продумки о думках

Игорь Маслиев
     Почему стал уделять время высказываниям о прочитанном из раздела «Классицизм»? Классицизм – это законченный, верхний этап развития литературы, т.е., что свойственно всем временам и всем народам. Современника можно сподвигнуть на чтение Классика только обманным путем, по средством «современника». Вот и приходится, чтобы не закисала культура русского народа, предугадывать способы, по средством которых просыпается и восстанавливается интерес к русским писателям классикам, русской культуре.
Краткий ответ Гоголю Н.В. на письмо Вас.Ан. Жуковскому «О лиризме наших поэтов».
                Напрасно намечал поэт
                Другого шествия России –
                Иного царствия, но свет
                Лишь прозябал в своем бессилии…

                Горели души в жажде бремя
                Отчизны круто изменить!..
                Увы, свидетель вечный – время
                Лишь позволял себя корить…
               
                Одной любви здесь недостаток.
                Пророк – он просто нагло врет.
                Россию «Щедрою душою»
                Да! Кто не попадя  «жует»! ;

         ; В смысле, пользуется, прикрываясь высокими идеями.


                ПРОДУМКИ О ДУМКАХ

          Никогда не думал, что желание превысит разум. Мудрый говорит: «Обуздай себя и ты покоришь мир!» - Изучи себя.  И начинаешь лихорадочно думать о смысле жизни, о справедливости суждений, о правоте событий, о правде и кривде, наконец,… Суров мир, в котором приходится выживать каждому живому существу. Но прекрасен мир, удивителен, полон неожиданных счастливых минут, светлых душевных порывов и откровений…
          Пытаюсь поделиться впечатлениями, оставшимися после прочитанного произведения Н.В. Гоголя «Из письма к Л;;; «СПОРЫ»» и побудившими меня взяться за ручку.    
          Не скрываю своего негодования темой письма. Споры?! Да о чем же столько уделять времени и душевных сил? Что же так силится писатель внушить нам простым смертным? Да неужели такая тема была злободневна в 19-ом великом веке. Да! Она обмусоливается и сейчас. Меняются цвета, оттенки, ваятели, но новейшие рассуждения знатоков о началах и корнях нашей сути преподносится как впервые осознанное действие.
         Смешно, Н.В., как же Вы могли опустится (расширить кругозор) до глубочайшего рассмотрения никчемного, так сказать, вопроса? Да еще и утверждать в самом начале «Прощальной повести», что Вы находитесь в здравом уме и сознании. Теряюсь в догадках, перестаю Вас уважать; думаю (опять же) к чему Ваше Учение? Актуальность споров о наших европейских и славянских началах, да, самое главное «кто прав»? и норма поведения в споре. Что за советы Н.В.? Да и зачем, вообще, проводить анализ, от чего бытует мнение, что нам необходимо менять взгляды, пересматривать исторические события в зависимости от политической обстановки в стране?
         И так понятно, Н.В., а уж Вам-то тем более, что никому не нужны эти споры! Славянисты и европисты или староверы и нововеры, или же восточники и западники – какой же это тормоз в развитии России. Словом, все выглядит так: что выгодно России – к тому и надо стремиться. Забота о будущем, о совершенстве поколений – вот основная задача старовера; поиски лучшего и справедливо-мудрого решения –  задача молодежи. Но что это?  - Это закон природы и ничего большего. Староверы – это те, кто закрепляет позиции; нововеры – это те, кто двигают историю вперед. Прогресс необходим. Но диалог между восточниками и западниками (или назовите все это как пожелаете) должен строится без обмана, с сознанием правоты своих действий. Если же будет строится по принципу:
                Лукавый Мудрость посетил
                И мудрствовал тот час лукаво:
                А я про честь свою забыл,
                Играю с Истиной в забаву.

                А Мудрость тут ему в ответ,
                Для продолжения сюжета:
                Даю простой тебе совет –
                Учись величию у Света…,
       Пр. автора  (а не у Тьмы)
то и сбудется Ваше трагическое предсказание «страшна душевная чернота, и зачем это видится только тогда, когда неумолимая смерть уже видится перед глазами».
         Так что, Н.В., величие Вашего письма сомнительно! Еще бы бояться правды, серебрить ее инеем холодной лжи – вот истинное лицо дискуссии. Пытливая молодежь не так уж глупа, как хотят ее представить. Да, она спорит, ведет себя вызывающе, но интонация! Интонация заставляет думать по другому. Почему же мы ждем, что чиновника, нагло лгущего, этакого ловкача сложившихся обстоятельств, что, не уважая себя, добиваются разных целей или же, тем пуще, вредящего развитию общества, будут уважать, даже в семье. Да нет же! Конечно же, его ждет фиаско! И что ему остается изречь? Да ничего более как: «Я консерватор!»  А уж если, уважая себя, человек прожил свою жизнь, воздвигнув себе памятник «нерукотворный» (скажу проще – оставивший светлый путь труженика) – вот, именно тогда, и справедливо Ваше высказывание: «Седина есть уже святыня».
        Николай Васильевич! Что есть значение слов «благодарность» «преклонение»? Так вот, их смысловое значение ни что, по сравнению с тем, что я хочу выразить Вам! Ваша искренняя мудрость, светлость Ваших советов, наконец, умение доходчиво объяснить, что же все-таки есть истина духовности патриота русского мира – все это имеет огромный исторический смысл как отжитой старины, так и новой России – зародыша грядущей цивилизации. Но есть условие – правильное уяснение фразы – движущая сила. Для этого нас нужно учить. Жажда познаний у русского человека в крови. Он не так ленив, как его представляют. Ваша ирония по поводу русского народа справедлива. Невероятные усилия для освоения русских земель – тому пример. Основной недостаток его всего лишь в том, что жизненная активность воспринимается нами как необходимое условие «выживания», а не «приживания». Вы всю свою жизнь положили на одну цель – вдохнуть свежую струю просвещения в могучую грудь русского народа. Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький и многие другие атланты русской словесности подняли русский народ на пьедестал, вызывающий черную зависть о культуре от иных. Вы же поставили цель, впервые в истории России, цель и адекватный путь – далее Ваши слова - Поучение людям. «Возможностями сосуществования в условиях новой прогрессивной цивилизации, где  Умение изъясняться словами - основной признак природы эстетической русского народа – старшего брата других народов – пример мирного мирового содружества».
         Николай Васильевич! Низкий поклон праху Вашему! Вашим же наставлениям – вечная память!
         Незримый труд, но в уяснении он прост! Умело обманув свою эпоху, сердцем зная Россию, имея божий дар, который водил Вашу мудрую руку в «Переписке с друзьями», Н.В. продолжает это делать и сегодня. Сила России в ее достатке, слабость – это леность (по воли ничего не сделать) и эстетическая пустота (отсутствие дворянского воспитания и образования). Так отчего, унаследовав широкие (в смысле, богатые) земли и богатырский нрав, русский народ, в сущности, остается бедняком?
         Хозяину следует спросить: «Дорогие гости, а не надоел ли вам хозяин»? А следует спросить: «Дорогие гости, а не надоели ли вы»?
         И, говоря в Продумке… о том, что своим Письмом к Л;;; Н.В. изгонял из себя беса, он водил за нос цензуру. Горячо любить Русь, обладать бесспорным умом – вот, что нужно России. И за свое творческое наследие еще раз большое спасибо, Николай Васильевич! Но что  спасибо? Дремоту-то ловко стелет ложь.