Современная школа - глазами пенсионера

Виктор Тельпов
               
    На каком - то этапе, я хотел написать заявление на имя директора школы, председателю  комитета по образованию, в комитет по защите прав ребёнка.   Изучив данную проблему по расследованиям подобных инцидентов в других школах, шагах предпринимаемых родителями и юристами по защите своих детей от произвола  педагогического состава отказался от подобной идеи.  Картина сложилась весьма неприглядная.  В итоге мне удалось выяснить, что данная проблема не является проблемой одной школы в провинциальном городе. На мой взгляд, данная проблема имеет более широкий масштаб, вероятнее всего имеет место в большинстве школ нашей страны.
   Начнём с того, что школы стали закрытыми учреждениями не только для посторонних лиц, но и для родителей детей обучающихся в этой школе.   Складывается впечатление, что публичные выступления в СМИ Германа Грефа о предоставлении качественного образования детям нашей страны является вредным и нежелательным, так управлять умными и образованными людьми гораздо сложнее, чем серой необразованной массой.  С большим  сожалением могу констатировать, что зёрна, брошенные в землю при благоприятных условиях начинают давать свои всходы. Возможно неуверенная поросль, со временем наберёт силы и превратится в легко управляемую безликую массу, как задумано Германом Грефом.
   В школах нарушен общеобразовательный процесс (учитель – ученик – родитель), так как родителей в школу не допускают без разрешения директора школы или педагога, что является нарушением  федерального законодательства. На мой взгляд, российские общеобразовательные школы находятся на переходном этапе преобразования их из воспитательных учреждений в исправительные учреждения.  Дети, как правило, девочки, по секрету доводят до классного руководителя все новости по школе,  мнения своих одноклассников о школьных учителях, прямо как в зоне,  работают  на администрацию, а  методы работы классного руководителя похожи на работу охранников колонии. Так и хочется задать вопрос: « кем вырастут эти девочки»?               
     Не все классные руководители
   в состоянии организовать в подопечном классе здоровую атмосферу и деловой климат. В своей деятельности с детьми они использует  не проверенную, искажённую информацию, тем самым калеча психику и души детей. Педагог, тем более классный руководитель, должен быть беспристрастным арбитром в разрешении споров с детьми и ни в коем случае не отдавать приоритет какой либо категории детей, будь они из неблагополучных семей либо из семей с высокими доходами.               


     Представители министерства образования обратились к президенту России с просьбой о предоставлении учителям особого статуса защиты, как у военных. Никогда не слышал, чтобы у военных был  особый статус защиты от нападок в интернете или прямого морального или физического оскорбления. Подобный статус имеют депутаты, прокуроры, судьи, полицейские, органы ФСБ, возможно высокопоставленные военные, в чём я не совсем уверен. Мой 14летний внук, услышав это обращение к президенту Путину, глубокомысленно изрёк, подобный статус должен иметь каждый гражданин российской федерации, не только определённый круг неприкасаемых.  Ну вот, оказывается,  я ошибался, буквально вчера государственной думой  принят закон о привлечении к ответственности лиц распространяющих недостоверную информацию о вооружённых силах российской федерации  (как выражаются в СМИ: «распространение фейков»). Армейская организация является закрытой структурой, получение достоверной организации ограничено приказами и распоряжениями. Отсюда любые утечки информации об армии или конкретных персонах являются фейками, то есть за любую негативную информацию, просочившаяся в СМИ следует наказание, так как она не имеет документального подтверждения.
    Я понимаю учителей, которые подверглись издевательству со стороны дебилообразных  учеников и  впоследствии, распространивших свои издевательства в интернете. Бесспорно,  подобные школьники и их родители подлежат наказанию, сомневаюсь, что у школы отсутствуют меры воспитательного воздействия на подобных лиц. Вероятнее всего  это дети не простых граждан, а отпрыски наших чиновников или предпринимателей средней руки, так как денежные мешки своих детей отправляют учиться за границу или в специальные элитные учебные заведения.
    Но есть и другая сторона медали, когда педагог  систематически  издевается над учеником, используя свой накопленный опыт работы с детьми. Естественно в проигрыше остаётся ребёнок. В данной ситуации необходимо вмешательство родителей ребёнка, но даже это не всегда решает проблему, и только привлечение опытного юриста правоведа в спор между школой и родителями ученика возможно восстановление справедливости. Самое интересное, что родительский комитет и собрание родителей,  становятся на сторону администрации школы, и с пеной на губах, как бы соревнуясь друг с другом, доказывают свою преданность  администрации школы. Чего только не сделаешь ради школьного благополучия своих чад. Бывают случаи, когда родительский комитет возлагает на себя обязанности не свойственные его статусу. Они опускаются до конкретных угроз родителям, которые вступают в конфликтные ситуации с администрацией школы по защите чести и достоинства своих детей или внуков. 

