А вокруг тишина

Олег Маляренко
Пока я утром начинал настраиваться на творческий процесс, попивая горячий кофе, мне позвонили из цеха нестандартного оборудования и сообщили, что меня вызывают к новому слесарю, который жаждет обсудить мой последний конструкторский изыск. Там я проявил некоторую новизну и желал, чтобы нею занялся хороший специалист, а не неизвестно кто.

Меня встретил с приятной улыбкой молодой мужчина высокого роста, в опрятном комбинезоне. Он представился как Артур Мякинин. Судя по вопросам, которым он задавал мне, было похоже, что он далеко не новичок в своей профессии.

Обратил внимание на необычный тембр голоса слесаря с громким произношением. Мои ответы он внимательно выслушивал. При этом глядел не мне в глаза, а в рот, словно желая уловить из него что-то ценное. Когда вопросы были исчерпаны, Артур предложил некоторые изменения в конструкции, которые мне показались интересными, на что пообещал подумать о них. Уходя, я уверился, что моя разработка будет находиться в надёжных и умных руках.

В дальнейшем узнал, что слесарь с детства полностью глухой и понимает речь, обращённую к нему, читая её по губам. Обычно этому учат, а Артур, на  удивление многих, научился сам.

Его жена глухонемая. Единственным в семье лишённым таких недостатков является сын, вынужденный стать двуязычным – родным и по жестам глухонемых.

Свою работу Артур выполнял безукоризненно и вдумчиво. Поэтому поручали ему довольно сложные конструкции, а автором таких часто был я. Сотрудничать с таким квалифицированным слесарем мне было приятно. Нередко он предлагал изменения в конструкцию, которые нередко принимались. Думаю, что своими успехами в работе Артуру способствовала его глухота, когда никакой шум не отвлекал его от творческих мыслей.

Один раз я встретил коллегу в весёлом настроении. Оказалось, что после перехода дороги его догнал милиционер. На вопрос, почему он переходил улицу в неположенном месте несмотря на свистки, ответил, что глухой.
– А почему сейчас со мной разговариваете? – поинтересовался сержант.
– Потому, что я читаю вас по губам – ответил с улыбкой.

Много лет я был кинолюбителем, снимая что угодно. К сожалению, редко снимал покойную мать. Однажды она говорила о чём-то интересном и весёлом. Весь её разговор заснял на киноплёнку. В те годы кинокамеры звук не записывали, а сейчас хотелось бы узнать, о чём говорила мама.

Вот тогда и пригодилась способность Артура читать по губам. Он легко согласился озвучить мамину речь, которую я записал на магнитофон. По прошествии лет я перевёл киноплёнки на цифру.

По временам слушаю озвучку Артура, а потом смотрю дорогие мне кинокадры. При этом будто бы слушаю мамину речь с её родным и приятным голосом.

Сейчас я много лет на пенсии, наши пути с Артуром разошлись, но я с теплом вспоминаю этого замечательного человека.