Послесловие к фильму Локшина Мастер и Маргарита

Валерий Аллин
            Раневская в одном из своих писем упоминала такой случай:
            "В Ташкенте я часто у неё ночевала (прим. у Анны Ахматовой) — лежала
             и слушала «Мастера и Маргариту» Булгакова. Анна Андреевна читала
             мне вслух, повторяя: «Фаина, ведь это гениально, он гений!»"

Фильм Локшина – не экранизация Романа. По замыслу он мне сильно напомнил роман «Прибой и берега», за который Эйвинд Юнсон получил Нобелевскую премию. Этот сильнейший антивоенный роман о том, что происходило с Одиссеем на самом деле; о том, что заставило Одиссея изложить историю своей жизни таким сказочным образом. Фильм Михаила Локшина как бы о Булгакове во время его написания романа «Мастер и Маргарита»; о том, что подталкнуло Булгакова к написанию конкретных глав Романа. С одной стороны, название нового фильма, безусловно вводит в заблуждение. С другой, а как ещё его можно было назвать? В общем, получился компромисс и не очень удачный. Но сначала о хорошем:
(1) любая отсылка к великому Роману – это хорошо;
(2) главные актёры - Евгений Цыганов, Юлия Снигирь и Аугуст Диль – невероятно хороши;
(3) исполнители второстепенных ролей Александр Яценко и Леонид Ярмольник как будто себя играют;
(4) Иногда звучат волшебные цитаты из Романа.
Как-то больше ничего не приходит в голову.

Негатив:
(1) фильм не поймут люди, которые не читали Роман или не смотрели фильм Бортко;
(2) кстати, невозможно не сравнивать новый фильм с фильмом Бортко, и это всё не в пользу нового фильма;
(3) главные актёры со своими ролями не справляются, но это, похоже, не их вина;
(4) большинство второстепенных ролей смазано до неузнаваемости;
(5) кто из героев Романа – сам Мастер – вопрос сложный; по логике более всего на него тянет Иван Бездомный (именно он был в курсе всего произошедшего); эту несуразность авторы нового фильма попытались обойти, но не смогли – может не стоило и браться;
(6) выскакивающие ни с того ни с сего цитаты из Романа своим качеством оттеняют убогость происходящего на экране.

Общий негатив:
Михаил Булгаков изобразил Сатану в его христианской интерпретации, отдалившись от неё как можно дальше. Гениальный Басилашвили в фильме Бортко сумел это передать. Князь Мира Сего Локшина/Диля невероятно приземлён, а местами и откровенно глуп. Поскольку «я видел его как вас (шучу)», то могу сказать, что ни Булгаков, ни Локшин понятия не имеют о Сатане, сыне Божьем.

Заключение:
Фильм интересный, но шумиха вокруг него представляется мне раздутой исключительно с политическими целями.

(Обсуждать в ЖЖ: https://val000.livejournal.com/3103154.html)