Садомазохизм в Зимней вишне

Екатерина Федина
Самый простой способ заставить людей принять некую идею, модель поведения, вид отношений - это повторить нужное нное количество раз. Повторенное множество раз даже чудовищное насилие станет восприниматься обыденно, как повседневность. Мы не выбираем реальность, в которой рождаемся и растем, не выбираем культуру. Мы лишь впитываем в себя уже готовую среду, мы подвергаемся социальному гипнозу, и телевидение это тоже поставщик такого гипноза.

В этом плане интересно анализировать, что нам транслировало советское кино. "Зимняя вишня", безусловно, талантливейший пронзительный фильм, который очень правдиво живописует реальность 80х и 90х.

Сюжет мини-сериала, как у нас водится, страдание одинокой женщины от мудачеств мужчины. Герой Соломина эталонный мудак. Только на этот раз образованный, сомневающийся, терзаемый противоречиями. Дома он подкаблучник с женой, вне дома он любовник прекрасной женщины лет на 15 себя моложе. (И в этом месте мой голландский муж восклицает: "Ну он же старый, почему она с ним, а он даже не женится на ней? Она что, лучше себе найти что ли не может?" И я объясняю, что в русских реалиях красивая, образованная и умная Оля - "разведенка с прицепом", а значит,  она "бракованная женщина", которая не может рассчитывать на красивого, богатого и умного мачо, каких к тому же в союзе нет.) Внешне любовник  из героя Соломина так себе,  на любителя и даже неказист (но российским непривередливым  женщинам покатит), материального толку с него никакого по сюжету, к тому же он трусливо шифруется и бегает от жены, ставя свою Олю в очень унизительное положение. Он сомневается и мечется, как говно в проруби, разводится не хочет, а Олей пользуется. На вопрос, почему они не могут пожениться, если любят друг друга, отвечает, что боится потерять сказку и обрести бытовуху. Капризник в общем. Рискну предположить, что, поскольку дома он подкаблучник, он боится  превратить отношения с Олей в такой же гнетущий брак. Для него брак это поди-подай жене, увы, но при этом некая стабильность, избавляющая от необходимости  нечто менять. Созависимость и подчинение избавляет его от самостоятельности и мужских решений.

Оля, надо сказать, в своем несчастье не одинока, не одна она не в состоянии найти нормального мужа. Масштабность этого явления неприкаянности и одиночества прекрасных советских женщин за 30 подчеркивают  и 2 ее подруги: Валюшка, избиваемая пьющим мужем, женственная, жертвенная, созависимая, и Лариска, одинокая, обозленная на весь мужской род мужиковатая  баба-конь.

Но Оля умнее и красивее подружек, поэтому у нее есть выбор в виде латыша Герберта, которого она  однако же бросает и по первому зову возвращается в объятья своего рыжего  недолюбовника, ведь к своему мудачочку она прикипела всей силой мазохистской любви. А Герберт слишком практичный и деловой, и любит кока-колу.  Но не зря у Оли мозги и трудовая деятельность в питерском НИИ. Второй раз  однако она этой ошибки не делает и - не будь дура - выходит замуж за американца Пола, мигрировав в Америку.

То есть Оля, сражаясь со своей мазохистичной  славянской натурой, все же выбирает психическое здоровье. Мне раньше не приходило в голову, что Оля тоже садистка внутренне, как любой мазохист. Умница и просто красавица, она является перед своим эксом в 90х, когда в стране все раздолбано, с рыжей дочкой, очень прозрачно намекая, что дочка егойная,  Оля  разок спит с ним и улепетывает опять в свою американскую жизнь.               
               
А  пожилой герой Соломина, как водится, затрахивает горе юным телом птушницы. Причем садистично тоже, не любя, несколько лет, пользуясь тем, что она травмированная безотцовщина). Птушница вырастает в акулу черного риелторского бизнеса и вышвыривает нашего героя из своей юной жизни с его раскладушкой в  буквальном смысле на помойку (Опять же не на ровном месте, а нечаянно подслушав его любовное признание Оле. И тут наш мудачечек очень искренне признается ей, что вот у него это любимая женщина и вот у него мол дочь и он романтично о них мечтает все эти годы... А что эта юная девица на него лучшие годы зазря убила, на старика, нашего мудачочка  нимало не волнует.)  В итоге его избивают ее вышибалы. В этом месте режиссер и нас втягивает в мазохистическое сострадание мудаку. Мудак-то он конечно, мудак, но вот он, смотрите, как расплачивается за мудачества. И он к тому же депрессивный и пьющий невменько, вот он как страдает зато. И в этом месте его очень жалко даже с пониманием его невменяемости и подлых мудачеств.

