Первое лето

Нестор Иванович Добрый
                -1-

    Бабушка засобиралась в село за хлебом. Мне идти не хотелось. Я маленький бывал капризен жутко и, если меня пытались к чему-либо принудить силой, проявлял несогласие настолько бурно, что мог запросто, к примеру, лечь в лужу и извозиться в грязи.
    
   - Ну и оставайся в хате один!
    
   Сказала Бабушка и ушла.
     А я остался.

    Мы с Бабушкой жили на маленьком хуторке между селом и тайгой. Мне было года четыре. Бабушка давно на пенсии. В двух соседних хатах доживали свой век двое таких же стариков-пенсионеров - жуткий матерщинник дед Осадчий и колдунья Мартыниха.
    Жили мы очень бедно. Но мне эта лесная вольница была по душе. Я был счастлив. Да и не знал я тогда ни что такое беднось, ни что такое богатство.
   Позже, когда бабушка умерла и мама отвезла меня к себе, в город, я по тихой, хуторской нашей жизни, шибко скучал.
   Позавтракав остывшим чаем и куском хлеба с сахаром, я заскучал и решил выйти во двор - покачаться на качелях или кур погонять.
    Меня ожидало разочарование.
    Бабушка заперла дверь на замок.
    Однако я был весьма сообразительным мальцом и быстро смекнул, что выходить можно не только через дверь.
    Шустро облазив подоконники, нашёл окно не запертое шпингалетом и вскоре уже рассекал по двору, сверкая босыми пятками.
    Летнее утро было прекрасно, но все ближайшие красоты были мне хорошо знакомы. А уходить от хаты Бабушка запретила, сказав что лесовик утащит и съест на завтрак вместо барана.

   - Лесовик большой!

   Говорила Бабушка.

   - Пасть у него огромная, зубы огромные и острые. Схватит, в лес утащит и съест вместо барана!
   
   Покатавшись на качелях и, как положено, погоняв кур, я снова заскучал.
    Походил туда-сюда, поздоровался с Осадчим. К хате Мартынихи не пошёл. Я её побаивался. Её побаивались все.
   Колдунья, настоящая, это вам не хухры-мухры.
   Старуха нашла меня сама.
   Она вышла из лесу с мешком, от которого приятно пахло цветами и травами.

   - Здравствуй, малЫй!
   
   Я поздоровался.

   - Молодец что рано встал и солнышко встречаешь!
   Кто рано встаёт, тот долго живёт.

    Я не знал, что сказать и молчал.

    - Скучаешь, малый?

    - Скучаю, бабушка.

    - Ну, пойдём ко мне, в хату. Там скучать не будешь. Я тебе Голболю покажу.

    - А что такое Голболя?

    - Не "что", а "кто". Не бойся, пойдём, тебе понравится!

    Любопытство пересилило страх и я пошёл.

   
                -2-

   Хата Мартынихи была побогаче нашей.
   Обстановка очень отличалась от нашей с Бабушкой, весьма аскетичной.
   Но и на типичную деревенскую не походила. Ну, знаете, такую, со слониками на полочках, ковром с оленем или лебедями и прочей сельской требухой.
   Бабка усадила меня за стол, вручила пряник.
    Сладким я избалован не был и обрадовался очень.

    - Спасибо, бабушка!

    Не забыл я о вежливости.

    - Любишь сладкое?

    Я только кивнул в ответ, так как рот уже был занят.

    - Сейчас я тебе медка принесу. Дикого. Он очень полезный!
   
   Следом за мёдом на столе возникла кружка ароматного чая. Я глотнул.

   - Горький!

    - Зато полезный!

   Старуха добавила в него мёд.

    - Вот. Пей.

    Напившись чаю и наевшись мёду я вспотел и приморился.

   Мартыниха проводила меня в комнату и уложила на такую же как у нас с Бабушкой кровать с пружинками и шишечками.

    - Отдохни. А я тебе сейчас Голболю покажу.
 
    Старуха взяла меня за безвольную руку. Ладонь у неё была горячая...
   Что-то зашептала. Потом, поднявшись, сняла со стены бубен. Негромко стуча обошла комнату, слегка пританцовывая. Зажгла свечу. Сказала

    - Смотри!

