Колокольный звон

Николай Вотановский
В разгар тёплого весеннего дня лучи яркого солнца подтапливали оставшийся снег на крыше моего садового домика. Исходящие от мокрой кровли испарения создавали ощущение горячего снега. Капли дружно, весёлыми нотками, играли красивую мелодию для души. И в этой мелодии слышались одновременно и прощальные звуки холодной зимы, и звуки проснувшейся долгожданной весны. А проталины на полях и лугах с островками потемневшего снега и карканье прилетевших суетливых грачей на берёзах добавляли своего колорита к перемене времени года.

Пребывая в гармонии душевного и физического состояния от тёплого солнечного дня, я предавался мечтам о предстоящей работе в саду после зимней спячки. Неожиданно позвонил телефон. Увидев на экране «дочь Юля Москва», с надеждой на приятную новость, я включил связь и тут же услышал голос дочери:

— Папа, миленький, здравствуй! — После моего приветствия, на одном дыхании, приятным нежным голосом дочь продолжала говорить:

— Папа! Я вам с мамой взяла приглашение на пасхальную службу в храм Христа Спасителя. Я очень хочу, чтобы вы ко мне приехали. Я скучаю по вам! Мы вместе сходим на ночную литургию. Папуля, как ты на это смотришь? — спросила меня Юля, затаив дыхание в ожидании ответа.

От неожиданной и такой значимой для меня новости, от трепетного и сердечного приглашения дочери у меня на глазах появились слёзы. И все это вместе не дало мне ни единого шанса отказать. Позже, днём, моя жена, зная слабость всей моей жизни — небо, продолжала меня убеждать, что до Москвы и обратно полетим на самолёте. Напрасно. Я и без того был с первой минуты согласен на эту поездку.

От плавного набора оборотов двигателей салон самолёта немного потрясывало. Через несколько секунд, сорвавшись с тормозов, лайнер ринулся вперёд; после разгона, оторвавшись от взлётной полосы, словно на мгновенье завис в воздухе и продолжил увлекательный для меня полёт.

Сидя в удобном кресле у окошка, я с большим интересом и наслаждением смотрел вниз. Поля — самых разных геометрических форм насыщенного цвета озимой зелени и наполненные другими красками — при наборе высоты с каждой минутой менялись в размере. Хотя я и не отрывал взгляда от необычной, загадочной красоты, в какой-то миг все это волшебство исчезло из поля зрения.

Мы находились в облаке. Через окошко было видно, как над крылом самолёта седым потоком стремительно проносился туман. Буквально через несколько секунд внезапно открылся ещё более загадочный, непривычный для меня пейзаж. Мы плавно набирали высоту. Под яркими лучами весеннего солнца облака, во всём своём величии, словно белоснежные хребты гор, таили в себе сказочное волшебство. Через сорок минут лайнер стал снижаться, делая круг на посадку. А я уже наслаждался не тамбовскими степями и лесами, а столицей России во всей её красе. Купола церквей сверкали в лучах весеннего солнца. Красивые высотные здания мелькали под крылом самолета и стремительно убегали назад.

По дороге из аэропорта домой дочь остановилась у одного из столичных магазинов, чтобы закупить продукты для праздничного стола.
На входе в квартиру нас встретил улыбкой и добрыми словами приветствия младший сын дочери, наш внук Коля двенадцати лет.
Дочь, показав нам квартиру, уединилась на кухне. А Коля в своей комнате нас знакомил с укладом школьной и столичной жизни.
Время за дружной интересной беседой пролетело незаметно. За чаем каждый из нас определил планы на предстоящий субботний день. Дочь заказала такси на утро, после чего все пошли готовиться ко сну.

Проснувшись в многоэтажном московском доме, я наблюдал, как зайчик, посланный первым лучом восходящего солнца, медленно двигался по потолку квартиры.
Ещё в самолете жена предложила мне в Великую Субботу перед Светлой Пасхой сходить на службу в храм при Новодевичьем женском монастыре. Недолго думая, я с душевным удовлетворением согласился со значимым для меня предложением. Этому храму я был обязан своей душой и телом.

Несколько лет назад мы с женой по предварительному приглашению приехали в институт имени Петровского на операцию. Диагноз у меня был неутешительный.
В клинике в срочном порядке сделали все необходимые анализы. В свободное время моя жена предложила съездить к мощам святой Матронушки: прикоснуться к таинственной великой целительной силе, которую много лет блаженная старица дарует страждущим. А на второй день жена мне предложила посетить ещё и Новодевичий женский монастырь. Поскольку в моём бедственном положении причин для отказа у меня не было, я вновь согласился.