А Оля оказывается  неспособна построить любовь с американцем. Американцы  же что, материализм, кока-кола, Достоевского не читали, пластиковая жизнь же у них, недушевная. Наш мудак, он же душевный, он же талантливо как женскую кровушку сосет, 3 женщин загубил и замучал, и все-то они его обожают, каждая на свою лад, а он знай морду воротит. Жене он удобный в быту и работе мягкий друг, и выслушает и кушать приготовит, и текст отредактирует. Однако внутреннюю нарастающую агрессию подкаблучника надо сливать - и вот - вуаля- любовница Оля. Чем Олю взял, непонятно, может, обаянием, а может, тонким садизмом, она такое любит. А младшей птушной любовнице не хватало папы, безотцовщина, росла в трущобах. Он на фоне ее птушников ну просто принц Датский. Короче, в каждой женщине он затронул что-то ранимое и важное.

В целом история разворачивается логично, все 3 дамы его сливают. Законная жена, задолбавшись окончательно, просто уже выпинывает его равнодушием. Птушница по-птушному сливает, отпи..див чужими руками. А умница Оля сливает тонко, указав, что у него есть дочь, с которой он не сможет видеться годами. Короче, Оля рулит. Вдоволь его помучив, дождавшись, чтоб он окончательно опустился и стал бомжом, покупает ему в Бельгии дом под таким соусом, что якобы открылись его дворянские корни и дом - это наследное гнездо, сотню лет ожидающее кого-нибудь из рода Дашковых. То есть сначала ментально отпи..ла, потом пожалела и одарила от души. Но с фигой в кармане, как бы невзначай прокололась на том, что знает его адрес в новой стране, ну и логическая цепочка приводит его к тому, что Оля и есть спонсор его дворянства.Хотела бы-могла бы аккуратнее концы спрятать, но не хотела, хотела спасать и чтобы он признал ее роль героини.  Ну русская же, что с нее взять. Бьет значит любит.

Но герой же наш тоже нарцисс, а не просто садист. Он не абы какой мудак, он  во-первых доводит себя до бомжевания и этим упивается. Прямо достоевщина классическая.  А потом уже в Бельгии сидит наш мудак, значит, страдает, пишет Оле нескончаемое романтическое письмо в своем уме, он его никогда не отправит. Питается исключительно хлебом и молоком. Так красиво страдает, что дальнобойщик сосед (вот этот, кстати, яркий красавец, как и латыш Герберт, иностранец же) приходит вместе с ним побухать и пожалеть его. Вот тут и  является Оля с дочкой. Вот уже тебе, мудаку и дом на блюде и любимая женщина с твоим ребенком, все готовое - ну, кушайте, не обляпайтесь. Весь фильм с тобой бабы носились как с писаной торбой и даже сейчас с тобой, бомжом уже, носится твоя единственная любовь. Но нет, наш герой не так прост. Ведь выясняется, что дом купила Оля, а значит, Дашков наш не настоящий граф - он в негодовании, что его пожалели и спасли из того дерьма, в которое он себя загнал. И вместо спасиба он губы дует и страдает. Он же не граф, а чмо. Ну тут уж Оля бессильна. Дворянский титул она ему обеспечить не в состоянии. Только дом в Бельгии и всепрощающую жертвенную любовь. И лишь слово "папа" от его рыжей дочки,  приводит нашего мудака в чувство. Занавес.

Финал открытый, кстати. Как по мне, так он изведет эту Олю и задолбает, будет мстить за свое унижение. Но Оле не впервой, Оля любит страдать, Олю воспитывали на Достоевском, Толстом и Чехове. Оля его потом тоже тонко отпинает, у них так, сострадая, оазумеется не на шутку. Самопожертвование и сострадание к самым падшим и чмошным мужчинам - это же основа русской культуры, столпы. Что там в этой пластиковой Америке понимают про глубины русского садомазохизма...  Ни Герберт, ни Пол, русской женщине в мужья не годятся. Еще ни один режиссер не разрешил соотечественнице быть счастливой замужем за иностранцем, это же предательство идеалов, культуры, Родины. Так вот, Оля. Сама напросилась в начале фильма, сказала, что семья как Родина, одна и навсегда. Вот какая тебе кость досталась, такую и грызи, плачь, стенай, терпи. Натянула сову на глобус и жди волшебства. Целуй своего жабеныша еще 20 лет, может у одра он, наконец, станет принцем.

А вы,  российские женщины, срочно учитесь у Оли, как надо. Кто из вас любимому русскому мужчине подарил дом в Бельгии?  A? А? А еще говорите, что любите...то-то же!