Караимы и караизм

Олег Данкир
---
Карасизм!!
    Хазарская вражда со своими мусульманскими и христианскими соседям заставила их правителя, часть дворянства и, видимо, также людей, принять иудаизм примерно в 740 году.
    Караистская версия обычно заключалась в том, что то, что они приняли, было, по сути, карасизмом.
    Одним из главных пропагандистов этой теории был А.Фиркович.
    Карасизм произошел частично в Иране, недалеко от границ Хазарской империи. Очень скоро часть хазар, обращённых в иудаизм.
    Тогда можно было установить некоторые ранние контакты.
    Петахия из Регенсбурга описал около 1180 еврейских сектантов, которые не освещают субботние свечи и не слышали о Талмуде в «Земле Кедар», видимо, к северу от Кавказа.
    Это звучит уже как караимы, или синайские сектанты.
    (Schur N)
++++++++++++++++++++++++++++++++

Караимский иудаизм!!
    На Кавказе иудейскую религию, и притом не караимского, а раввинстского толка, исповедуют главным образом таты.
++++++++++++++++++++++++++++++++

Караимы и сионизм!!
    В самой постановке вопроса в работах Берлина об органической связи всех исповедовавших иудаизм при разных конкретных аспектах подхода к проблеме истории хазар можно усмотреть суждение о едином еврейском народе, пронесшем свою религию (иудаизм) через столетия испытаний и борьбы с иноверцами.
    При этом часто игнорировались те сложные этнические и этнокультурные процессы, которые происходили в середине восьмого века как с самими евреями, так и с некоторыми другими этническими группами (хазарами, караимами, татами и т.д.), исповедовавшими иудаизм, но этнически не являвшимися евреями.
++++++++++++++++++++++++++++++++

