Лиса Краса

Анна Сивак
Действующие лица:
Петрушка
Коза Розетка
Лиса Краса
Первый козлёнок
Второй козлёнок
Третий козлёнок
Дочка-козочка

Действие первое

Ясный летний день в селе. Время страды. Жители в поле. Дома остались старики и больные. Петрушка гуляет вдоль плетня, в руках у него гармошка.

Петрушка (поёт).
Опустелая деревня,
В поле косят спелу рожь,
Ой, найду под дубом тень я,
И меня ты не тревожь.
Все друзья и все подружки
В поле будут ночевать,
Унесли с собой ватрушки –
Не с кем мне теперь гулять.
(перестаёт петь). Вон идёт коза Розетка – любит горькие таблетки мне, Петрушке отдавать.

Выходит навстречу Петрушке коза Розетка.


Петрушка. Здравствуй, Розетка! Есть у тебя конфетка?

Розетка. Тебе, Петрушка, всё конфетки, как маленьким деткам. Почему не пашешь в поле? С виду ты не болен.

Петрушка. У меня свои заботы – и в селе полно работы.

Розетка. Что ж ты делал, где ты был?

Петрушка. Я с утра баклуши бил. Пять баклуш намастерил.

Розетка. Ну а потом?

Петрушка. Обедал с котом. Стоял на приколе, сквозь дырку в заборе ворон сосчитал, дров на месяц наломал, галок наловил и в лес отпустил, чтоб здесь не клевали, на пару игрушек лясы наточил…

Розетка. Лису отловил?

Петрушка. Какую лису?

Розетка. Лису Красу. Ужель не слыхал о нашем горе? Пока все в поле, приходит из леса лиса по имени Краса. Цыплят ворует и в ус не дует. Уж коль ты, Петрушка, остался в селе, помог бы в такой беде. Я боюсь за козлят: не отросли у них рожки и слабые у них ножки. Мы с моим козлом Бодаем как удержать их не знаем. Убегают далеко они в поле, не случилось бы горя.

Петрушка. Подружка Розетка, я помогаю нередко. Но тут я не знаю… Улица большая. Где я найду эту лису?

Розетка. Это нехитрое дело — к себе ступай смело.

Петрушка. Добрый совет.
Идут к дому Петрушки.

Петрушка (по дороге). Нет у меня ни цыплят, ни телят. Ни коней, ни овец, а я молодец! Будет у меня теперь лиса. У кого есть такая Краса?

Розетка. Зачем тебе эта плутовка?

Петрушка. Будет стеречь морковку. Зайцев отгонит, мышей наловит.

Розетка. В твоём огороде не растёт ничего вроде.
Подходят к дому Петрушки. Под забором спит лиса Краса. Она объелась и не в силах двигаться.

Розетка. Что ж она спит, никуда не спешит? Вот бесстыжая!

Петрушка. Меня ждёт рыжая.

Краса просыпается и смотрит на Петрушку с Розеткой.

Петрушка. Привет, красавица! Как тебе у нас нравится? Нашла друзей? Иди к нам поскорей!

Краса подпирает лапкой мордочку, смотрит то на Розетку, то на Петрушку.

Петрушка. Почему ты молчишь?

Розетка. Тиха словно мышь. 

При слове «мышь» Краса закрывает лапками мордочку. Ей почти дурно.

Розетка. Притворяется, слышь!

Краса (поёт).
Надоели вы мне очень,
Тут мышей дождём не смочишь.
Я с утра перетрудилась
У тебя, Петрушка милый.
У тебя в амбарах пусто,
А мышей и крыс прегусто.
Без собаки, без кота,
Жизнь тут просто красота!
Всех мышей я переела,
И сейчас мне поплохело.
Петрушка (поёт).
Не пойму, не разумею,
Как живётся здесь мышам.
Я пшеницы не имею,
А они и тут и там.

Краса. Всё поёшь, а никак не поймёшь, что я больна, получила сполна, те-бе помогая. В животе так тесно – не могу двинуться с места.

