Размышления об услышанном

Полина Ребенина
Несколько дней назад привелось мне быть в Ленинграде, то есть в Санкт-Петербурге. И что мы все в первую очередь делаем, оказавшись в культурной столице? Ну, конечно, спешим в театр.

В Мариинском театре в этот вечер шла опера Сергея Прокофьева "Обручение в монастыре". Классическая опера, которую многие знают под ее прежним названием "Дуэнья". А дирижировал оркестром сам маэстро Валерий Гергиев. Уже на подходе к знаменитому театру увидела я массы народа, ведь одновременно с этой оперой на другой сцене показывали "Щелкунчика".

А войдя в театр, обратила внимание на то, как много молодежи было на представлении и от души порадовалась: "Значит тяга к прекрасному, к классической музыке, еще живет в душах наших молодых современников. Не все время и силы посвящают они мобильным телефонам, компьютерным играм и социальным сетям!"

После первого акта, в антракте, как и полагается, спустилась в буфет, чтобы насладиться свежесваренным кофе с эклером. И здесь, стоя за столиком, я случайно разговорилась со стоявшей напротив женщиной средних лет. Интересные факты я от нее услышала, что и явились причиной написания этого очерка. Вот что мне рассказала моя случайная собеседница:

- Я учительница русского и литературы в старших классах. Вы удивляетесь, что так много здесь молодежи, но это совсем не случайно. Я пришла послушать оперу с моими учениками 10-го класса. Конечно, билеты в этот театр очень дорогие, но сейчас питерское правительство всерьез занимается культурным просвещением молодежи. Мы пришли сюда по акции под названием "Мариинский урок". То есть, я с моим классом (я ведь классный руководитель), пришли с утра в Мариинский театр. Здесь нас встретил один из художественных руководителей и рассказал нам о театре, посвятил во все тайны искусства Мельпомены. Ребятам рассказали о композиторе Сергее Прокофьеве, о его опере, и не просто о сюжете, но и обо всех знаменитых исполнителях ведущих партий. Нас сводили за кулисы, показали комнаты актеров и их гримерную. Мы даже спустились в оркестровую яму. Обедом нам накормили в театральном буфете, а после обеда мы сами занялись творчеством. Каждому ученику предложили создать из бумаги, пластилина и других подручных материалов сцену из оперы. А потом мы устроили конкурс на лучшую работу. Ну, а теперь, вечером, мы с ребятами наслаждаемся самой оперой, слушаем прекрасную музыку и пение.

Я не удержалась и спросила:
- А кто оплачивает этот праздник?
- Все, абсолютно все, оплачивает правительство Санкт-Петербурга,- ответила учительница. И добавила:
- Знаете, у нас принято ругать власти, как центральные, так и региональные, но я с этим совершенно не согласна. Подумайте, разве было что-либо подобное раньше? Я ведь работаю давно, начинала еще в советские времена и могу сказать, что ничего похожего тогда не было. И ведь это не единичное мероприятие, совсем нет. Ранней осенью у нас проходил "Петергофский урок", когда мы ездили на корабле в Петергоф (незабываемая прекрасная поездка!), потом гид нас с ребятами водил по дворцам и паркам. Обед нам накрыли в одном из петергофских дворцов. Был еще "Блокадный урок", где нас водили по музеям Ленинграда, посвященным блокаде, конечно, и на Пискаревском кладбище мы побывали, а днем пообедали в одном из кафе на Невском проспекте. И все это для нас совершенно бесплатно, все это оплачивает питерская администрация ради духовного развития молодежи.

Я разделила ее удивление и восхищение, ведь сама заканчивала школу в Ленинграде в советские времена и ничего подобного не припомню. Вспомнили мы программу «Пушкинская карта», по которой можно приобрести билеты в Эрмитаж, а также еще в 1000 других культурных учреждений по всей России. И даже сходить в кино.  Известно, что в 2022 году государство пополнило баланс Пушкинской карты на 5000 рублей. 

А моя собеседница все продолжала делиться своими мыслями:
- Знаете, я искренне восхищаюсь работой наших властей и не только региональных, но и центральных. Расскажу вам еще один эпизод из моей жизни. Мои родители уже давно уехали в Израиль. Они считались в общем-то изменниками родины, но проработали всю жизнь в России, и наша страна выплачивает им пенсии. Причем репатриантам из других стран их правительства никаких пенсий не выплачивают. Сейчас в связи с СВО мой старенький папа, а ему уже 88 лет, пенсию перестал получать. Я позвонила в российское пенсионное управление и мне разъяснили, что выплаты прекращены из-за отказа американцев переводить пенсию в долларах в Израиль. Пенсионное ведомство посоветовало мне написать заявление на выплату пенсии в евровалюте. Я написала, и что вы думаете? Мой папа получил пенсию не только за текущий месяц, но и задним числом за все 9 месяцев СВО. Ну, где вы еще встречали такое благородное отношение к людям? Когда мне звонят знакомые из Израиля и я им рассказываю о питерских бесплатных "культурных уроках", то они поражаются, ведь такого больше нигде нет!"

Но вот тут прозвучал третий звонок и нам пришлось закончить интересный разговор. Мы, вместе со всеми, поспешили в зал, чтобы продолжать слушать прекрасную оперу Прокофьева..