Караимы!!
    Караимы - потомки хазар - один из самых малочисленных народов на земле.
    Современные учёные относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов.
    Историческая родина караимов – Крым.
    Народ этот похож на половцев по языку и на библейских самарян по вере.
    В 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века перевёз в Литву около четырёхсот караимских семей и расселил их вокруг своего замка.
    Караимы составили личную охрану князя Витаутаса, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей.
    Переселение караимов в Литву продолжалось и в XV-XVI вв. Покинув своё историческое родовое гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер), караимы рассеялись по всему свету.
    Народ этот сегодня находится под угрозой полного исчезновения, превращается в человеческий реликт.
    Ныне всех караимов мира можно было бы, наверное, расселить в небольшом жилом микрорайоне.
    Однако многое из прошлого караимов так и остаётся до конца не выясненным.
    Бариев объясняет, что хазары-иудаисты по материнской линии вошли в состав еврейского народа, а те, которые были иудаистами по отцовской линии, составили народность караимов и обосновались в Крыму.
    По словам Гумилёва в XIV веке Орда стала причудливым сочетанием поволжских городов, многочисленных “осколков” разных народов, среди которых он называет и караимов, которые обосновались на западе владений.
    В 1555-1565 годах много казанцев и темниковцев - служилых людей - числом более 30 тысяч человек были уведены в ливонскую войну. Некоторые затем осели в Литве и восточных районах Польши и слились с ранее (в 1385) вышедшими сюда золотоордынскими татарами и караимами.
    Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.
    Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово «караим» происходит от древнееврейского «карай» - «чтец», тот, кто признает только писаный закон, поскольку они признавали только исходный текст Библии и отрицали ее позднейшие толкования, в том числе и Талмуд.
    Таким образом, караимизм, караизм означает религиозное учение караимов или караитов, которое получило распространение среди евреев Персии, Вавилонии, Палестины, Египта, Испании, Византии и в других регионах.
    Так что слово «караим» имеет два значения - обозначение религии и название народности.
    Кстати, есть евреи-караимы (по вере). Это евреи, исповедующие учение Моисея и не признающие Талмуд священной книгой. Они считают себя неотъемлемой частью народа Израиля.
    С караимами - потомками хазар их объединяет общая вера, многое из общего духовного наследия.
    Л.Н. Гумилев выявляет потомков евреев-маздакитов, которые путаются в своем происхождении; это - терские казаки и караимы Крыма.
    Первые свидетельства о евреях на территории будущей Крымской Хазарии относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство.
    Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во 2-1-вв. до н.э. Возможно, первые евреи попали в Крым с Кавказа (через Таманский п-ов) со времён ассирийского и вавилонского плена (7-6 вв. до н.э.).
    Еврейская община пополнялась не только за счёт самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии.
    Род занятий караимов сочетал ремёсла, торговлю, государственную службу, включая службу в армии.
    В конце четвёртого века начинается процесс деэллинизации евреев Крыма в связи с падением в 370-е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом в Крым Византии в начале 6 в. н.э. Когда в восьмом веке Крым перешёл под протекторат Хазарии, иудейские общины Крыма могли оказать влияние на выбор верхушкой хазарской знати новой государственной религии и выдвинули своего лидера, Булана, которого снабдили связями, деньгами и знаниями.
    Хазарский период явился периодом расцвета еврейской цивилизации в Причерноморье.
    Очевидно, что начинается расцвет прозелетизма - часть крымских готов принимает иудаизм.
    Начинается массовая иммиграция в Крым еврейских беженцев из Византии и Персии, где регулярно происходили гонения на них.
    В начале 10 века в Каффе была построена самая величественная на тот момент и самая древняя из сохранившихся на территории бывшей Хазарии синагога.
    Устанавливаются тесные контакты между крупнейшим центром еврейской цивилизации в Испании (Картахене) и хазарами.
    Сохранилась переписка, датируемая около 960 г. К этому времени относятся и ранние контакты славян с евреями, которые также осуществлялись через хазар.
    В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.
    На южном Побережье п-ова с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь).
    Генуэзцы продолжали называть Крым "Газарией" (Хазарией).
    К этому времени относятся упоминания о возникновении в Крыму новой еврейской общины - караимов.
    С 14 в. общины караимов сосредоточились в Крыму в Чуфут-Кале, Села ха-иехудим на иврите и Каффе (Феодосии), где жили как караимы, так и раббаниты.
    В 1392 г. литовский князь Витовт (Литва в это время считается правопреемницей Киевской Руси и лидером среди славянских государств) разбивает крымских татар и угоняет в Литву огромное число пленников, среди которых, по караимской традиции, было несколько караимской семей.
    Пленники были поселены в Тракае, в Луцке, в Галиче и близ Львова.
    Позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
    Караимы установили в Литве тесные отношения с раббанитами, разделив с ними в том числе, судьбу жертв погромов Б. Хмельницкого.
    К 15 веку оставалось только два наиболее крупных караимских центра: в Крыму и в Литве.
    Именно крымские и литовские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу, поскольку они говорили на особом караимском языке.
    Крымские караимы, также, как и раббаниты, которые затем будут называть себя крымчаками, всё более и более сближаются с новыми властителями Крыма - крымскими татарами и турками.
    Турки часто использовали евреев в переговорах с русскими князьями. Так еврейский купец Хозя Кокос был в 1472-1486 гг. посредником на переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем, причём часть переписки велась на иврите.
    В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры, считали евреем.
    В 15-16 вв. крымчаки ассимилировали многих евреев-выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии, Кавказа (грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.
    Стремясь ещё более улучшить своё правовое положение, руководители караимской общины России в конце 18 века выступают с утверждениями, что им свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов, то есть трудолюбие, честность и верность трону.
    В 1835 г. караимы добиваются принятия русским правительством закона о выселении из г. Троки в Литве евреев-раббанитов и одновременно добиваются изменения официального названия своей общины: вместо евреи-караимы они стали называться русские караимы ветхозаветного вероисповедания, а позднее - просто караимы.
    Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были в основном торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, владельцами соляных копий. Им было предоставлено право религиозного самоуправления, также, как и крымским татарам. (Энгель).
    Сегодня российские караимы - в отличие от караимов Востока, в большинстве своём не считают себя частью еврейского народа. (Кандель).
    Сын хазарина и еврейки сохранял все права хазарского рода и мог быть принят в еврейскую общину, а сын еврея и хазарки был чужим и для тех и для других. Вторые составили маленькую общину крымских караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточный типы, а первые создали хазарскую иудейскую общину, включившую в себя тюркскую династию и в 20-х гг. IX века захватившую власть в Хазарии.     (Гумилёв)
    Считается (Т. Леви), что иудейская секта караимов, возникла в 8 в. в Багдаде в результате движения против раввинизма, поднятого Ананом Ганаси.
    Эта секта получила широкое распространение в Константинополе и Андрианополе.
    Название караимы, первоначально означавшее принадлежность к религиозному вероучению, закрепилось за группой, исповедующей это вероучение, в качестве этнонима.
    Их в исторической литературе часто называют евреи-караимы.
    Караимы, признающие Моисея, но отвергающие Мишну и Талмуд, каким-то образом попавшие в Крым, смешавшиеся с остатками хазарско-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию и распространившие среди них своё учение, были в конце 14 в. выведены из Крыма литовским князем Витовтом в Литву.
    Они поселились в Троках, Луцке и Галиче.
    На Кавказе иудейскую религию, и притом не караимкого, а раввинистского толка, исповедуют главным образом таты, по языку связанные не с хазарами, а с дотюркским ираноязычным населением Азербайджана (Н.И. Малишевский, А. Самойлович, N. Slouschz, B. Munkacsi).
    Караимы в Крыму впервые засвидетельствованы в начале XV в. Мюнхенский гражданин Иоанн Шильдпергер, описывая Кафу, сообщает, что, кроме христиан, там жили иудеи-караимы и талмудисты (Kutschera, Die Chazaren).
    Крымских и литовско-украинских караимов, говорящих на тюркском языке, очень часто и настойчиво выставляют потомками хазар-иудеев (В.В. Григорьев, А. Самойлович, S. Szyszman).
    Доводом в пользу хазарского происхождения караимов остаются их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию, смешались с половцами.
    Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, но в известных источниках для доказательства этого нет никаких данных.
    В истории караимов до сих пор остаётся много неясного.
    В 1874 г. А.Я. Гаркави нашёл среди рукописей караима Фирковича А.С. (1786-1874), известного своими подделками, так называемую пространную редакцию письма царя Иосифа.
    Существуют споры между раввинистами и караимами относительно характера хазарского иудаизма.
    Но этот спор, считает Артамонов, стоит вне пределов науки и вряд ли может что-либо добавить к мифу о якобы веротерпимости хазар (хазар-иудеев).
    Известно утверждение Кинама в XII веке, что хазары живут по законам Моисея, но соблюдают их не очень последовательно.
    В 60-е годы XX века заметную активность в изучении хазар с позиций караимства развивает С. Шишман.
    Истархов отмечает, что целый ряд строгих мер против евреев со стороны императора Юстиниана и императоров-иконоборцев заставил их бежать через Кавказ на берега Волги, Дона и побережье Черного моря.
    Часть беглецов растворилась в массе горных кавказских племён и, утратив свою национальность, передала этим племенам некоторые физиологические черты еврейского типа.
    Другие евреи нашли для себя приют среди хазар, караимов и других племён, живших на территории нынешнего юга России.
    Около 730 г. евреи оседлали все хазарские, караимские племена и власть захватил еврейский царь или «каган».
++++++++++++++++++++++++++++++++