Розетка. Мышатины объелась – цыплят расхотелось. Что ж, доброе дело. Спасибо, Краса, иди в лес смело. Ни собак, ни козла я не позову.

Краса (пытается встать). Но я не могу!

Петрушка. Ты видишь, Розетка, Краса – лиса полезная. И будем любезны мы помочь ей сейчас. Лиса не хуже любого кота. Теперь мой амбар годится для ржи и пшеницы.

Краса. Я своим рыжим хвостом подмету там потом.

Розетка. (смягчившись). Добро велико. Принесу я Красе молоко. Быстро тебе полегчает, а пока выпей крепкого чаю.
Уходит. Петрушка отводит Красу в дом. Наливает ей чаю из самовара. Краса пьёт.

Петрушка. Тебе полегчало?

Краса. А то! У тебя хорошо.

Петрушка. Ты, Краса, прекрасная лиса. Как огонь хороша, как стрела быстра. Пойдёшь ко мне жить? Будешь амбар сторожить. Молоко лакать да играть с детками Розетки.

Краса. А что, у Розетки есть детки?

Петрушка. Ты не думай о котлетках. Семеро у ней ребят, семеро безрогих козлят. Ласковые, говорят. Лисиц за хвост не таскают и быстро засыпают.

Краса (облизнувшись). Хорошо здесь житьё, да, боюсь, не моё. С козлят... тьфу!.. мышей да молока не будешь сытой пока. Есть у тебя, Петрушка, несушки?

Петрушка. Вот тебе сушка! (предлагает ей сушку). В любой избушке рады Петрушке: накормят обедом, платком помашут следом.

Краса. Ну ты и простак. Без хозяйства мне никак. Пусть у тебя в огороде одни лопухи, но гуляли бы там петухи и цыплятки, жирные ребятки. (Облизывается).
Входит Розетка, ставит на стол крынку молока.

Краса. Ты, Розетка, пришла без деток?


Розетка. Мои детки спят и к тебе не хотят. О чём у вас беседа?

Краса пьёт молоко.

Петрушка. Да всё об обеде. Хочет Краса мышей извести, несушек завести.

Розетка. Хозяйское дело. От несушки получишь яиц кадушку. 

Краса почти допила молоко и, не отрывая крынку от морды, посматривает на Розетку и Петрушку.

Петрушка (Красе). И будет тебе омлет, согласна или нет?

Розетка (Петрушке). Заведи себе собаку, чтобы не случилось драки. Будет цыпок охранять…

Краса от досады роняет крынку.

Розетка. …и лисе Красе подмога нужна немного. Будем мы за ней ходить, уму-разуму учить. Не подпустим её к цыплятам и к моим козлятам.

Краса. Вы с ума сошли немножко. Не котёнок я, не кошка. Мышки, молоко, омлет – это чудо, спору нет. Но нужнее мне свобода, суп, рагу, жаркое, сдоба!

Розетка. Ах, Краса, так много хочешь: и без дома, и сыта? Не бывает так, лиса. Ты в лесу всегда довольна?

Краса. Летом да, а вот зимой очень трудно мне одной. Зайцы прячутся в снегу, уток тоже не найду: улетают в даль. Лёд на речке просто сталь – не видать мне пескарей как своих ушей.

Петрушка. Хочешь мир посмотреть, коль умеешь плясать и петь? Поедем на ярмарку – угостят там яблоками. Добрый люд ночевать пустит – не будет у тебя грусти. Лёд на речке для тебя расколю я. Будем рыбку ловить, на ко-стре её варить. Дома тоже грустить негоже. Здесь в тепле отдохнём и опять гулять пойдём. Обойдёмся без собак и так. Бубенцов на забор понавешаю – будет звон на всё село, убегут все волки к лешему. Ну, согласна?

Краса (задумавшись). Ой, не торопи меня, дай подумать хоть три дня. Сбегать в лес, собрать пожитки.