    
    У меня возникает вопрос к директору школы, комитету по образованию, почему один педагог является классным руководителем одновременно в двух классах. Уверен, что он не справляется с классным руководством в обоих классах, у него просто не достаточно времени на общение с детьми и решать проблемы своих подопечных. Вот почему классный руководитель не в состоянии разобраться в обстановке возникшей в классе, он не находит другого варианта, и обращается к директору школы для решения проблем в классе, а далее в детскую комнату полиции, так школа самостоятельно уже не в состоянии решать проблемные вопросы. Меня удивляет, почему возникают проблемы с педагогическим составом в школе, если  Смоленский педагогический университет ежегодно подготавливает определённое количество учителей и почему они не идут работать в школу, наверняка этому есть объяснение, но никто из министерства образования не хочет вникать в эти проблемы.
    Многие молодые педагоги, окончившие педагогический университет, вместо работы в школе выбирают индивидуальную педагогическую  трудовую деятельность. Причина в этом не только низкая и  неравномерная оплата труда в различных регионах страны, но и возложение на педагогический состав школ  участие в избиркомах разного уровня. И случаи, хотя бы единичные, незаконных вбросов  бюллетеней, которые показывают в СМИ альтернативные кандидаты, роняют авторитет школьного учителя в глазах не только родителей, но и учеников школ. А директора школ, много лет возглавляющие избиркомы, приобретают определённую альтернативную власть. Естественно они хотели бы исключить подобные ролики из СМИ, по принципу фейков об армии.
 .

    Школа перестала,  занимается разбором конфликтных ситуаций произошедших на территории школы (класса).
    Высказываю не своё мнение, а мнение родителей  учеников и их представителей в ходе разбора школьных происшествий.
    Социальные педагоги - их обязанности имеют один уклон при разборе нарушений дисциплины  учениками  школы – это информирование об этом ПДН. Однако в инциденте с моим внуком социальный педагог участия не принимал, был на больничном, психолог тоже не был приглашён даже на КДН. Инициатором КДН в нашем случае была школа, думаю, обращение в ПДН было отправлено за подписью директора школы. Обращать внимание и реагировать   на межличностные проблемы детей в школе сейчас не входят в обязанности учителей и прочих сотрудников школы. Современная школа не является элементом воспитания, а являются поставщиком услуг, но информирование ПДН, даже за мелкие нарушения и проблемы, которые раньше решали в стенах школы, поставлено на поток…, так что слили ребёнка в ПДН и спят спокойно – пусть работает полиция, как они работают,  мы все знаем. Вызов на КДН, постановка на учёт в ПДН и далее по накатанной  схеме, испорченная жизнь подростка. И пусть сегодня министерство просвещения приняло решение убрать из всех общеобразовательных  документов термин «оказание услуг», это не значит, что подобная услуга перестала существовать. Для того чтобы восстановить, хотя бы систему обучения и воспитания похожую на советскую, необходим длительный переходный период, чтобы изменить психологию и методы работы педагогического состава общеобразовательных учреждений.
   Странно осознавать, что подобная схема не работает для детей, которые откровенно издеваются над учителем, и доказательство сего выкладывают в интернет.
   Сегодня  современные школы наводнили психологами, как в американских школах , проводят тестирование с целью выявления потенциальных террористических  наклонностей и склонности к употреблению наркотических средств. Возможно, всё это необходимо с целью проведения профилактических мероприятий в школе с детьми, но наряду с вышесказанным детям нужны определённые маяки, то есть люди, которые бы являлись образцом для подражания, так в современных семьях взаимоотношения между родителями и детьми не всегда находят понимание. Я прошу прощения, но не все педагоги в школах являются  в этом смысле маяками. Многие из них прекрасно подают свой предмет и имеют за это высокий авторитет у своих учеников, но у них минимум времени на воспитание своих подопечных, их задача передать свои знания детям, чтобы те могли успешно сдать ОГЕ. ЕГЕ.
   Вот по – этому, на мой взгляд, роль классного руководителя должна ставиться во главу угла воспитательного процесса. Но как возможно быть классным руководителем одновременно в двух классах и успевать преподавать обязательные предметы, формально ему можно поручить и три класса, но результат подобного руководства будет, бесконечно стремится к нулю.
     06.02.2024г.                Виктор Тельпов