Перекрестившись перед входными вратами, мы с благоговением вошли в невысокий старинный храм. Воздух внутри был наполнен вековой благодатью. Прихожан в храме в это время было очень мало. С душевным трепетом и со слезами на глазах я подошёл к образам Спасителя, Божьей Матери и святых угодников. С крестным знамением, целуя нежно иконы, я просил святых даровать мне терпения на предстоящую сложную операцию и укрепить мою скудную веру.
Перетерпев до и после операции в телесной и душевной боли все муки земного ада, я получил от Господа за мое терпение неколебимую Святую Веру, с которой и иду по вновь подаренной мне жизни, наслаждаясь семейным счастьем…

Выйдя с женой из подъезда раньше назначенного времени, мы вдохнули свежесть и прохладу весеннего раннего утра. Лазурное небо в просветах между высотными домами в лучах восходящего солнца, цеплявшихся за макушки берёз, предвещало тёплые праздничные дни. Почки деревьев, дремавшие холодной зимой, готовились к пробуждению. Птицы, прилетевшие с тёплого юга, сидели на ветвях парами, игриво признаваясь в своих чувствах, и громко щебетали.

В окошко такси я с любопытством и гордостью смотрел на величие и могущество столицы великой России. Улицы ранним утром были ещё не загружены, до Новодевичьего монастыря доехали быстро. Неторопливо прогуливаясь по территории монастыря, мы подошли к могилам, где упокоены монахини, отдавшие свою жизнь для возрождения монастыря в годы гонений на Святую Апостольскую Церковь.

Подошли к могилке игуменьи Серафимы, над которой стоял мощный крест из чёрного гранита с краткой её биографией. При поклоне, сам не ожидая, я очень сильно стукнулся головой о каменный крест. Жена, зная моё непостоянство в вере, с улыбкой на лице проговорила:

— Это хорошо! Так тебе и надо! Серафима таким способом напоминает тебе, о чём ты здесь просил всех святых перед операцией.
Затем она погладила меня своей тёплой нежной рукой по больному месту. С правдивыми словами я согласился и от души поблагодарил жену за всё её доброе отношение, за её душевную поддержку, когда она находилась рядом со мной в тяжёлые для меня времена. Прикоснувшись больным местом к холодному гранитному кресту, я благодарил монахиню Серафиму за напоминание мне, и за её дерзновенную молитву перед престолом Спасителя Иисуса Христа — за моё спасение.

Совершив крестное знамение, с благоговением вошли мы в родной уже нам храм. Прихожан в субботний праздник перед Великой Пасхой в храме было много. Люди держали в руках корзины, наполненные пасхальными продуктами, принесенные для освящения к праздничному столу.

В первой части храма прихожане стояли на исповедь — каждый со своей думой. В ожидании покаяния в этой очереди, как великий грешник, стоял и я.
Из второго зала, где началась утренняя литургия, доносились трогательные возгласы священнослужителей и душевное пение монахинь. От начала и до конца литургии службу вёл сам митрополит Московский. Слова молитв священников и певучие голоса монахинь ручейком лились прямо в душу, наполняя её предвкушением любви и добра. После значимых молитвенных правил наступал самый ответственный и важный духовный ритуал — причастие.

Благоговейно причастившись, послушав молитву, прихожане в боковую дверь выходили на улицу для освящения пасхальных даров. Прикоснувшись к иконам, не торопясь, я тоже вышел на улицу. Во дворе вдоль храма стояли рядами столы, накрытые белой скатертью. На столах, уже в развёрнутых пакетах и в корзинах, в ожидании освящения лежали во всей красе принесенные пасхальные продукты. Куличи, покрытые сверху белой глазурью с красной надписью «Христос Воскресе». Яйца, окрашенные в разные цвета радуги, переливающиеся в лучах весеннего солнца. Плоды земные под молитву митрополита освящались водой.
С благодатью в душе и чувством лёгкой усталости в теле, с освящёнными пасхальными дарами, мы вернулись домой к дочери.

После сладкого вечернего сна мы неторопливо стали собираться в храм Христа Спасителя на ночную службу. При выходе из дома я невольно взглянул на небо, откуда уже многочисленные звёзды слали весточку о хорошей погоде на пасхальные дни.

