Догнать и перегнать Гондурас

Владимир Деев 2
Давным-давно тлела мечтой мысль: видеоуроки по темам школьным, как альтернатива учебникам. И похоже хватит мариновать эту мысль между ушами, пора высказать на публику, какой бы наивной и смешной эта идея ни казалась. И уж конечно она посещала не только меня, тут я готов стоять в длинной очереди популяризаторов этой грани школьной реформы.
1. Одно дело — читать, и совсем другое — слушать преподавателя. Если преподаватель яркий, интересный, умный, тонкий, то урок усвоится на всю жизнь, как хороший фильм или спектакль. Так почему бы не делать циклы видеоуроков, становящихся хорошим подспорьем в образовании? Тут мне вспомнились некоторые «лекции» в 70-х годах в советском институте в виде научных фильмов на специальном экране над длинной доской в поточной аудитории. Перед этим огромная чёрная шторина наползала на застеклённую левую сторону поточной аудитории, заслоняя дневной свет. Но таких «видеоуроков» было так мало, они были сняты явно в 50-е ещё годы так отвратительно бездарно, на чёрно-белую бракованную плёнку, звук был хуже чем в электричке, когда объявляются станции. Усвоение такого материала было ничтожным, увы! То есть «идея» эта старая, как марксизм-ленинизм. Но главное — нАчать это давно забытое старое! По новой, да ладом! Хотя бы с МГУ.
2. Жизнь так устроена, что любое мало-мальски заметное явление со временем неизбежно обретает своих конкурентов. Как бы ты ни был хорош, найдутся другие, которые затмят твой талант своим талантом. Так у артистов, так и у преподавателей. Но на каждую школу не найти географичку, открывавшую мир юным душам так, как и иной профессор не сможет, сколько бы он ни знал, как бы ни был подкован. Она моложе, горячее его, она так смеётся шутке оболтуса с последней парты, что достигает почти невозможного: делает его отличником по географии, будущим путешественником, чудесным образом дарит ему те невидимые крылья в полёте жизни, делает его счастливым! Что есть Учитель? Это тот авторитет (!?), который разобъяснит — что оно и как там, на Мадагаскаре, в Калахари и Сахаре. Тыча при этом указкой в карту мира! Да сколько ж можно?! А что если ещё и посмотреть ролик с учениками, и разобрать его по фрагментам на следующем уроке, дав на дом задание сочинить отзывы на эти фрагменты?
3. Так почему талантливому Учителю не снять свой урок на видео, не выложить в интернет? Почему и тому профессору не выложить свою лекцию по географии Мадагаскара какого-нибудь? Пусть будет много видеоуроков, хороших и разных! Я как-то общался с одной талантливой учительницей-новатором. Она выкладывала свои уроки в общий доступ одно время. Но прекратила таковую деятельность. Ей не понравилось, что ЕЁ ИДЕИ были впоследствии опубликованы ДРУГИМИ специалистами, как СВОИ. И наша героиня сдулась. Не могла выдержать испытание плагиатом. А мне думается, если бы она создала яркий цикл лекций-уроков, этот цикл получил бы широкое распространение и создал бы своей авторше ту сладкую для неё славу, и даже какую-нибудь премию от депутатов, отвечающих за образование. Собака обычно же тут и зарыта — всё упирается в оплату банкета. Хорошее всегда дорого. Особенно если без проклятой рекламы таблеток и подгузников.
4. Хороший тому пример - великолепный цикл передач Евгении Тимоновой «Всё как у зверей». Но там и бюджет наверняка почти как у «Титаника»? Одни путешествия по миру чего стоят. А депутатам, отвечающим за образование, надо бы озаботиться внедрением видеоуроков! Но что это я? Забыл, что чудес не бывает? Депутатеры по своей воле на это пойти не могут. Пока пинка от «всевышнего» не получат. Лет через пятьдесят. После того, как даже в Гондурасе это уже внедрят. И кампанию назовут «Догнать и перегнать Гондурас!» Жаль только — жить в эту пору прекрасную...