Экстер автопортрет и о фильме Аэлита

Ольга Сергеева -Саркисова
Первый советский фильм из жанра научной фантастики.«Аэлита» - экранизация научно-фантастического  романа А. Толстого, выполненная Я. Протазановым по всем правилам немого кино в 1924 году.Любознательность человека всегда стремится раздвинуть рамки своего мира, открыть новые горизонты, новые планеты во вселенной, узнать посланников инопланетян из других миров,установить контакт и выяснить- насколько мы готовы к нему.По идее, это должен быть нравственный посыл во вселенную, всем народам разных планет. Конечно, особое место тут займёт женщина.Французы правы- "ищите женщину!" и многое узнаете о мире...в этом поможет Юлия Солнцева,которая сыграет роль Аэлиты, правительницы Марса.Какие ей сделала Экстер туалеты! Выше всех похвал.Ведь для этого нужно было заглянуть в будущее,в неизвестность!И предвидением обладать, иначе никто не поверит,что это женщина королева Марса. Роман возник не случайно- в обществе уже развивался запрос на подобные открытия во вселенной, на возможность вступать в контакт с внеземными цивилизациями.А готовы ли мы к нему?И насколько? Не потянем ли мы свой земной мусор в другие цивилизации и планеты.Потянем...
В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого.
Он представляя собой необычный стилевой коктейль комедии, мелодрамы, фантастики и революционного эпоса.Очень причудливо в фильме переплелись яркие сцены жизни москвичей во времена НЭПА с фантастическими эпизодами-полётом на Марс, встречей "земного" инженера с самой правительницей Марса- Аэлитой, попытка пролетарских марсиан восстать против своих угнетателей и его полный разгром.Здесь как бы были представлена фабула межпланетной экспедиции, где наблюдаем попытку любви, попытка поменять власть,возможно построить новый строй,новое общество, попытка установить контакт и попытка нравственного выбора - самая главная задача.И мы знаем,что всё завершается благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю." У нас много дел на своей планете"- утверждают герои романа в конце.Здесь нет возражений.Смотря этот фильм, думайте о том,что это были лишь первые шаги в этом направлении, и почти сто лет назад. Хотя, не забывайте, это был просто СОН...
Николай Церетелли сыграл в этом фильме две главные роли- инженер Лось и Спиридонова.Очень убедительно и ярко.
 А в театре ему не было равных в его амплуа- героя-любовника.Яркий, пламенный, убедительный.
 Сегодня много кажется картонным,смешным,наивным, ведь мир уже изменился и сделал огромные шаги во вселенной. А как он играл восхитительно свои роли!
  Николай Церетелли - внук Бухарского эмира, его отец был бухарский принц.Он был необыкновенно красивым, талантливым, и любимым актером Камерного театра А.Таирова, потрясающий герой- любовник,в чём-то необычный,с удивительной пластикой, в него была влюблена половина Москвы,все расхватывали его фотографии и  вешали на стенах или украшали буфеты.Я видела эти фотографии уже после его смерти, его продолжали любить! Когда видела, то вспоминала, как отец рассказывал о его игре с Коонен.Он играл часто с любимой актрисой Таирова и его женой- бельгийкой Алисой Коонен.Она была красива и талантлива необыкновенно.Они хорошо смотрелись парой.Красивая пара...Они сыграли много сцен любви, были всегда партнёрами, второго состава не предвиделось на сцене- это была их жизнь.Так любовь не играл никто...Поэтому в театр публика шла за тем,чтобы погрузиться в атмосферу любви, да ещё какой.Любовь ощущалась во всём, даже в воздухе театра уже на лестнице. Народ толпами шёл в театр,чтобы окунуться в эту волшебную атмосферу необыкновенного счастья и любви.Это была какая-то магия.Погружаясь в их любовь,каждый зритель говорил себе - Верю! Вслед за Станиславским, который считал Алису своей любимой ученицей.Таиров понимал это и любил своих главных виновников этого действа, партнеров,но... не мог не понимать что происходит ...Похоже, она была в него влюблена,как и он, но он не мог ответить на её чувства, и держал себя в руках и полном одиночестве.Возможно она ждала от Николая мужского поступка, но их отношения были как-бы над всей ситуацией.Из-за этого, была в нём надломленность какая-то, напоминал подраненное животное, так всё переживал и носил в себе. Как они играли "Саломею"!- рассказывали потрясающие вещи.В ожидании своего выхода на сцену Алиса и Николай сидели под сценой в специальном колодце,где было очень холодно и ждали своего выхода, она очень мёрзла, коченели руки и лицо, и он свечкой грел ей руки и лицо.Какие были коленопреклонённые отношения.
 Мой отец,большой любитель театра и музыки, бывал на концертах Собинова,Шаляпина, совсем молодым юношей, любил Лемешева и много раз слышал его в концертах,знаком был и с Вертинским,бывал и на спектаклях Таирова. Все восхищались тем,как играли в этом театре любовь, вся Москва об этом говорила.Это были признанные звёзды. Он вспоминал, что актёрам, не нужно было ничего играть,нужно было просто оставаться самим собой, влюблёнными до кончиков пальцев,и ничего не скрывать- их любовь органично вплеталась в сцены любви в спектаклях. Они просто говорили о своей любви на сцене открыто, а после спектакля возвращались к своей жизни.Всё менялось местами.Залезали в свою скорлупку.Представляю какие муки и какое напряжение они переживали постоянно.Но нарушить табу они не могли.Было две попытки разойтись в разные стороны, но их тянуло всех друг к другу, и они возвращались.Они уже представляли собой единое целое.Так у них всегда на сцене была любовь,... и " Любовь под вязами"( Юджина О.Нила. 1926г.)тоже.
 Это было какое-то жертвоприношение для всех...во имя ИСКУССТВА, во имя сохранения театра.Существовал незримо кодекс чести, который блюли и не нарушали. Чего это всем стоило.Все любили друг друга и молчали сообща...топили свою любовь в творчестве.Общество наблюдало за ними, и понимало, что отношения у них всех развиваются в режиме вершин духа и принимали как идеал, любя их всех. Официально брак Таирова и Коонен не был оформлен.Хотя он оставил семью.Он был старше ,стеснялся себя- ведь не красавец, а она - безусловная Королева,Муза,Звезда до которой нужно ещё дотянуться.Он её боготворил, можно сказать, жил и творил для неё.
Война 1942г. Блокада.
  Во время блокады больные и голодные, в них еле теплилась жизнь, их вывезли в Вятку,Николая уже на носилках сразу доставили в больницу.Врач пришла в палату, его не узнала, он был в плохом состоянии,увидела надпись Церетели Н.М  и сказала,- я очень люблю актера Церетелли Николая Михайловича, вы не его родственник? - Это Я,- сказал он и умер в ту же минуту.Грустная история, которая переплетается со всеми другими историями театра, страны, войны и искусства. Светлая память прекрасному актёру!    
 
 Автопортрет А.Экстер.Хорошо использует принцип обобщения и плоскостное строение образа.При этом лаконизм и минимализм соблюдены.Очень любила красный цвет и его варианты,оттенки, портрет смелый, она похожа,узнаваема, и даже глаза немного грустные и удивлённые передают её настроение.Вообще Ася портретами не увлекалась.Только известно про портрет Ахматовой и вот её автопортрет.