Трагичный образ рябины в русской поэзии

Владислав Плеханов
О рябине написано много песен и стихов. Печальную тональность этому образу задаёт народная песня:

     «Что стоишь, качаясь,
      Тонкая рябина,
      Головой склоняясь
      До самого тына.»

Это одна из самых задушевных песен русского народа*. Сергей Есенин в своём стихотворении "Отговорила роща золотая» (1924), впоследствии ставшей романсом, перенимает эту грустную  тональность. 

       «Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
       Не жаль души сиреневую цветь.
       В саду горит костер рябины красной,
       Но никого не может он согреть.       (Это место, повторяемое в романсе, особнно обжигает печалью)

       Не обгорят рябиновые кисти,
       От желтизны не пропадет трава.
       Как дерево роняет тихо листья,
       Так я роняю грустные слова.»
       («Отговорила роща золотая», 1924)

Печальный народный образ рябины у Марины Цветаевой становится трагическим символом русской судьбы:

       «Рябину
       Рубили
       Зорькою.
       Рябина —
       Судьбина
       Горькая.
       Рябина —
       Седыми
       Спусками.
       Рябина!
       Судьбина
       Русская.»

       (1934)

И это отклик на слова русской народной песни: "Знать судьба такая - Век одной качаться". Отклик ещё более драматичный, связанный с трагической судьбой русского народа в 20-м веке. Так рябина стала одним из самых ярких символов русской судьбы.

Однако во всей своей трагической полноте этот образ раскрылся в 21-м веке в стихотворении «Рябина» (2016) Юрия Фроловича Давыдова. Это стихотворение представляет собой предсмертное письмо из заключения:

       «Когда письмо рука твоя откроет
       И взгляд по строчкам быстро пробежит,
       Меня уже казённый люд зароет
       И всё как надо ворон откружит.

       Но это так... я о другом, родная,
       Я перед тем как... вспомнил вот о чём,
       Когда один из жизни увядает,
       Другой всегда пожмёт ему плечо.

       Другой всегда над тем, кто был, склонится,
       Чтоб у него крупинку перенять.
       Дрожат твои, как бабочки, ресницы,
       Тебе смешно, смешно меня понять.

       Конечно кто ж ко мне сгорбатит спину?
       Таких за деньги даже не найдёшь.
       Ты прикопай мне саженец рябины,
       Я на неё был больше всех похож.

       Она одна когда завоет ветер
       И все собаки проклянут пургу,
       Согнёт ко мне с охапкой ягод ветви
       И всё расскажет, что там на верху.

       Она одна в косынке над крестами
       Качаться будет до последних сил,
       И никогда просить меня не станет,
       Чтоб я её к другому отпустил.

       Она одна и днём и длинной ночью,
       Меня ни в чём не будет упрекать,
       И если вдруг, бродячий кто захочет,
       По ней мой крест сумеет отыскать.

       Ну, вот и всё, прости меня дурного,
       И что писал, и что тебя прошу,
       И не сердись: теперь ты знаешь, снова
       Я никогда уже не напишу.

       Ну, вот и всё, душе моей осталось,
       Все сорок дней смотреть кто вдалеке,
       А не твоя ль фигурка закачалась?
       А не рябина ль у тебя в руке?»

Это стихотворение помещено на прозе.ру**. Оно как фильм Василия Макаровича Шукшина «Калина красная» никого не может оставить равнодушным. Потому что оно написано сердцем на разрыв аорты!

Все эти четыре произведения образуют для меня гармоничное целое.

--------------
* В 20-веке  эхом на неё откликнулась песня «Уральская рябинушка» Е. Родыгина на слова М. Пилипенко. Все помнят её грустный мотив:

       «Ой, рябина кудрявая,
       Белые цветы!
       Ой, рябина, рябинушка,
       Что взгрустнула ты?»

** На на прозе.ру: Юрий Давыдов 2