Исповедь у моря...

Мейхош Абдуллах
Автор Валентина Будникова: -
(по мотивам рассказа Мейхош Абдуллаха «Продрогшие листья»)

Нурида, женщина преклонного возраста, всё ещё привлекательна; голубизной и живым блеском глаз уподоблена морю, однако одинока и несчастна…
Мы говорим о героине рассказа «Продрогшие листья» писателя М.Абдуллаха, где автор настойчиво взывает:
- Признайся, ведь тебе всегда холодно, одинокая женщина?!
Не секрет, на сюжеты женских историй писатель не скупится… И женщины, героини его произведений, «всегда чуть-чуть, как море», а «море в чём-то женщина чуть-чуть». Да хотя бы в том, что тоже бывает одиноким… Вспомним «Галатею», вышедшую из кружевных волн (рассказ М.А. «Моя любимая»), она подобие земной красавицы и с какой радостью встречает своего долгожданного возлюбленного. Море поймёт, морю довериться можно… Автор к морю на исповедь приходит…
Частично узнавая себя в Нуриде, поделюсь с воображаемым морем (и, несомненно, с читателями М. Абдуллаха) своими думами и чаяниями на основе прочитанного…
Женщина у моря, светлая печаль,
И простые слёзы на ресницах…
Поначалу « с морского брега» от имени женщин, со мною единодушных, адресуем представителям «сильной половины» эти строки:
Женщина, как море, так взывает,
Но мужчины, словно корабли,
Только сверху душу задевают —
Глубиной они пренебрегли…
А далее о том, «как сильная женщина плачет у окна…». Героиня рассказа Нурида, действительно, страдает от своего длительного одиночества: ей не спится, страшится чего-то, не способна забыть предательства мужа, на новые отношения не решается…
И всё авторское повествование как цепь горьких раздумий о судьбе одиноких женщин преклонного возраста…(проблема всегда актуальна, она существует).
« Конечно, попадались на её пути мужчины,- скажет писатель, - которые готовы были раскрыть ей своё сердце, однако Нурида отвергала всех, не доверяя никому…»
Автор изображает непростое время жизни представительницы прекрасного пола – период её поздней осени, когда последние «продрогшие листья» опадают с дерев… И, кажется, никакого душевного просвета… Лист с чинары, что пред окном Нуриды, льётся потоком (далее цитирую), «отсчитывая отпущенные ей судьбой дни. Наверное, поэтому она старалась не наступать на опавшие с веток листочки, устилающие осенью весь двор. Словно боялась еще раз, уже самой, растоптать ушедшие из жизни дни». Отношение М. Абдуллаха к своей героине, как видится, неоднозначно. В разорении семейного гнёзда он, мужчина, винит не только её мужа. Между строк легко прочитывается авторское: «Мужчину надо уважать, он в доме добытчик, основа благосостояния в семье и стоило бы ему простить какие-то временные увлечения». «Женщине надо быть лояльнее, терпимее, мягче», - вновь слышится авторский голос. В то же время в своей идейной направленности рассказ «Продрогшие листья» сводится к авторскому желанию духовного возрождения героини и любой отчаявшейся от одиночества женщины. И море им в этом импонирует:
Женщина у моря, ты одна,
Только сердце биться не устало,
Как нахлынет новая волна
С нею жизнь свою начнёшь сначала.
Автор чисто по- человечески жалеет свою незадачливую Нуриду, даёт ей право совладать со своими душевными невзгодами. Но не говорит об этом прямым текстом, только намёки. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над самим текстом витает еще некий сверхсмысл, его нужно только уловить, именно «подтекст» помогает верно понять главную идею рассказа.
«Поздняя осень», «чинара у окна», «продрогшие листья», «звонки из ниоткуда, «дождь и слёзы»... А ещё «глаза Нуриды» с застывшей болью, но « умные, прекрасные, как в молодости, голубые, как море» - всё это художественные образы и детали данного произведения. Повтор как приём словесной выразительности выполняет, на наш взгляд, функцию художественного обобщения. Автор не единожды обращает внимание читателей на художественную деталь: глаза Нуриды. Живой блеск умных глаз ассоциируется у читателя с жизнестойкостью; их морская синь как символ надежды, духовного преображения.
Психология одинокой женщины автором, безусловно, передана. Писательские раздумья, сложные душевные переживания героини транслируются через непростой синтаксис, через вереницу индивидуально-авторских знаков препинания… Не всё всегда, к сожалению, поддаётся заданным правилам. Не всегда возможно "поверить алгеброй гармонию", пытаться с помощью одного лишь разума, исключая чувства, судить о художественном тексте.
Стоит уйти от подробного грамматического разбора (в этом направлении работа уже проделана другими). Не лучше ли перевести акценты на авторское, личностное, где так много подтекста, недоговорённости… Процитируем фрагмент:
«Иногда, отчаявшись, она, как и эти падающие листья, хотела… броситься .... Но потом, горько усмехнувшись собственным мыслям, говорила себе: «Глупая… следующей весной эти листья вновь возродятся к жизни, а ты…».
Сквозь авторское «умолчание» (цепочку тире, многоточий и внутренних монологов) кому-то вдруг «пригрезится» сцена под названием «Признания одинокой женщины»… А, может быть, «Исповедь у моря» в сопровождении угрюмого звучания морского прибоя… Я заговорила о спектакле (по мотивам рассказа М.Абдуллаха «Продрогшие листья»)… А почему бы и нет? Ведь слово писателя и картинно, и звучно, и психологично. «Театр одного актёра» (или моноспектакль) для данного произведения - вполне реально.
Вы скажете, что по сюжету в рассказе всего этого нет. «А мы сегодня (как в песне поётся) - вне сюжета, далеко и рядом где-то…».
Можно долго рассуждать о плюсах и минусах жизни в одиночестве… У каждой женщины своя история… Пусть займутся этим психологи...
Нам же к сцене с Нуридой вернуться стоит. Её грустная история достойна обнадёживающего финала. Авторский подтекст - тому подтверждение. Глаза цвета моря – некий символический знак.
Думается, какой-то внесценический персонаж обязательно подскажет отчаявшейся женщине, что выход есть – надо просто полюбить себя.
***
И не только одинокие женщины вынуждены с данным утверждением согласиться. Природа дарит нам возраст не для того, чтобы бороться с этим. Ведь настоящая красота заключается не в соответствии каким-то стандартам или идеалам, а в уверенности в своей уникальности. Надо научиться принимать себя такими, какие мы есть. Учиться жить в гармонии с собой. Находить интересы: в природе, искусстве, общении, в любимом деле. Каждая женщина несет в себе свой собственный мир, который делает её по-настоящему прекрасной.

Слушая ЕЁ исповедь …

Море на берег роняло слезу,
Рокотом нежным звало и манило,
Волнами камни ласкало внизу,
В брызгах солёных любовь ЕЙ дарило…