Быть тренером... Часть 50

Оля Сома
*** Лимит энтузиазма ***

Из бесконечной вереницы тренировок состояла моя жизнь тогда.
Однообразие убивало.

Да, при всех приемах и разных способах размять и разогреть группы, изменить основные упражнения и включать игровые моменты... Детям было интересно, но для нас с Сангером это было многочисленным повторением пройденного нами пути.
Дети приходили и уходили. Программа тренировок от сентября к маю планомерно изменялась, но... физиологию не отменишь. Мы вынуждены были давать все те же упражнения под разными "соусами" группам. Ощущение бега по кругу убивало морально.

С каждым днем я всё больше понимала своего тренера. На кого бы спихнуть разминку в своей группе?.. Или хотя бы в его группах...

Он заметил мой настрой ухудшающийся с каждым днем.

- Устала?

- Есть немного. Но не физически, устала от повторений. Еще немного и захочется снова идти на улицы драться.

Он улыбнулся и вздохнул. Обнял меня за плечо и сказал устало -

- Все через это проходят. На активном энтузиазме долго не протянешь. Успокойся и переходи к спокойному ритму.

- Как это?

- Перестань переживать за каждого так сильно. Так расстраиваться и радоваться.

- Как это?.. Они все мои, я живу этим. У меня не получится по другому.

- Пойми, твои ресурсы не безграничны. Нельзя всё время так вкладываться морально.

- Я не могу за них не переживать и не радоваться. Ты меня этому научил.

- Так я и не запрещаю. Просто... как тебе объяснить... перегоришь скоро если не сбавишь обороты.

- Вот не поняла. Я делаю всё так же как ты.

- Поэтому и мучаешься. Мне тоже иногда сложно. Пытаюсь сдерживаться, но не всегда получается. Хотя со временем научился в этом жить.

- Не верю. Ты всегда азартен. Нет таких тренировок, на которые ты идешь спокойный без желания чему-то научить. Даже самых маленьких, которые мало что понимают в технике рукопашного боя.

- Тебе кажется. На самом деле часто уже больше изображаю это. И больше ориентируюсь на своё состояние. Научиться вести занятие в соответствии с потребностями группы, их программой, настроем в этот день и... еще с твоим личным настроем и возможностями - вот высший пилотаж созданный многолетним опытом тренерства.

- Да как это всё заранее спланировать?!

- Заранее это с утра. Я делаю так - пока еду в клуб оцениваю свои возможности и понимаю насколько активным могу сам быть по отношению к занятиям, и на весь ли день меня хватит. Дальше, заходя в зал, смотрю на поведение группы - насколько активно они готовы сегодня заниматься. Дальше смотрю что по программе тренировок и на сколько можно от нее отступить в случае если всё плохо. А дальше план в голове складывается сам собой пока идет разминка.

- То есть поэтому заранее ты никогда не знаешь что будет сегодня на занятии в каждой группе.

- Вот именно.

- А если одна группа будет сильно отставать от остальных?

- И что? Пусть отстает. Главное чтобы обошлось без травм, ненужных стрессов и не отбить желание заниматься спортом. Это важно, доча.

- Но как потом догонять остальных? Не факт, что они вдруг наберутся сил и всё наверстают.

- Не понял вопрос... зачем догонять остальных? Проснись, у нас не спортшкола, тут нет нормативов, сроков и жёсткой программы. Мне важно чтобы все они были здоровы, активны, чему-то научились и с радостью бежали ко мне в зал на занятия. Планы это не главное.

- А мне? Что делать если для номера нужен определенный набор трюков, а они не успеют?

- Куда не успеют?

- К запланированному выступлению.

- Если бы ты знала, сколько всяких трюков планируем мы с Сэнсеем на выступления наших детей... Поверь, вот что сделают - то и хорошо. Важно не количество а качество. И конечно еще важнее моральная готовность детей выступить с тем чему ты их научила.

- Но это будет... не качественно.

- По сравнению с чем? С профессиональным цирком? Где люди занимаются этим годами? Да, не качественно. но мы и не профессионалы. Не жди от них невозможного.

- По твоему, я должна забить на всё, перестать переживать из-за того что не успеваем, не получается и будь что будет?..

- Ага.

Грустно сидела на кушетке и пила чай. Мои стремления и эмоции оказались никому не нужны. Я просто горела зря. Он как будто меня услышал -

- Не переживай. Говорю же - через это проходят все кто живет своим делом. Просто немного успокойся и приди к равновесию с этим миром.

- Ладно, если мои переживания никому не нужны, забью на всё. Как всё катится, так и пусть катится своим чередом. Больше не буду никого торопить или настраивать. Надоело!

- Не... ну не прямо так...

- Надоело всё. Ты прав, делаю только то что могу. не буду больше себя заставлять.

