Искусство общих ответов

Дориан Грей
Ах, над какими же глупостями мы смеялись в детстве! Не знаю, кто придумывает анекдоты для начальной школы, но уверен, что там зарплату получают не зря, - настоящие мастера коммуникативных технологий. Детские анекдоты не просто разбегаются вирусами, они въедаются в память на долгие годы и формируют наши самые основательные паттерны, предвестники наших будущих судьбоносных решений.
Целая серия этих невозможных для взрослого уха песенок про мальчика, который что-то нашел в деревне, шуток про Штирлица, чукчей, грузин, про Гену и Чебурашку, про трио, где один обязательный «русский» состязался с переменными «американцем», «французом», «немцем», «японцем»…
Было еще одно трио – Вицин, Никулин, Моргунов, они же Трус, Балбес, Бывалый. Почему-то Никулин всегда выигрывал. Дети так любят добрых клоунов. Помню один такой особо отрешенный анекдот с участием указанных персонажей. Вариация мультфильма «Кто расскажет небылицу?» армянского режиссера Роберта Саакянца.
Царь пообещал полцарства тому, кто справится с его заданием. Проигравшим, как водится, отрубали головы. Задание было таким: ответить на сто простых вопросов или на один сложный. Моргунов и Вицин выбирали сто простых и, естественно, сбивались на каком-то десятке. Никулин выбрал один сложный.
- Где в небе желтый квадратик? – коварно спросил царь.
- Там, - ответил Никулин с традиционной улыбкой Балбеса.
- Где «там»? – решил уточнить царь.
- А это уже второй вопрос, - резонно заметил Никулин, рассовывая полцарства по карманам.
Еще был эпизод в «Ералаше». Старший брат водит младшего по парку и отвечает на вопросы. Вопросы глупые, типа «Почему мычат коровы?», ответы все крутятся возле «Фиг его знает». Младший брат по результатам беседы говорит «спасибо», а старший – обращайся, мол, кто ж тебе еще так четко на вопросы ответит.
Едем как-то по Барселоне на экскурсионном автобусе, на крыше жилого дома какие-то железные ломаные сваи с привязанными разноцветными тряпками, развевающимися на ветру. Авангардный ужас модерна в царстве каталонской неоготики.
- Что это за железяки с тряпками? – спрашиваем у «Бывалой», у той, что была тут не раз и все знает.
- А-а-а, это! – щурится против ветра «Бывалая» и дает исчерпывающий ответ. - Так это же инсталляция!
Смотрим сериал с женой, на экране – знакомый актер.
- Не могу вспомнить, где он еще играл? – ищу помощи у супруги.
- Кто? – по-деловому собирается жена. – Этот? Да как ты не помнишь? Очень много где!
И пока я вспоминаю хотя бы один фильм с участием знакомого актера, жена вспоминает сразу все его фильмы легким росчерком.
Давать общие ответы, делать обобщающие замечания – это высокое искусство. Остаться в пределах темы, четко обозначить и полностью раскрыть проблему, при этом не выдать никакой значащей информации – не этому ли обучают политиков и дипломатов на секретных ораторских полигонах?
В завершение в качестве эпического образчика такого обобщенного дискурса приведу высказывание моей любимой жены о целибате:
- Вот нельзя, что ли, вот это этак вот сделать, чтобы без этого?
Перевожу: «Нельзя, что ли, ксёндзам браки разрешить, чтобы друг с другом не гомосячили?» Жена у меня мастер-ритор – ни отнять, ни преумножить.