Самые длинные рок-композиции, которые удалось услы

Алекс Свитт
Несколько слов о...

Самые длинные (долгоиграющие) рок-композиции (больше 10 минут, от 11 и выше), которые удалось услышать в жизни.

 
Здравствуйте!

Композиция... Что это?.. А это... В общих чертах... "Соединение в единое целое, состоящее из нескольких частей".

Понятно. А в музыке? Это.. "Полностью завершенное музыкальное произведение, которое...", как мы уже поняли, "состоит из нескольких частей".

Ясно. А рок-группы? Классические рок-группы - это такие музыкальные группы, которые в прошлом любили экспериментировать (представляя себя великими поэтами и композиторами), сочиняя длинные (долгоиграющие) композиции, состоящие из... Из чего бы вы думали? Правильно! Состоящие из нескольких частей!

Так. Хорошо. А Лёша? А Лёша - это такой парень, который решил составить список самых длинных рок-композиций, что услышал в жизни, состоящих из... Хо-хо! Ладно, больше не будем...

Но факт, остаётся фактом: эти композиции - реально длинные. А музыканты, что их придумали, являлись особенными, одарёнными людьми. Не всегда мировая общественность понимала их творения, но группы, несмотря на все "за" и "против", во все времена находили своего благодарного слушателя. Коим сейчас, в XXI-ом веке, являюсь и я - ваш покорный слуга пера, прибалтийский журналист-любитель со стажем... Вот-с... 
 

Итак, приступим...

Кажется, всё началось тогда, когда я стал собирать коллекцию английской рок-группы "Pink Floyd" (Великобритания, Англия, Лондон) на кассетах в 15-ть лет. Обратив внимание на приятные голоса и, "улетев" от их особого стиля (смелого, экспериментального, прогрессивного рока) подхода, игры, бесконечно электронных шумовых медитаций с мелодичной гитарой, классным барабаном, "волшебным" электроорганом и чётким басом, я почувствовал, что настало время для особенных "киносеансов" в голове (при моём богатом воображении иного и быть не могло). И они не заставили себя долго ждать...

Хотелось бы выделить десять из таких произведений данной выдающейся рок-группы.

1. "A saucerful of secrets" - 11:57 (Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мэйсон. Инструментальная композиция без слов, альбом "A saucerful of secrets", 1968), состоящая из четырёх частей:
 
I. "Something else" (3:57; 0:00—3:57).
II. "Syncopated pandemonium" (3:07; 3:57—7:04).
III. "Storm signal" (1:34; 7:04—8:38).
IV. "Celestial voices" (3:19; 8:38—11:52).

2. "A saucerful of secrets" - 12:48 (Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мэйсон. Концертный вариант. Альбом "Ummagumma", 1969. Могу посоветовать ещё и фильм "Pink Floyd: Live at Pompeii", 1972, но там она чуть короче. Всего 10:20. Однако такая же эпичная). Композиция хоть и ненамного длиннее студийной версии, но интересна тем, что хор, исполняющий четвёртую часть, под названием "Небесные голоса", в конце был убран и их партии исполнил один человек - гитарист Дэвид Гилмор. И, надо сказать, он неплохо справился со своей задачей. Ведь у него же красивый, приятный голос.
   
3. "Atom heart mother" - 23:44 (Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мэйсон, Рон Гисин. Альбом "Atom heart mother", 1970):
 
I. "Father's shout" (05:19; 00:00—05:19).
II. "Breast milky" (4:50; 5:19—10:09).
III. "Mother fore" (5:16; 10:09—15:25).
IV. "Funky dung" (2:19; 15:25—17:44).
V. "Mind your throats, please" (2:01; 17:44—19:45).
VI. "Remergence" (3:59; 19:45—23:44).

4. "Alan’s psychedelic breakfast" - 13:00 (Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мэйсон. Голос, речь: Алан Стайлз. Альбом "Atom heart mother", 1970):
 
I. "Rise and Shine" (00:00—04:22)
II. "Sunny Side Up" (04:22—08:17).
III. "Morning Glory" (08:17—13:00).

5. "Echoes" - 23:29 (Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мэйсон. Альбом "Meddle", 1971).
 
6. Также не забудем "Echoes" в фильме "Pink Floyd: Live at Pompeii", 1972, где композицию удачно разделили на две части, сделав из неё начало и конец фильма-концерта. "Echoes. Part 1" - 12:06 и "Echoes. Part 2" - 13:20. Всего: 25:26.
   
7. "Shine on you crazy diamond" (parts I-V) - 13:30 (альбом "Wish you were here", 1975. Уотерс, Гилмор, Райт. Хм... Уже нету в числе авторов барабанщика Ника Мэйсона. Это "звоночек").
 