С этими словами начала переодеваться в уличную одежду.

- Олька... ты куда собралась? До тренировки десять минут.

- Это твоя тренировка. Сегодня у меня нет ни сил ни желания вести твои разминки. Пойду гулять по улицам.

- Не понял... а кто мне помогать будет?.. Я тоже устал между прочим.

- Не сегодня. Ничего не хочу. Настроения нет.

В дверях услышала за спиной -

- Только в драки не ввязывайся! Знаю я тебя... Потом из ментовки вытаскивать не буду!

- Я тоже тебя люблю, папочка.

В тот вечер я долго ходила по улицам смиряясь с бессмысленностью своих излишних переживаний. Наверное так действительно бывает со всеми кто живет своей работой, кто любит своё дело. Просто остальным это всё не так важно, и нужно к этому привыкнуть.
Ведь Сангер прав, все приходят и уходят. Рано или поздно. И с каким багажом техники они покинут наш клуб мало кому важно, в настоящее время навыки драки уже не актуальны. Они не нужны ежедневно для выживания. Занятия приобрели только спортивную направленность. А на соревнования готовится лишь небольшая кучка детей. Остальные приходят заниматься для общего развития и общения.
Может действительно пора убавить напор фанатичности на занятиях?.. Что ж, попробую. Только как?..

Фонари освещали мокрые улицы. Люди спешили по своим делам. Моросящий дождь умывал щёки и нос и приводил в себя, остужая перегревшийся кипящий мозг.
Находилась. Замерзла. Успокоилась.

Вернувшись в клуб промокшая со стучащими зубами встретилась взглядом с довольным Сэнсеем.

- Привет, Олька! Тебя что Сангер выгнал? Поссорились?

- Привет Сэнсей. Не, сама ушла.

- А... ну иди грейся. Скоро занятие, еще успеешь.

Не хочу. Никаких занятий не хочу - думала переодеваясь в сухую одежду. Потом села спиной к батарее с кружкой горячего чая и старалась ни о чем не думать глядя в одну точку на постере на стене. В тренерскую влетел Сангер.

- Вот ты где. Пошли, занятие начинается.

- Не хочу. Не пойду.

- У меня сейчас группа взрослых... и сегодня необычное занятие. Разминку вести не надо. Пойдем, за тобой специально пришел.

Вот раньше бы чертик в моей голове начал прыгать и кричать - Пойдем, пойдем скорее!!! Но сейчас даже он только поднял голову и неохотно предложил - Ну сходи, раз обещает что-то новенькое. Всё равно заняться больше нечем.

*** Атака без атаки ***

Зайдя в зал отметила про себя, что давненько не бывала на занятиях в этой группе. Сейчас почти вся она состояла из девушек от 20 до... лет. И пара парней того же возраста.
Папуля общался с ними соответственно. Мило и обходительно как джентльмен с милыми леди. Это вообще он? Такого я его еще не видела. Отметив это мысленно, внешне не показала никаких эмоций. Слишком всё перегорело в этот день.

Занятие действительно было необычным. Бегать и прыгать никто не стал. Все сидели и завороженно слушали папулю. А он как сказочник сохраняя интригу говорил и говорил. Даже я начала слушать.

- ... так вот, думаю со мной все согласны.

Девушки улыбаясь начали кивать.

- Возьмем простой пример. Кто-то на улице вас схватил за руку...

Его взгляд обратился ко мне и пригласил подойти. Прослушав всё начало лекции я, не подозревая подвоха подошла. он крепко сжал мою руку в запястьи.

- Вот что слабая девушка должна делать в таком...

Он не договорил, почувствовав что рука немеет, я решила освободиться и больно наступила ему на ногу. Он от неожиданности невольно ослабил захват и я выкрутила руку освободившись -

- Ты чего?! Больно же!

Он прыгая на одной ноге -

- Дочь! Я для примера тебя держал. Могла бы сказать что больно. 

Девушки смеялись. Только сейчас это заметила.

- Да ну тебя...

С этими словами он улыбнулся другой девушке и подозвал её. Видимо со мной получилось совсем не так как он планировал. Хотя суть занятия я начала улавливать. Когда-то подобное уже было. Как слабому победить сильного. Девушкам это действительно актуально и порой больше нужно, чем очередные десять отжиманий.

Всё правильно. Сангер перечислял на примерах разные психологические приемы, с помощью которых был шанс выкрутиться из разных ситуаций. Девушки были в восторге. Настолько эмоционально положительного занятия не было уже давно.

Конечно, девушкам больше свойственно уговаривать, хитрить и задавать вопросы, чем бить и делать броски через бедро.

Дальше только наблюдала за процессом и понимала, что быть женщиной намного сложнее чем мне казалось. Те выходы, которые предлагали они, мне бы и в голову не пришли. Как сложно у них устроен мозг. С парнями проще.

