Спиральки и завитушки

Наталья Бобыкина
Многие предметы народного искусства, в том числе и вышивки, украшались особыми орнаментами в виде завитушек или маленьких спиралек
Казалось бы, простой крючок, повторённый много раз в линейном орнаменте, даёт нам лишь декоративную функцию. Но это далеко не так.
Я в детстве очень любила наблюдать, как в чашке с чаем расплывается наливаемое в него молоко. Оно сначала струйкой ударялось о дно чашки, а затем выплёскивалось на поверхность красивыми завитушками. Ради такого волшебства я готова была пить чай с молоком хоть целый день. Только в старших классах я узнала, что такой эффект проникновения одной среды в другую называется диффузией.
В журнале «Декоративное искусство СССР» №9 за 1980 год журналист Людмила Солдадзе в статье «Семантика древнего орнамента» в диалоге с художницей Ингой Кононовой раскрывает происхождение спиралей и завитушек в искусстве многих народов мира.
Древние люди знали, что развитие живого и неживого мира идёт по спирали. С помощью закона диффузии (взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества) можно легко объяснить появление многих орнаментов у народов мира, которые даже не соприкасаются в жизни друг с другом. Такие спирали есть даже у племён, живущих замкнутой жизнью вдали от цивилизации. Эти орнаменты подчинены загадочному Золотому числу.
О золотом сечении знали еще в древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создав свою геометрию, а Фидий - свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению». А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону. Высшую гармонию «золотого сечения» будут позднее проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» – это одно и то же.
Бесконечный ряд после запятой – 1,61803398875... Эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Всё живое и всё красивое подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».
Удивительные числа были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным под именем Фибоначчи (1170 - 1228 гг.). Путешествуя по Востоку, он познакомился с достижениями арабской математики и способствовал передаче их на Запад.
 Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. сегодня известен как ряд Фибоначчи. В нём каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1,61803398875…
Из двух любых отрезков спирали можно составить «гармоничный» или более известный в математике и архитектуре «динамичный» прямоугольник, где стороны соотносятся друг к другу по Закону золотого числа.
«Динамический» прямоугольник также называют «живым». Присоединяя к "живому" прямоугольнику "неживую" фигуру квадрат, получаем всегда "живую". Это аналогия экспансии биологической жизни на окружающее пространство. В квадрате, симметричной фигуре, все стороны равны, а в «динамическом» прямоугольнике стороны равны лишь попарно, то есть здесь заложена асимметрия, которая и отличает живую природу от неживой.
Инга Кононова в вышеупомянутой статье объяснила журналистке Л. Солдадзе открытый ещё древними людьми закон поступательного ламинарного движения, по которому наливается колос, летит космический корабль, растут кристаллы в горах и ракушки в море, течёт кровь в венах и даже создаются стихи.
Этот закон только в ХХ веке был дважды открыт учёными Теодором Карманом и членом-корреспондентом АН СССР В. Голубевым. Я привожу его из выше указанной статьи:
«За машущим крылом птицы или любого тела, обтекаемого средой (воздухом, жидкостью), образуется вихревая дорожка с обратным расположением вихрей». По этому закону крылья у птицы или плавники у рыбы являются генераторами вихрей, которые и дают определённое поступательное движение. Отталкиваясь от воздушного или водного пространства, крылья или плавники при поступательном движении создают сзади себя завитки воздуха или воды, которые зафиксировали вышивальщицы на простом полотне в виде спиралек, а древние мастера на изделиях из глины, металла и камня.
Многие виды орнаментов объясняются законами науки, открытыми только недавно, в том числе и законом развития дезоксирибонуклеиновой кислоты у живых организмов, торсионного поля и Законами расширения Вселенной. Ракушки с древних времён растут по спирали. Даже развитие общества идёт по спирали. Архимед первым сказал о том, что спираль символизирует движение. Спираль, закрученная против часовой стрелки, стимулирует активность человека. А спираль с движением по часовой стрелке дает успокаивающий эффект.
Источники:
1. Декоративное искусство СССР. – М.: Советский художник, 1980, №9.
2. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. – М.: Амрита, 2011