Караиты!!
    Кераиты. Караимы".
    Григорьев В.В. "Еврейские религиозные секты в России».
    Аса-Эль-Амоц некритически принимают идею о том, что крымские караимы связаны с хазарами, утверждая, что у неё есть некоторые доказательства для ее поддержки, не цитируя это «доказательство».
    Литовские и крымские караимцы, очевидно, являются потомками ближневосточных караимов из Византии и Персии.
    Тюркский диалект, на котором говорили караимцы, не был идентичен хазарскому языку. (Брук).
    Хазарская вражда своим мусульманским и христианским соседям заставила их правителя, часть дворянства и, видимо, также людей, принять иудаизм примерно в 740 году.
    Караистская версия обычно заключалась в том, что, то, что они приняли, было, по сути, карасизмом.
    Одним из главных пропагандистов этой теории был А. Фиркович.
    Карасизм произошел частично в Иране, недалеко от границ Хазарской империи в то время (или очень скоро) часть хазар, обращённых в иудаизм.
    Тогда можно было установить некоторые ранние контакты.
    Петахия из Регенсбурга описал около 1180 еврейских сектантов, которые не освещают субботние свечи и не слышали о Талмуде в «Земле Кедар», видимо, к северу от Кавказа.
    Это звучит уже как караимы, или синайские сектанты.
    Они были в основном фермерами, специализирующимися на выращивании табака и огурцов.
    Они служили солдатами и офицерами в досионистские времена, когда это было неслыханное занятие для евреев.
    Их отношения со своими соседями были в основном превосходными.
    Они вступали в брак с ними, и многие из них даже имели турецкий оттенок лица и вид своих соседей.
    Их интерес к коммерции и вопросы духа были минимальными.
    Они были консервативной, не заинтересованы в инновациях, будь то политические или религиозные.
    Если они не были этническими евреями, возможно, они были потомками хазар. Ранние археологические раскопки дали материал, по котором можно было судить о том, что евреи не поддерживали связь с караимскими хазарами, но недавние раскопки показали более широкое распространение евреев среди хазаров, чем предполагалось ранее.
    Пока нет окончательного сравнения между диалектом крымских караимов и тем, что известно о языке хазар.
    Несравнимость караимов Крыма и Восточной Европы можно объяснить не только этническими связями, но и их «способностью воспринимать окраску более широкого общества.
    (Это было очевидно, когда они называли себя евреями, если они жили среди евреев, как турки, когда в Турции, как русские, когда в России и как поляки, когда в Польше » (Е.Тревиан-Семи, Наци и Виши).
    Таким образом, существует серая область, которая лишь медленно проникает в современные исследования.
    Тем не менее, антрополог, такой как Э. Тревиан-Семи не колеблясь относится к караимам Восточной Европы как к разному этническому происхождению от караимов Ближнего Востока, которые явно имеют еврейский запас.
    Обе стороны достаточно сознавали эту пропасть, часто не вступали в брак.
    (Schur N).
++++++++++++++++++++++++++++++++