После занятия разбирая всё произошедшее в зале.

- Зря ты это сделала. Бить это не выход. А если бы он был сильнее меня? А если бы не ослабил захват? Ты понимаешь что те кто так хватают девушек не совсем адекватные? Не знаю что дальше могло бы быть с тобой...

- Но всё что предлагал ты и девушки... так долго и тоже не факт что сработает.

- Да, но даже если не сработает, не будет таких последствий как после пропущенного удара. Согласна?

- Предлагаешь обманывать?

- В таких случаях неважно что ты скажешь и наобещаешь. Цель - освобождение от захвата.

- Откуда я знаю что ему надо?..

- Ну... это отдельная тема. Давай я подумаю и мы к ней еще вернемся.

- Откуда девушки всё это знают?

- Не представляю... опыт наверное. Общаются, встречаются, расстаются... Это жизнь. У тебя ведь тоже были отношения. Тоже должен быть определенный опыт.

- Ну да... Только какой там опыт общения... Одного бросила. Другой уехал и сейчас жду его. ничего интересного.

- Ну ведь как-то ты рассталась с первым. Что говорила? Это же важно.

- Ничего особенного. Просто прямо сказала что не люблю его и хочу уехать. Всё.

- Вот прямо так и сказала?

- Ну да. Чего сказки рассказывать. Не люблю. Уезжаю. Всё.

- Ой, дочь... никакой женской хитрости в тебе нет... Уже заранее стало жалко твоего будущего мужа.

- А что, мужа надо обманывать? Не знала. Мне всю жизнь говорили что надо говорить правду.

- Всё правильно, только и правду надо уметь говорить. Иногда не сразу, иногда аккуратно, иногда нужно подготовить человека. Правда разная бывает. И часто неприятная.

- Ага. Кто бы говорил! Наверное поэтому я сейчас изображаю твою любовницу, а ты прячешь Ленку от всех и от своей бывшей?!

В меня полетела лапа. Очевидно что правду я не умею правильно говорить. А чего он злится?! Не я же это придумала. 


*** Школа выживания. Психологическое айкидо ***

На следующее занятие нашей "группы выживания" мы шли уже не с таким задорным энтузиазмом как в первый раз. Какой подвох сегодня нас ждал?

В верхнем зале из посторонних никого не было. Дверь на ключ. Это уже стало традицией... Сангер бодро зашел в зал и занял своё любимое место на столе (я не оговорилась, он любил сидеть полубоком на столе) -

- Всем добрый день! Я вижу кого-то не хватает. Нас становится меньше, но кто не испугался, станет в итоге настоящей командой.

Мы насторожились еще больше. Но никто и не подумал уйти. Он продолжил -

- Сегодня поговорим о конфликтах. А точнее как научиться ими управлять. У меня в руках довольно занятная книжка - "Психологическое айкидо". И именно она нам сегодня и еще на нескольких занятиях поможет.

Далее мы расположились на стульях и с удовольствием слушали каждое его слово. Такого нам точно больше нигде не расскажут.

- Первое о чем написано в этой книжке - НИКОГДА не применяйте эти знания и умения на своей семье! как только вы начнете управлять их чувствами и поступками с помощью психологии, они сразу же автоматически станут для вас ОБЪЕКТАМИ, а не любимыми родственниками. Поэтому на ком угодно - на работе, на знакомых (близких друзей тоже желательно от этого оградить), на учебе, на улице... вы можете пользоваться этими знаниями и навыками. Только не на тех кого любите.

- Почему? А если проблемы в семье с общением с родителями например?

- Они вас точно любят, а значит эти привила там не должны работать. Как только запустится общий механизм психологического айкидо - чувства будут отключаться. Ты хочешь чтобы тебя разлюбили самые близкие люди? Да, ты сможешь ими управлять. но любить уже вряд ли. И они тебя тоже. Всё станет понятнее, но чувства какие они должны быть в семье - умрут раз и навсегда.

- Почему умрут?

- Потому что нельзя разрезать и разобрать по органам живой организм, а потом сшить всё обратно как нам надо и ждать, что кошка снова побежит и станет живой. Не станет. У нас будет красиво сшитый труп кошки. Бегать и мурлыкать как раньше она не будет. Поэтому не советую.
Эти знания нужны для выживания в мире людей. И все они разные. И хотят разного. И относятся ко всем по-разному.
Нам нужно научиться понимать что есть определенные рефлексы, основанные на природных инстинктах. Есть распространенные страхи, есть базовые желания и надежды... С этим всем мы и будем учиться работать.

Он много что еще рассказывал. Это занятие было очень полезно для всех, так как давало нам возможность сразу применять полученные знания. Учиться их применять. Понимать как и что говорить... не знаю как остальным, а меня они до сих пор выручают.