    И я увидел Голболю.
   

        -3-

   Голболя оказался маленькой, с теннисный мячик, лохматой головой,  с одним глазом в центре лба и улыбающимся ртом.
   У него были тонюсенькие ручки и ножки. Тулово отсутствовало.

    - У-у-у-у!!!

    Смешно завыл Голболя и замахал руками притоптывая ножками.

     - У-у-у, у-уу-у, ууу-у- у. У!

   Запел малыш

    - Любовь ээээто не шутка!
       Ты знаешь, я не шучу!

    Я рассмеялся. Голболя махнул рукой и улыбнулся.
     Потом он ткнул себя в грудь и сказал

    - Голболя.

   Я тоже ткнул себя и представился

    - Малый!

    Голболя повторил

    -Малый!

   Подмигнул единственным глазом и прошёлся колесом.
    Я захотел его поймать, но он помахал мне ручкой, сказал  "Пока. Тю-тю-тю!" и исчез.
    Сонливость тоже исчезла.

   - Голболя ушёл.

   Сказала старуха.

   -  Ему пора. Тебе тоже. Завтра приходи!

   Я подумал, что Бабушка, если придёт, а меня нет, будет шибко ругаться. Поблагодарил Мартыниху и чесанул к своей хате.
   Влез в окно. Достал мангу и уселся разглядывать картинки.
    Мангу с рисунками Хокусая привёз из Японии дядя Шурик, сын Бабушки. Он был моряком.
     То что это манга я, понятно, узнал гораздо позже. А тогда это были просто забавные рисунки с диковинными драконами, узкоглазыми людьми, рубящими себя и окружающих людей с такими же узкими глазами.
   Я очень любил их рассматривать. Особенно эти, цветные.
   Вторая манга была не такая занятная. Рисунки в ней были чёрно-белые.
    Так же, гораздо позже, я понял, что она была про приключения якудза.
    До сих пор помню один рисунок. На нём привязанная к бильярдному столу женщина, вокруг смеющиеся мужчины, а один, с кием, целитя шаром ей между ног.
   Больше у меня ничего не было, если не считать верёвочных качелей на улице и стопки совсем не интересных советских журналов, которыми Бабушка растапливала печку.
   Играл я в основном с курами и цыплятами. Мне очень нравились воробьи, но поиграть с ними не удавалось. Они разлетались...

   Вошла Бабушка. С хлебом и пряниками. А я сытый... Но она не обратила на это внимания. Попила чаю и ушла в огород.
    А я листал страницы и думал о весёлом Голболе. О том, что завтра надо его обязательно поймать как цыплёнка и поиграть.

                -4-

    Завтра настало. Бабушка затеяла что-то варить да жарить. Я понял, что не блины да оладьи, коими она меня иногда баловала, и шустро рванул к Мартынихе.
     Бабка развешивала на верёвочках пучки каких-то трав.
    Я поздаровался. Мартыниха кивнула, погладила меня по голове и усадила за стол.
   
    - Бабушка, а ты мне Голболю покажи снова, а?

    - Нет, милок. Голболю сегодня не получится показать. Занят он. Могу показать Птырю и Снежану.

   - А они это...

    Я попробовал подобрать нужные слова, но запутался.

    - Это, это. Не волновайся. Чай пей, мёд ешь.

   Далее всё повторилось и я увидел двух других существ из бабкиного бестиария.
   Снежана действительно была похожа на оживший снег. Голосок у неё напоминал весеннюю капель.
   А Птыря был простым работягой в промасленной телогрейке и ватных штанах, с кувалдой. Только очень маленький.
    Он сильно злился на Снежану, постоянно пытался ударить её своим молотом и ругался на украинском языке.
 
   - Побойся Бога!

   Взывала хохочущая Снежана.

   - Ніякого Бога немае!

   Кричал Птыря и махал кувалдой.

   - Це попівські байки!

    - Есть! Есть!

    Звенела серебром Снежана.

   - Нема! Рэлыхия - опиум для народу!

    Пищал Птыря и махал кувалдой.

    Снежана пустила в пролетарский зад крошечную молнию и штаны у Птыри задымились.

   - Дупу пэче!