По пути, в ожидании чего-то нового, я через окошко автомобиля смотрел на красоту ночной Москвы, светящейся разноцветными огнями. Мы подъехали к воротам. По предъявлении пропуска открылся шлагбаум. С помощью полицейских дочь поставила машину на стоянку. С сердечным трепетом я вышел из машины.

Невольно оглядевшись вокруг, мы направились к храму. Золоченые купола, озарённые прожекторами, величаво возвышались на фоне звездного неба. В потоке людей, пройдя две охранные рамки, мы неторопливо поднялись по узкой лестнице на огромную территорию верхнего храма.

Оказавшись в таком большом помещении, я захотел увидеть всё и сразу. Но человеческие возможности не позволяли мне этого сделать до конца службы, зато в каждом мгновении я с приятным ощущением находил для себя что-то новое.

Архитектурный вид внутри храма, уходящего сводом под купол, своим величием и объёмом удивляли меня, как строителя. В этом же центральном своде с высоты взирал образ младенца Спасителя, сидящего на коленях Иосифа. На стенах, в рамках из позолоченной лепнины, возвышались расписные иконы. Взоры Спасителя, Божьей Матери и святых угодников, устремлённые на прихожан, наполняли душу чудотворной силой. Сочетание цветов с приглушённой подсветкой образов, в гармонии с витающим вокруг божественным духом, давало ощущение чего-то неземного.

За пережитые в болезнях годы, за вновь подаренную мне жизнь, за укрепление веры и духа я благодарил взирающих на меня Спасителя, Богородицу и всех святых угодников. Ещё я благодарил их за исполнение моего желания: когда-нибудь увидеть воочию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и президента великой России. Но Господь дал мне возможность не только их увидеть, но и стоять с ними рядом на пасхальной службе в главном историческом храме страны.

Под колокольный звон многие из прихожан приняли участие в крестном ходе. После возвращения, в небольшой суете, напротив себя я увидел руководителей нашей страны, словно явившихся с небес. Президент России В. В. Путин, председатель правительства Д. А. Медведев со своей женой и мэр столицы С. С. Собянин стояли в ложе и о чем-то между собой перешептывались. После крестного хода Святейший Патриарх Кирилл чинно продолжил пасхальное богослужение. Всю службу до причастия на возглас Патриарха — ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — все присутствующие в храме в ответ в один голос прославляли воистину воскресшего Христа.

Во время торжества праздничной службы у нас с женой вновь возникло огромное желание причаститься Святых Даров, соединить свой дух с Духом нашего Господа в значимом по своему величию храме. Жена подошла к батюшке, который исповедовал кающихся прихожан. В трепетном смирении спросила у него, имеют ли право она с мужем причаститься, объяснив ему, что в субботу утром мы исповедовались и причастились в храме Новодевичьего монастыря. Батюшка ответил, что суббота — это вчерашний день, а православный христианин по Евангелию имеет право после поста и определённых в течение суток молитвенных правил исповедоваться и причащаться хоть каждый день.

Со счастливыми улыбками мы медленно, с дерзновеньем души, двигались в общем потоке прихожан к Чаше — Плоти и Крови Христа! Под тихое пение хора мы вновь причастились Божественных Даров; прикоснулись к одному из главных духовных таинств.

От всего происходящего за последние сутки — посещения субботней утренней службы, шестичасового пребывания на ночной пасхальной службе — я не почувствовал усталости. За это время у меня в душе появилось новое ощущение, которого я раньше в своей жизни никогда не испытывал. А лёгкость в теле давала чувство полета без крыльев — прямо в небеса.
Однако в небеса лететь нам еще было рано, да и на самолет обратных билетов у нас не было. На второй день праздника Пасхи мы решили ехать в Тамбов вместе с дочерью на её автомобиле.

Трасса М-4 «Дон» в праздничные дни была сильно загружена. Колонны автомобилей стояли в длинных пробках. На определённом отрезке дороги для объезда стоящих колонн некоторые водители поворачивали на уходящую вправо дорогу. Дочь тоже решила свернуть.

Мы ехали просёлочной дорогой не торопясь. В умиротворённом душевном состоянии от всего произошедшего за последние дни, я молча смотрел в окошко джипа. И с упоением наблюдал за самобытностью российских деревень; каждая с непредсказуемой загадочностью, со своим укладом, уходящим глубоко в историю…