Розетка. Ты, красотка, слишком прытка. Мы тебя отпустим в лес – ты опять цыплят поесть будешь ночью прибегать. (Петрушке тихо). Ты, Пет-рушка, прям, чудак. Эту рыжую плутовку ты на службу не бери. Вмиг тебя обманет ловко, за день десять раз предаст.

Петрушка (громко). Может, мне и толку нету с ней гулять по белу свету. Будет плохо мне служить, не смогу её кормить. А зимой что делать с ней? Шуба тёплая – на ней. У меня один тулупчик – будет холодно до жути. Да… Зови Бодая и Полкана,

Розетка. Будем мы Красу учить…

Краса вспрыгивает к Петрушке на плечи, обвивается вокруг его шеи.

Краса. Ну? Тепло?

Петрушка. Стряхнуть не смею.

Краса (в сторону). Будет век сидеть на шее у него, а коль скажет поперёк хоть слово… (покусывает Петрушке ухо).

Петрушка. О! Кусаться ты здорова! Горяча ты как огонь, только ухо мне не тронь! (Стряхивает её с плеч).

Краса. Не зовите вы Полкана, я цыпляток есть не стану и козляток тоже. Шуба моей оба согреемся. Никуда не денусь я.

Петрушка. А вот я теперь не знаю, артистка ты какая. Плясать не умеешь.

Краса. Поиграй, коль не веришь.

Петрушка играет на гармошке, Краса, встав на задние лапки, пляшет.

Петрушка. Ну, что, Розетка? Хорошее дело?

Розетка. Постой. А как вернётесь домой, на что она ещё годна? А ну-ка, Краса, порядок наведи: пол подмети.

Краса хвостом подметает пол.

Розетка. Спокойна я теперь за цыплят и моих безрогих козлят. Пора мне домой козляток кормить. Прощайте!

Петрушка. Прощай! Спасибо тебе, Розетка! Ум у тебя меткий. И я молодец-удалец. Теперь мне Краса послужит, с такой красотой никто не нужен.

Действие второе

Несколько месяцев спустя. Розетка хозяйничает в доме Петрушки: накрывает стол к возвращению хозяина.

Розетка (напевает).
Лето сытое прошло, заскучал Петрушка
И с лисою Красой ушёл за житьём лучшим.
По ярмаркам ходили,
По дворам бродили.
Пели, плясали —
Радость продавали.
Вот настали дни холодные,
И они идут голодные
По холмам к местам родным,
Я обед готовлю им.

Входит  Петрушка с Красой на шее. Краса спрыгивает, медленно идёт к печке, без сил падает.

Петрушка (обнимается с Розеткой). Здравствуй, Розетка, как твои детки?
Розетка. Мои детки здоровы, хоть не слишком толковы. Вот готов обед, Петруша, ты с дороги сразу скушай.

Петрушка. Ах, Розетка, молодец. Дай солёный огурец.
Садятся за стол и едят.

Петрушка. Я, Розетка, теперь совсем другой: неленивый, добрый, свой. Так скучал по дому родному, что готов всем помочь. Проси у меня, что хо-чешь.

Розетка. Рада за тебя, Петрушка, очень. Слушать тебя отрадно. Всё у нас в селе ладно. А Красе, что, нездоровится, что не в силах поздороваться?

Петрушка. Да-а-а. И есть она не хочет. Видно, брюхо слабо очень.
При этих словах Краса поднимает голову, слушает и ждёт, когда её пригласят за стол.

Петрушка (ест и рассказывает). У Красы такой нрав, будто я всегда не-прав. Купил я на ярмарке капусту, а она ворчит: «Не густо». Рыбьи головы и кости я дарю ей все как гостье. А Краса ворчит угрюмо: «Вы с Розеткой тугодумы!» Я в избушке ночевал, ей нору в снегу отыскал. Там и тихо, и соломка – то не ветхая избёнка. А Краса всё пуще злится: «Чтоб тебе и не ро-диться!»

Розетка. Строптивая она.

