподавательской практике использует приемы беспредметной живописи.
Умирает муж Александры Экстер - адвокат Николай Евгеньевич Экстер, затем в Одессе скончалась её мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свекром, лишил Экстер большей части ее живописных работ, оставшихся в киевском доме. Многие из них позднее были уничтожены в разрухе гражданской войны, много работ исчезло.
После смерти мужа А. Экстер возвращается в Киев, где 1905—1920 жила Экстер в мастерской.
В декабре 1918 года А.А. Экстер в Киеве совместно с И. Рабиновичем открывает
учебно-производственную студию и мастерскую декоративного искусства. В студии занимались Павел Челищев, Александр Тышлер, Ниссон Шифрин и другие. В мастерской принимали участие также художники В.Г. Меллер, А.Г. Петрицкий, К.Н. Редько и С.Б. Никритин. Экстер руководила своей киевской художественной мастерской, участвовала в агитационно-пропагандистской работе (оформление улиц к революционным праздникам).
Много работает Ася и создаёт различные работы. 
1918 Венеция. Панно.( 3) Продано с аукциона.А.А. Экстер.  Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Панно и сейчас висит в Третьяковской галерее на Крымском валу. С расстояния действительно можно увидеть некие символы Венеции (Гранд канал, гондолы, мосты  Реальто и т.д.)
 Прекрасен один из трех известных этюдов к панно «Венеция», написанных художницей в 1924 году для советского павильона на XIV Венецианской биеннале.
1919-1920 гг.А. Экстер живет в Киеве и Одессе.Много работает.
Февраль 1919 г. Наркомат просвещения Украины приглашает А. Экстер участвовать в агитационно-пропагандистской работе – оформлять улицы города ко Дню Красной Армии. Апрель 1919 г. Как опытного «монументального пропагандиста» А. Экстер направляют в освобожденную Одессу для подготовки города к празднованию 1 мая.
Лето. Возвращается в Киев. Вместе со своими учениками и соратниками расписывает агитпоезда, агитпароход «А. Пушкин», принимает участие в праздничном оформлении города.
Осень. Уезжает в Одессу.Едет туда,где теплее. Участвует в Первой народной выставке картин, плакатов и детского творчества в Одессе.
В апреле 1920 года А. Экстер возвращается в Киев, а в августе 1920 года переезжает в Москву. Работает в Народном доме.
Выполняет эскизы костюмов к спектаклю Московского Художественного театра «Дама-невидимка» по П. Кальдерону. Выполняет эскизы костюмов «Из серии танцев Э. Крюгер».
В Москве выходит замуж за драматического актера Георгия Георгиевича Некрасова (1878-1945). Вера Мухина: «Муж Александры Александровны – один из Нерасовых – была фирма, торговавшая чаем. Сам он - актер в театре Незлобина. Не очень талантливый, не очень развитой…Мы удивились, что Александра Александровна – такая тонкая, такая энергичная – вышла замуж за такого незначительного человека…Жорж Некрасов был очень ласков, очень добрый, очень нежный…Он ее очень любит, обожает – но он не рабочий человек. Александра Александровна представляет в доме мужское начало, зарабатывает, а он – хорошая домашняя хозяйка». Второй муж Экстер Георгий Некрасов.(1878-1945).на фото с дарственной надписью
«Ася, я люблю тебя по гроб жизни. Вечно твой Некрасов-Экстер. Париж, 13/XII-24».
 
В 1921-1922 гг. А. Экстер преподает во ВХУТЕМАСЕ в мастерской дисциплину №3 «Цвет в пространстве».
Выполняет эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина в студии Московского Художественного театра, режиссер Б. Сушкевич (спектакль не осуществлен).Работает над эскизами костюмов к спектаклю «Интермедии» в Московском Художественном театре (не осуществлено). 
В 1921 году выходит книга А. Таирова «Записки режиссера» в оформлении А. Экстер.
Работает над оформлением спектакля «Современный Хлестаков» по пьесе Д. Смолина.
Принимает участие в выставке «5 x 5 = 25» в Москве; Цветовое напряжение). Участники: А. Веснин, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко.
1921 Эскиз костюма Хлестакова. Делает Каталоги разных выставок.
17 мая 1921 года состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта» по Уильяму Шекспиру в Московском Камерном театре. Режиссер А. Таиров. Жизнь остановилась в какой- то момент, она всё- таки надеялась на лучшие отношения. Но,увы... 
 Театр Таирова  закрыли и переименовали  В Московский драматический театр имени А.С.Пушкина.Сердце его не выдержало.
 

Эскиз к спектаклю"Саломея" .Экстер 1916-1917гг