   Пискнул человечек. Уронил кувалдочку и исчез.
   Снежана со смехом пустила ещё одну молнию и испарилась следом.

   А маленький молоточек остался.
   Я стал его разглядывать и увидел какие-то совсем крошечные узоры и надписи, но не такие как в манге, и не такие как в наших журналах.
   Много лет спустя я понял, что это были руны.

   Откуда ни возьмись вновь возник Птыря с дымящимся задом, схватил свой молот и исчез.

   Я захохотал.
   Бабка снова погладила меня по голове и сказала

   - Тебе пора. Приходи завтра!

                -5-

   В последствии я лицезрел ещё немало смешных и загадочных, а иной раз и страшных существ.
   Больше всех мне понравились поющие. Их я сейчас опишу.

    Первым была обычная, но говорящая человечьим языком лягушка, которую бабка назвала Магомаем.
    Ну... Как обычная? На ней был пиджак, а на шее болтался галстук. В остальном это была лягушка.
   Магомай, забавно пучил глазёнки, рамахивал лапками и голосил:

    - Эти славааа о тебе,
          Мас-ква-а--а,
               Ква-а-а,
                Ква!

     Вторым был человечек в блестящем костюме,  с короной на голове.
    Бабка назвала его Элвиш Пришлый.
    Он смешно дрыгал ногами и пел на непонятном языке.
    Самой бабке Элвиш не нравился и она обозвала его вонючим мяриканцем.
    Я удивился и сказал, что от него пахнет приятно.
    
    - Подрастёшь поймёшь!
   
   Ответила Мартыниха и протёрла тряпицей то место, на котором пел и плясал этот Пришлый.

    Огромное впечатление произвели на меня жуки с человечьими головами.
    Один из них колотил по барабанам, а у остальных в руках были крохотные гитарки. Жуки трясли волосатыми головками и задорно пели про какую-то еловую субмарину, а допев, один из жуков пропищал

    - Еллов блю бас!

   - Тьфу, нехристи!

   Выругалась Мартыниха и снова протёрла тряпицей место, где до этого пели жучки.

    Последнего певца, которого я запомнил, старушка с теплотой в голосе назвала Тсоем.
    Он мне понравился больше всех. Наверное потому, что напоминал человека с японских рисунков, только вместо меча у него была гитарка.
     Гордо выпятив очень большой для его малюсенького лица подбородок, Тсой пел о сигаретах и самолёте с серебряным крылом.
    Когда Тсой допел и поклонился, на импровизированной сцене неожиданно возник козёл в кепке и заблеял

    - Пааэро дрому,
          Пааэро дрому
      Лайнэр словна птица
       Пралител!

      Бабка махнула полотенцем. Козёл увернулся, навалил вонючую кучку и исчез.

                -6-

    Точно не скажу, но приблизительно через месяц нашего знакомства с Мартынихой, живые мультики закончились.
    Старуха познакомила меня с приехавшей к ней внучкой.

   - Это Алеся. Вместо меня останется.
Мне пора в путь.

   Лет через десять, в кинотеатре, я увидел фильм "Колдунья" с Мариной Влади и был до глубины души поражён тем, насколько похожи внешне были девушки с экрана и с моего лесного хуторка.

    Старуха с Алесей надолго уходили в тайгу. Общаться нам стало некогда.
     А в самом начале осени я вдруг проснулся совсем рано. Вышел из хаты и увидел Алесю и Мартыниху.
      Они меня ждали.

      Мы, трое, дошли до лесной опушки.
      Мартыниха сказала:

      - Дальше я сама. Прощайте!

     И скрылась в чаще.
     Я заплакал. Алеся меня успокаивала, гладя как котёнка по голове. На лице её была светлая грусть.

    - Не плачь. Мы все уйдём.

    - Куда?

    Спросил я.

   -  Туда, где нет печали.

       Ответила Алеся и грустно улыбнулась.

    Так прошло моё первое лето детства. Первое лето, которое я хорошо запомнил.

   Их, этих лет, было потом немало. Может я и про них как-нибудь расскажу.

    Продоожение
               http://proza.ru/2024/02/07/216

     (с) Нестор Иванович Добрый.
     Москва. Февраль 2024.