Петрушка. Но бывает весела, когда много мы добра заработаем. Вот тогда Краса не охает. Повстречались со скоморохами. Они меня скрутили да на ширму посадили. Красу грозились медведю отдать, если не станет танцевать. Ох, как она плясала! А народу всё мало: и «цыганочку», и «барыню». Умая-лась моя сударыня. На ужин запечённый заяц. Ест и ворчит: «Мерзавец!» Спасибо, Розетка. Пойду добро разгружать, а потом отдыхать (Уходит).

Розетка. Что ж ты Краса не весела? Ай и каша тебе не мила?

Краса прыгает на стол и начинает есть кашу.

Розетка. А ты ещё похорошела: мех стал рыжее.

Краса. Каша твоя сладка, да жизнь моя нелегка. У меня не те ноги, чтобы не сходить с дороги. Охочусь и Петрушке из леса добычу таскаю в зубах как собака. Рыбу ловлю как Волк: хвост в прорубь опускаю и вся замерзаю. Се-рый мимо проходил и от смеха прям завыл.

Розетка. Ты над Волком посмеялась — вот и тебе досталось. Волчий хвост помёрз, и твой ловил мороз.

Краса. Так ведь когда это было? И думать забыла. А Серый меня пожалел. Я ему всё рассказала. Слушал он, слушал и тоже решил податься на службу.

Розетка. И что ж? На спине он тебя понёс?

Краса. Не понёс. Не мажу я голову тестом — неуместно.

Возвращается Петрушка. В руках у него мешок с подарками.

Петрушка. Розетка, вот гостинцы тебе и твоим деткам. И серёжки на рожки, на копытца — сапожки. Гребень для шерсти — зубцов штук двести.

Розетка. Благодарю, дружок Петрушка! Пойду обрадую ребят.

Петрушка. Так позови сюда козлят. Ещё не поздно. Посидим, пирог с капустой доедим.

Розетка. Ой, Петрушка, не спеши. Распоясались они. Целый день они дерутся, рога отрастили и бьются. Я их ругаю и в гости не пускаю. А то будет погром — разнесут тебе весь дом. Трое младших — молодцы. Остальные удальцы как разбойники. Коли муж мой Бодай дома — всё тихо. Отец в поле — будет лихо. Каждой шавки боятся, а друг с другом всегда готовы драться.

Петрушка. Это ладно. Не беда. Просто чешутся у них рога. Воспитаем мы твоих детей, позовём их поскорей.


Краса. Я знакомству буду рада с твоими детками, Розетка.

Петрушка. Запомнишь ты их крепко. Идём, Розетка, козлят приведём.  Слушай, что я затеял… (Уходит вместе с Розеткой).

Краса. Вот это удача! Довольно с меня, Петрушка. Сегодня в ночь ухожу я прочь. За службу денег не возьму, а только козлят, беленьких ребят. (Суёт нос в мешок с подарками для козлят). Хорош мешок: глубок и широк. Я лиса совсем незлая — малышей не обижаю. Вместе с подарками их унесу — по-минайте как звали Красу (Танцует под музыку, не выпуская из лап мешок).

За стеной слышен топот.

Краса. Что за шум? Что там такое? Не житьё — сплошное горе! То работай, то броди или ноги уноси…

В горницу вбегают четверо козлят и начинают искать повсюду мешок с подарками. Все козлята за прошедшие месяцы подросли, у них длинные рога. Краса вместе с мешком забирается на печку.

Первый козлёнок (ищет). Где подарки?

Второй козлёнок. Где сапожки?

Дочка-козочка. И серёжки мне на рожки.

Третий козлёнок (ищет на столе). Наш Петрушка долго не был, хорошо он отобедал и поделится добром (ест угощение).

Первый козлёнок. Что ты там уже нашёл?

Третий козлёнок. Что нашёл, то нашёл, а ты своё искать пошёл.

Второй козлёнок. Тебе с утра мало досталось?

Первый козлёнок. Чтобы научился делиться, добавим тебе малость (дерутся втроём).