8. "Shine on you crazy diamond" (parts VI-IX) - 12:31 (альбом "Wish you were here", 1975. Уотерс, Гилмор, Райт).

9. "Dogs" - 17:06 (альбом "Animals", 1977. Уотерс, Гилмор. А здесь уже среди авторов нет клавишника Ричарда Райта).
   
10. "Pigs (three different ones)" - 11:28. (Роджер Уотерс. Вот так и дошло до того, что "Pink Floyd" стала группой одного басиста Уотерса и "двух приглашённых музыкантов", как сам Роджер говорил тогда. Гилмор ещё пытался с ним творить, но, в целом, раскол был неизбежен. Альбом "Animals", 1977).

   
Невероятно длинные, правда?.. Слушая каждую из них, я без труда мог себе представить... Сельский дом, войну, окончание сражений, переход на мирное время (в "A saucerful of secrets"); вереницу различных событий ("Atom heart mother"); утро в большом городе, приготовление еды, завтрак (в "Alan’s psychedelic breakfast"); высокие горы, скалы, ущелья, овраги, густой туман, облака, полёт птицы над реками, полями, лесами... Плюс античный мир, статуи, колонны, дворцы, храмы, руины, действующий вулкан (в "Echoes", конечно же, а также в "Pink Floyd: Live at Pompeii"). Далее рассвет, озеро, капли росы, круги на воде, шум лёгкого ветерка, солнце (в "Shine on you crazy diamond"). Вновь деревню, но уже с домашними животными и в вечернее время (так чувствуется, "Dogs"). Ну и снова вереницу различных событий, причём каждый раз разную (в "Pigs. Three different ones" Вот-с).

Мне приятно, что мир смог понять и принять эти сложные, многогранные композиции и увидеть, что "Pink Floyd" - больше, чем группа. Это гордость, сила и величие  XX-го века...

И да, всегда говорил и повторю ещё раз, что по радио, не на рок-станциях, можно не только одну лишь "Another brick in the wall. Part 2" крутить. В социальном рок-спектакле, рок-опере "Стена" (1979), откуда она и взята, найдётся ещё несколько номеров, подходящих для радио. Например, "Mother" или "Nobody home". И сейчас они будут ещё актуальнее, чем тогда. Всё-таки одной борьбы с образованием как-то мало для таких ребят, как "Pink Floyd", уважаемые радиостанции. Идём дальше...


А дальше нам попадаются три великих хард-рок гиганта. Три главных хард-рок гиганта нашего мира. Мой обожаемый, так называемый "Змей Горыныч". Это, конечно же, "Deep Purple", "Led Zeppelin" и Black Sabbath". Все из Великобритании. И было бы весьма и весьма удивительно, если бы у таких ребят не было бы длинных, долгоиграющих композиций. И они есть. За что им всем я сердечно благодарен.

Рассмотрим каждую "голову" нашего "Змея Горыныча" в отдельности.


"Deep Purple" (Хартфорд, Англия, Великобритания) - украшение мира, в виде трёх музыкантов-виртуозов (клавишные - Джон Лорд, гитара - Ричи/Ритчи Блэкмор, ударные, барабан - Иэн Пэйс) и различных басистов, певцов, дополняющих эту самую первую тройку. Здесь мы возьмём 8 композиций, которые превышают 11 минут. Поехали!..

1. "April" - 12:10 (альбом "Deep Purple". 1969, Джон Лорд, Ричи/Ритчи Блэкмор).

2. "First movement: Moderato — Allegro" - 19:21 (альбом "Concerto for group and orchestra", 1969-1970, Лорд).
 
3. "Second movement: andante" - 19:11 (альбом "Concerto for group and orchestra", 1969-1970, Лорд, Иэн Гиллан).

4. "Third movement: vivace — presto" - 13:08 (альбом "Concerto for group and orchestra", 1969-1970, Лорд).

5. "Wring that neck/Hard road" - 32:04. (концертная версия 5-ти минутной студийной инструментальной композиции без слов со второго альбома "The book of Taliesyn", 1968-1969. "Scandinavian Nights. Live in Stockholm 1970". Блэкмор, Лорд, Ник Симпер, Иэн Пэйс). 

6. "Mandrake root" - 28:42. (концертная версия 6-ти минутной студийной композиции с первого альбома "Shades of Deep Purple", 1968. "Scandinavian Nights. Live in Stockholm 1970". Блэкмор, Род Эванс, Лорд).

