Что было на Руси 1000 лет назад? 1024 год

Серж Пьетро
    Кто хочет много знать и понимать,
Не должен про погоду забывать!

    Самый тёплый период нашей эпохи голоцена – атлантический период или, как его ещё называют – атлантикум, завершился ещё 7 тысяч лет назад.
Непосредственно история древнерусского государства X-XIII веков связана с установившимся в Европе тёплым оптимумом. В этот тёплый период наблюдается бурный рост строительства новых городов Северо-Восточной Руси, происходит освоение скандинавами Гренландии (зелёной страны). Письменные источники доносят информацию о выращивании винограда даже в Шотландии, где он не успевает вызревать и в наши дни, а также выращивании зерновых на территории Норвегии на широтах, приближённых к полярному кругу.
Согласно первым температурным графикам, построенным Межправительственной группой экспертов по изменению климата, средние температуры X-XIII веков в Европе, и в том числе на Руси, были выше современных.
Впрочем, впоследствии, возможно, под давлением истерии, связанной с глобальным потеплением, эксперты пересмотрели график, занизив температуры, что вызвало волну критики. Наличие превосходящих нынешний температурных оптимумов плохо вписывалось в разработанную Майклом Маном теорию, опирающуюся на человеческий, антропогенный фактор, как основной в процессе нынешнего потепления.
Так или иначе, но к XIV веку сказка заканчивается, и Европа вступает в период Малого ледникового периода. Сложно сказать, что было тому причиной: изменение движения океанических течений, солнечной или вулканической активности, но вплоть до XIX века климат становится гораздо более суровым.
На Русь (в Россию) наиболее суровые зимы приходят в начале XVII века. С 1601 по 1604 год заморозки в средней полосе случались даже в июле и августе. Неурожай в свою очередь усугубил политический кризис, ввергнув Россию в смутное время. В период с конца XIV по конец XVIII веков в Европе было более 110 голодных лет. По сути каждый четвертый год заморозки и засухи мешал собрать нормальный урожай.
      Русь. 1024 год.
 1024 (тысяча двадцать четвёртый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в среду. Это 1024 год нашей эры, 5 год 1020-х годов. Он закончился 1000 лет назад.
Осень — Мстислав Владимирович  в отсутствие великого князя Ярослава Владимировича подступил к Киеву и нанёс ему поражение. Однако киевляне не приняли Мстислава и он вынужден был сесть в Чернигове, который отстоял в битве под Лиственом (к северу-западу от Чернигова) с варяжскими наёмниками киевского князя.
   1024-1036 — Мстислав Владимирович становится Черниговским князем.
   Битва при Листвене — победа Мстислава Храброго над Ярославом Мудрым и его варяжской дружиной. В походе участвовали также хазары.
    Первое упоминание в летописи города Суздаль.
    Суздальское восстание 1024 года  — восстание волхвов в Суздальской земле во время засухи - события 1024 года, проходившие в Суздальской земле. Согласно летописи «Повесть временных лет», из-за неурожая, вызванного засухой, восстали волхвы, начавшие убивать «старшую чадь». Для урегулирования положения в Суздаль прибывал князь Ярослав Владимирович.
« В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: «Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже» ».
Академик М.Н. Тихомиров оценивал это событие 1024 года как пример антифеодальной борьбы в Древнерусском государстве (М. Н. Тихомиров рассматривал взгляды М.В. Ломоносова и С.А. Гедеонова на «варяжский вопрос», придерживался мнения о скандинавском происхождении варягов, полагая при этом, что «пришельцы, откуда бы они ни происходили, не были и не могли быть создателями славянской государственности, которая явилась закономерным результатом внутреннего социально-экономического процесса». М.В. Ломоносов первый указал, что если бы варяги-правители из рода Рюрика были скандинавами, то в эпосе современных народов Скандинавии сохранились бы сведения об этом, а их нет. Указывал он и на отсутствие заимствования скандинавских слов в терминах, касающихся мореходства и торговли в древнерусском языке. Учёные  доказывали глубокую древность и исконную высокую цивилизованность славян и русских).   
Участие волхвов в восстании 1024 года объясняется Тихомировым как сопротивление христианизации Руси, утверждению Церкви. Движущей силой восстания историк считал смердов. В тексте летописи упоминается «старая чадь», значит, против неё могла восстать «простая чадь» — смерды. Поэтому события 1024 года трактуются Тихомировым как крестьянское восстание, а действия князя Ярослава — как помощь феодалам.
Согласно профессору И.Я. Фроянову (создал концепцию древнерусских городов-государств, согласно которой древнерусские княжества являлись управляемыми местными общинами городами-государствами. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей) - в Суздальской земле во время засухи 1024 года представители языческого культа, волхвы, одобряемые народом, убивали местных вождей-старейшин, утверждая, что те не дают пролиться дождю, задерживая в конечном счёте урожай. Появление князя Ярослава не относится к восстанию. Он направлялся в Суздаль, чтобы собрать средства, необходимые для получения помощи от варягов и остановки назревающего междоусобного конфликта. Фроянов не считает данные события восстанием и трактует летописное «въсташа» как «появление», таким образом, волхвы не «восстали», а «появились».