Дочка-козочка забирается на печку и видит Красу. Та наблюдает за другими козлятами и не замечает её.

Краса (тихо). Что за чудо! Где ребятки? Где безрогие козлятки? Ужас! Ужас! Нету слов. Это четверо козлов!

Дочка-козочка. Не-е-ет, лиса, я не козёл. Не баран, и не осёл. Я Дочка-козочка в чёрных носочках.

Краса, вскрикивая, падает с печки вместе с мешком. Козлята перестают драться и смотрят на неё.

Первый козлёнок. Ух! Так это же Краса.

Второй козлёнок. Подневольная лиса.

Третий козлёнок. Почему Краса с мешком?

Краса. Там моя лисья доля. Мне пора уже на волю. До свидания, ребятки. Я не думала, что вы так успели подрасти. Мы с Петрушкой всё бродили, по-ка вы рога растили. Не нужна давно вам няня (хочет уйти).

Дочка-козочка. На дорожку не присядем? Расскажи, Краса, где вы с Пет-рушкой бывали, что на ярмарках повидали. Не купил ли нам Петрушка колокольчиков серебряных и ленточек атласных? Во дворцы вас пускали?

Второй козлёнок. Едва ли.

Краса. Когда мы голодали, то не во дворцах ночевали.

Третий козлёнок. А что такое лисья доля?

Первый козлёнок. Ты не понимаешь что ли? Там в мешке подарки наши. Не отпустим мы лису, забодаем мы Красу.

Краса (бросает мешок). Где мама ваша и Петрушка?

Второй козлёнок. Братишкам нашим взбивают подушки.

Краса. Я служила честно, и что в мешке вашем, мне неинтересно.

Дочка-козочка. Хвост у тебя хоть куда! Поносить бы…

Краса. Ну, коза! И не гляди, бесстыжая. Была бы сама ты рыжая. А к белой шубке и чёрным носочкам хвост не идёт, козочка-дочка. Вы маме обед готовить не помогали, а за подарками сразу прибежали. Были бы у меня та-кие лисята, отлупила бы я их. Ребята! Мне стыдно с вами даже хитрить. Пора уходить.

Третий козлёнок. Постой! Чур твой рыжий хвост мой.

Дочка-козочка. Я первая хотела его поносить.

Первый и третий козлёнок. Кто первым успеет его схватить, тот и возьмёт. Вот.

Козлята, мешая друг другу, пытаются схватить Красу за хвост. Это перерастает в драку. Краса крадётся к двери. В этот момент за дверью слышится вой. Козлята перестают драться и в страхе забиваются в угол. Краса пятится.

Дочка-козочка. Мама! Страшно! Что такое?

Краса. Будто мало было горя.

Голос за дверью. Что, не узнаёшь, лиса, разлюбезная Краса? Помнишь ледяную прорубь? Я свой хвост так обморозил — до сих пор мороз по коже. Теперь хочу служить Петрушке. Щи хлебать и бить баклуши.

Краса. Здравствуй, Серый. Вот беда. Ты по что пришёл сюда? У Петруш-ки службы нету для тебя…

Голос. Но есть обед. Чую вкусный запах я. Тут Розеткина семья собралась. И с тобой лиса Краса живо посчитаюсь я.

Козлята (вместе). Мама! Папа! Это Волк! Как бы нас не уволок. Где же мама, где
Петрушка? Угодили мы в ловушку. Что нам делать, как нам быть? (мечутся по комнате).

Краса (тихо). Прекратите-ка вопить. С вашими рогами да копытами бои-тесь быть битыми? У меня и рожек нет, а к Волчищу на обед я не угодила — его перехитрила. Тихо. Слушайте меня.

Козлята и Краса собираются вместе и шепчутся. Слышатся удары в дверь.

Голос. Живо открывайте дверь! Хуже будет.

Краса. Тихо, зверь! Я козляток в мешок соберу и отворю. Дверь широка — боюсь убегут.