7. "Child in time" - 17:25 (легендарная вещь с альбома "Deep Purple in rock", 1970. Ричи/Ритчи Блэкмор, Джон Лорд, Иэн Гиллан, Роджер Гловер, Иэн Пэйс. "Scandinavian Nights. Live in Stockholm 1970". Можно ещё, конечно же, отметить и версию с "Made in Japan", 1972. Она 12:25. Но эта - длиннее. На целых пять минут. А это много. Однако люблю обе версии. Это же "золотое" время у "Тёмно-Фиолетовых"). 

8. "Space truckin'" - 19.42 (концертная версия 4-х минутной студийной композиции с альбома "Machine head", 1972. "Made in Japan", 1972. Блэкмор, Лорд, Гловер, Гиллан, Пэйс). 


Первые четыре композиции - это, так называемый "переворот в голове". Рок-группа, которая может сочинять музыку, приглашая филармонический оркестр - уже никогда, ни при каких обстоятельствах простым музыкальным коллективом считаться не будет!!! Это гении, виртуозы своего дела!!! И я им благодарен за то, что они так могут. А главному инициатору всего этого, то есть клавишнику Джону Лорду - низкий поклон. Это бриллиант XX-го века. Остальным же музыкантам - большое спасибо за то, что согласились поддержать его идеи. Ричи/Ритчи Блэкмору - особенно.
 
Четыре же последние композиции - это неимоверно мощная импровизация на концертах, растянутая от 17-ти до 28-32-х минут!!! И тут хочется отметить зрителей, которые ничего подобного в своей жизни раньше не слышали. Ну, может, единицы из них и могли сравнить (на концертах "Cream", например), но не большинство зала. И ведь это не просто "джем" был, где каждый играл, что хотел, нет. Это был смелый и умелый "полёт фантазии"... Основная композиция, эксперимент, импровизация, мастерство, техника игры, различные наработки будущих вещей, черновики того, что никогда не станет новой композицией, отрывки из различных мелодий... Вот, что такое ранние концерты "Deep Purple"!!! И такое забыть невозможно!!! Особенно, если слушаешь всё это, как и зрители в зале, в первый раз. Нечто...

Не могу удержаться от автобиографической вставки... Вспоминается празднование одного дня рождения в подростковый период. На своё 16-тилетие я пригласил домой друзей. Были там и девушки. В качестве музыкального фона был поставлен один концерт "Deep Purple" -"Scandinavian Nights. Live in Stockholm 1970". Не очень громко, чтобы можно было нормально общаться, но, всё же... Когда он заканчивался, то я не хотел искать что-то ещё и ставил кассету по новой. А ведь это 90 минут (полтора часа). После второго раза, одна из девушек попросила поставить что-то другое, но большинство парней запротестовало и уговорило ещё раз прокрутить данный концерт. И так как день рождения был у меня, то на правах хозяина, я последовал большинству, ну и длинные композиции "Тёмно-Фиолетовых" заиграли в третий раз. Больше подобных музыкальных фонов на дне рождения у меня не было, хо-хо!. А вот дамы были всегда. Я же симпатичным и весёлым малым оказывался. Сейчас хочу сказать всем друзьям и одноклассникам спасибо за то, что смогли прикоснуться к великому, а именно к "Deep Purple". Вряд ли, кто им ещё ставил три раза подряд "Скандинавские ночи". Если только сами не балдели и не попробовали сымпровизировать на репетициях. Мало ли, вдруг кто из них рок-музыкантом стал. Мы же после школы не общались. В соц. сайтах я не сижу и на встречах выпускников не был. Так что... Всё может быть...

Кстати! Закреплять одну и ту же запись по три раза я до сих пор люблю. Хо-хо! Только не подряд. Не в один день. Чтобы лучше усваивалось... Идём дальше.


"Led Zeppelin" (Лондон, Англия, Великобритания). У этих ребят хочется отметить...

1. "Dazed and confused" - 29:19 (Джейк Холмс, обработка, переделка Джимми Пэйдж. Концертная версия 6-ти минутной композиции с первого альбома "Led Zeppelin", 1969. Фильм-концерт "The song remains the same", 1976). 

2. "Whole lotta love" - 13:53 (Уилли Диксон. Обработка и переделка Роберт Плант, Джимми Пэйдж, Джон Пол Джонс, Джон Бонэм. Концертная версия 5-ти минутной вещи со второго альбома "Led Zeppelin-II", 1969. Фильм-концерт "The song remains the same", 1976).
 
3. "Moby Dick" - 11:03 (Джон Бонэм, Джимми Пэйдж, Роберт Плант. Концертная версия 4-х минутной студийной композиции без слов со второго альбома "Led Zeppelin-II", 1969. Фильм-концерт "The song remains the same", 1976). 
 
4. "In my time of dying" - 11:04 (альбом "Physical graffiti", 1975. Плант, Пэйдж, Джонс, Бонэм).