Многое из теории я конечно уже не помню, но определенное поведение уже сформировалось и в большинстве случаев тем или иным способом я получаю чего хочу. Даже не задумываясь над приёмами.

И всегда в моей голове крепко сидело самое первое правило - не применять к близким. Наверное поэтому так сложно было замужем. Но я ни о чем не жалею и рада что позволила в тот период чувствам управлять мной. Не логике, ни психологическим приемам, ни расчету. Живые чувства бесценны. Но это отступление. А пока...

В тот день занятие закончилось еще более неожиданно. Нам было дано самое первое домашнее задание. И в его выполнении не было сомнений ни у кого. Все уже ждали этого.

А задание простое - исходя из набора приемов пройденных и разобранных на занятии - 1. Вывести на конфликт любого постороннего человека. 2. Погасить этот конфликт.

Рекомендовано было начать с небольшого конфликта, чтобы легче прошел второй пункт задания. Все довольные и взбудораженные шквалом новой информации разошлись по домам бурно обсуждая произошедшее.

Видя огонек в моих глазах Сангер быстро сказал -

- Только не здесь!

- Хорошо. Тогда я гулять.

- Доча, ты всё поняла? Не забывай про второй пункт! И не дерись пожалуйста.

- Ну пааааап...

Конечно мы так шутили. Последняя моя уличная драка была уже давно. Я выросла, изменилась, такие приключения уже не интересовали. Просто с этим диалогом нас с папулей как будто возвращало в прошлое... наше бурное веселое безбашенное прошлое. Сейчас смеемся вспоминая. 

*** Против бабки нет приёма ***

Час шаталась по улицам. Прохожие не обращали на меня внимания совсем. Даже наступив на ногу конфликта не получилось.

Уже подуставшая от лояльности населения, села в автобус и поехала по кругу просто получая удовольствие от поездки.

И вот оно. Неожиданно и в то же время вовремя.

На очередной остановке в автобус зашла бабка с сумками. Объемные и лёгкие они болтались вокруг нее и она долго усаживалась на сиденье ворча на сумки, маленькие сиденья, обстоятельства вынудившие её встать с дивана и ехать... на жизнь короче.

Абсолютно точно понимала, что вывести на конфликт эту особу не составит труда. А что это произойдет было очевидно... ибо никто больше не соглашался со мной в это играть.

Пока я её разглядывала и думала как можно будет в итоге погасить конфликт, она обратила внимание на меня. Наигравшись со своими сумками, недовольно посмотрела на меня исподлобья.

Я продолжала невозмутимо спокойно смотреть на нее.

Она отвела взгляд и стала себе под нос снова что-то ворчать.

Зачем я на нее смотрела? Просто изучала чтобы понять что у нее в голове и что может её успокоить. Думала долго, так как ответа всё не было. Настолько заряженную на негатив старушку уже давно не встречала. Обычно бабульки добрые. А тут атомная смесь ворчливости, недовольства жизнью, всеми людьми в целом и всем что с ней происходит в частности.

Время от времени она поднимала на меня взгляд и злилась всё больше.

Вот клянусь, я ничего не делала и не говорила! А она в очередной раз как посмотрела на меня - начала кричать на весь автобус, ругать меня, называть интересными словами и желать всякой ерунды...

Подумав что первый пункт моего домашнего задания выполнился сам по себе, начала вспоминать что там обычно делают чтобы сгладить конфликт и "свести его на нет". Ах да, надо показать свое положительное отношение к человеку...

И я улыбнулась в ответ.

Бабка как взорвалась. Заорала еще громче, начались угрозы и дело шло к физической расправе. Подумав что папуля не будет рад, когда узнает что я подралась с бабкой в автобусе... решила просто выйти на остановке. Вслед за спиной потом мата и криков еще долго не утихал. Бабка даже на улицу очень хотела донести до меня всю негативную информацию. Так много г... в человеке, что прёт из всех щелей. И ведь терпит её кто-то, живет же она с кем-то...

Отбросив весь негатив и с улыбкой пожелав ей всего того же, отправилась пешком гулять дальше. Задание было почти выполнено. И другое на сегодня я уже не планировала. Хватит и того что было.

Рассказав Сангеру о моем происшествии спросила как бы он поступил.

- Ты правильно сделала. Я бы тоже вышел из автобуса. Есть такие люди, с которыми нельзя договориться. Они не будут ничего слушать. Они не умеют слышать.

Потом он подумал о чем-то и глубоко вздохнул.

Посмотрев на него мысленно спросила - Что, она такая же? , и не могла сдержать улыбку.

Он глянул на меня недовольно и в его взгляде прочиталось - Да, и никакое психологическое айкидо не спасает. Закроем тему.

- Не переживай, папуль. Главное вовремя выйти из автобуса.

***