Пока Краса разговаривает с обладателем голоса, козлята освобождают мешок от подарков, идут с пустым мешком к двери и становятся по обе стороны. Дочка-козочка прыгает на скамейку у окна.

Голос. Берегись, Краса! Обманешь — сама обедом станешь. Оставишь своё враньё — не испорчу тебе житьё.

Краса. Что ты, что ты, Серый Волк. Всё возьми, а меня отпусти. Видел ты как худо мне с Петрушкой жить. Что ж шутить. Заходи, в мешке они.

Голос. Ну смотри, не обмани.

Дверь открывается. Первый козлёнок накидывает на входящего мешок. Второй козлёнок и Третий козлята бьют пойманного рогами. Краса завязывает мешок верёвкой. В это время Дочка-козочка разбивает окно рожками.

Дочка-козочка. Люди! Звери! Помогите! Волка Серого схватите и нас, козлят, спасите. Пробрался серый в Петрушкин дом и устроил тут погром.

Вбегает Розетка.

Розетка. Дети, дети! Перестаньте. От Петрушки вы отстаньте.

Первый козлёнок. Мама, мы поймали Волка.

Второй козлёнок. Он нас съесть хотел, Отворил он эту дверь — и в мешок попался Серый Волк.

Краса. Как ты, Розетка, разминулась с Волком? Кто в мешке? Объясни толком.

Голос из мешка. Ну, козлята! Ну погодите! Пока живы, уходите!

Дочка-козочка (подбегает к Розетке и прижимается к ней). Мама, страшно!

Розетка. Волк ваш неопасный (развязывает мешок).

Козлята у страхе жмутся друг к другу. Краса стоит, уперев лапы в бока. Она всё поняла.

Дочка-козочка. Мама, мама! Погоди! Съест тебя он! Подожди. (подбегает и бьёт мешок рожками).

Розетка. Дочка-козочка, помолчи немножечко.
Из мешка вылезает Петрушка. Он прикрывает лицо серым тулупом. Козлята, испугав-шись, пытаются увести Розетку и Красу. Петрушка откидывает тулуп.

Петрушка. Если бы не тулуп, выбили бы мне зуб, и ваши рога помяли бы мне бока.

Козлята. Это же наш Петрушка. Шутку с нами отшутил. Он не Волк и этим мил (скачут вокруг него).

Краса (беззлобно). Ах, Петрушка, молодец. Обманул меня, стервец. И хитра я, и умна, а с тобою несильна. Лето и осень тебе служила, а так и не перехитрила.

Петрушка. Ты, Краса, умная лиса. Козлят воспитала и Волка с ними поймала. Теперь козлята смелые, хорошее дело делают.

Розетка. Ум не для хитрости нужен, а чтобы не сесть в лужу.

Краса. Буду Петрушке я службу служить, буду с Розеткой дружить. (Розетке тихо). Но ты, подружка, распустила ребят. Им нужен хороший пригляд. Будь с ними построже, я помогу тебе тоже.

Розетка. Правда твоя, подруга. Батюшка их, козёл Бодай, с ними строг, а я их жалею, вот и сели на мою белую шею.

Первый козлёнок. Мама, а ты расскажи батюшке, что мы Волка не боим-ся.

Розетка. Ладушки. Будет рад ваш батюшка.

Второй козлёнок. Мы про драки забудем.

Третий козлёнок. И дом убирать будем.

Краса. А пока приберёмся здесь.

Петрушка. И хорошо бы немного поесть.

Дочка-козочка и Краса прибираются на столе. Козлята собирают разбросанные подарки. Розетка присела отдохнуть.

Петрушка (поёт).
Для Петрушки все друзья —
Три секрета знаю я.
Первый: другу улыбайся,
И ему помочь старайся.
А секрет другой такой:
Если трудно, то не вой,
В неприятную минутку
Добрую придумай шутку.
Третий вот такой секрет:
В мире нет врагов как нет.
Будь то волк или лисица,
Сможем мы договориться.
Будешь злиться — много бед
Ты получишь на обед.
Занавес.