5. Знаю, что это две вещи, но разделять их не хочется. И пусть в моём топе будет одно исключение. А по сему... "The song remains the same" (5:32, Плант, Пэйдж)  и "The rain song" (7:39, Плант, Пэйдж). Обе с альбома "Houses of the holy", 1973.

Почему не хочется разделять? А везде, где я слышал они идут вместе, почти неотрывно. На сборниках, концертах. Так что, будем считать, что это сами "Led Zeppelin" виноваты, раз так настроили слушателя. Ведь тут что главное? Правильно! Найти виноватого! И мы его нашли, хо-хо! Однако, знайте, что это 2 разные композиции и в мировых топах их не встретите. Ну, а у меня есть! Я же особенный, ы-ы-ы...

 
Первые 3 вещи - это не просто концерт, это фильм. То есть, его интересно не только слушать, но и смотреть. Причём не только на сцену, где выступают музыканты, но и на, так называемые клипы (фон), где будут происходить самые разные события. А так как клипов в то время ещё не было, то, сами понимаете, насколько это всё притягательно...

Две последних - это уже из студийных альбомов, но даже здесь воображение играет не на шутку. Всё-таки, особому диражаблю - особенный полёт. Плюс те вещи, что я объединил ("The song remains the same"/"The rain") , в том же, неразрывном виде, можно увидеть в том самом фильме-концерте "The song remains the same", 1976-го года. Вот так.

 
Ну, и "Black Sabbath" (Бирмингем, Англия, Великобритания. Здесь, конечно же, ставим первый альбом ("Black Sabbath", 1970) и находим самую длинную композицию у группы... И это...

Э-э, чего?.. Официально мне говорят, что вещи, превышающей 10 минут здесь НЕТУ!.. Я, конечно, понимаю, что покупал альбом в 90-х у "пиратов", торгующих на центральном рынке в небольшом вагончике, но давайте проверим...
 
Вторая сторона. Европейское издание.

5. "Evil Woman" - 3:25.
6. "Sleeping Village" - 3:46.
7. "Warning" - 10:28

Добавлена позже (в издании 1996-го года):

8. "Wicked World" - 4:47.

Не убедили. Надо бы её поставить. Youtube, выручай... Ну, вот! Обратите внимание на концовку "Sleeping village". Она неотрывно переходит в начало "Warning", из чего получается "Sleeping village"/"Warning", как одна композиция! Так, кстати, на различных изданиях указано. Проверим?..
 
"A Bit of Finger"/"Sleeping Village"/"Warning" - 14:15. Пожалуйста. Вот. Мало того, что это самая длинная вещь у группы (из всех 19-ти альбомов), так ещё и "каша" с ней. Короче, включаю её в свой топ, так как многочисленные издания объединяют композиции, показывая первый альбом. Точка.
 
"Sleeping village" - 3:46 (Тони Айомми, Оззи Озборн, Гизер Батлер, Билл Уорд).
 
"Warning" - 10:28 (Aynsley Dunbar, Alex Dmochowski, Victor Hickling, John Moorshead).

Ого! Так это ещё и чужая вещь! А соединили на альбоме так, что будто своя. Только людей путаете. Но раз соединили, то сами виноваты.

Хотя... Что я зря мучаюсь? Возьмём ту версию, что слышал на одном концерте. Она идёт 19 минут. И всё. Будет честно. Сейчас проверим.

"Live at last". Выпущен в 1980-ом. Записи 1973-го года.

Сторона В.

7. "War pigs" - 7:38.
8. "Wicked World" - 18:59.
9. "Paranoid" - 3:10.

Освежим свою память. Послушаем её...

Да, это большое попурри... С отцовской пластинки ещё помню. Ну, вот. Теперь порядок. В оригинале "Wicked world" идёт всего около 5 минут (4:47). А тут... Уж развернулся гитарист Тони Айомми, так развернулся. И соло на барабанах от Билла Уорда тут имеется, и различные вставки (из "Into the void", "Supernaut", к примеру).   

Уф... Разобрались... Всё равно у "Сэббэта" больше ничего подобного нету. Проверил. За все 19-ть альбомов. Ничего. Это они так, в начале немного "подурачились", показав, на что способны. А дальше уже пошли оттачивать свой мрачный стиль.
 
Уф... Устал. Спать пора. А ведь ещё не написал ни строчки про "Iron Butterfly", "Uriah Heep", "Dire Straits", "UFO", которые услышал позже вышеперечисленных коллективов...

Значит, будет вторая часть. А пока...

Всего вам доброго! И спасибо за внимание!


С вами был Алекс Джей Лайт.