Мастер и Маргарита

Виктор Балена
02032024

МАСТЕР И МАРГАРИТА
Экранизация

02 февраля я решил сделать себе подарок и отправился смотреть, страстно обсуждаемую в сети киноновинку, «Мастер и Маргарита». Спорят и ругают обычно достойное, добротное и порядочное т.к. у зависти свои причуды.
Кино захватило меня всего и сразу. Я уже знал, что напишу статью с подробным разбором фильма, но открыл интервью Антона Долина, и пульс мой пришёл в норму, а восторг сменился надеждой о том, что я не одинок, что есть люди поумней меня вроде Антона. Это было редкое совпадение, как бы слово в слово, (почти) всё, о чём я собирался написать, сказал Антон Долин.
Третьего февраля была субботу, я проснулся с чувством превосходства чего-то незавершённого, абсолютно нового, свершившегося вчера, в счастливую пятницу. Я подумал, что я не «чужой» Михаилу Афанасьевичу, и хоть не Лев, но «не могу молчать». Я не удержался, и «Остапа понесло».
В кинотеатре я испытал (строго по Аристотелю) подлинный катарсис - возвышение, очищение, оздоровление, высвобождение из плена рутины глупости и лжи.  Я обещал не писать лишнего, коротко о том, что в 80-е роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» связал меня и моих коллег, на долгие годы. Жора Епифанцев, талантливый актёр МХАТ, художник и драматург, сделал инсценировку. Репетиции на малой сцене начинались с большим размахом. Я репетировал Иешуа в звёздном, как сказали бы теперь, составе с А. Петренко, И. Смоктуновским, Г. Бурковым, Е. Киндиновым А. Вертинской. Но не случилось. Не хватило энтузиазма, смелости и веры.
За дело взялась молодёжь МХАТ. Владимир Прудкин, выпускник МГУ, режиссёр, сценарист, окончил режиссёрский факультет Школы-Студии МХАТ на курсе Олега Ефремова, поставил на малой сцене «БАЛ ПРИ СВЕЧАХ».
Роман «Мастер и Маргарита» всё ещё оставался в журнальном варианте. Книгу печатали крохотным тиражом, и она ценилась наравне с туалетной бумагой и жвачкой. Зрители Сибири, Урала, Дальнего Востока и Юга России, в сценическом изложении МХАТ, без декораций и костюмов, наслаждались (в живую) романом Михаила Афанасьевича. Мы начали с Центра России, и, как сказал бы В. Жириновский, «омыли ноги в Океане на Дальнем Востоке». Успех был оглушительный!
Во время фильма на меня вдруг нахлынули воспоминания сорокалетней давности. На спектакле в Сочи, и теперь в кинотеатре, я испытал необъяснимое чувство. Во время выхода Иешуа, у меня кружилась голова так сильно, что я не видел куда шёл, ориентировался на боковую кулису чтобы не сбиться и попасть в центр сцены. Я был достаточно опытный молодой актёр, выход в курортном городе перед отдыхающей и расслабленной публикой, не мог вызвать у меня сильного волнения. Я не находил этому объяснения. После спектакля давление приходило в норму, я чувствовал себя, как прежде, только будто слегка пришибленный. Сегодня, в 74-е, я знаю, что у меня было запредельно высокое давления, от которого умирают. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» /Библия, первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Гл15:22-23/
Мне предьявлено было свидетельство смерти и воскресения, и так как всё было инсценировано, то умирал я понарошку, а воскресал по-настоящему. Я умирал во Христе вместе со Христом. Тогда, много лет назад, мне было послание. Я был невнимателен, глуп, и не сделал правильный вывод. За меня это сделал кто-то другой, пока бесчисленные побои не отрезвили мою жизнь.
Судьба Мастера русской художественной прозы Михаила Булгакова, открыла мне судьбу собственную. Я пишу более сорока лет, пьесы мои не шли в СССР, их не ставят сегодня. Не потому, что они негодные, а потому что «платок Фриды» должен напоминать каждому судьбу Мастера. Сегодня, любое ничтожество, по надуманному поводу, может поднести автору «платок Фриды».
В СССР было много талантливых режиссёров: С. Бондарчук, А. Тарковский, А. Алов и А. Наумов, Э. Рязанов, Э. Климов, А. Митта, С. Говорухин, В. Абдрашитов, А. Мотыль, С. Ростоцкий, Братья Михалковы, А. Смирнов, В. Хотиненко, А. Герман, Г. Панфилов. Никто, кроме Э. Климова, не брался за экранизацию романа потому, что у каждого художника, есть хоть какая-то совесть и понимание того, что можно, а что нельзя, даже если очень хочется.
Кино – синтетическое искусство, требует от режиссёра разностороннего таланта. Роман М. Булгакова не поддаётся никакому кинематографическому таланту потому, что это чистый роман, с чрезвычайно сложной архитектоникой и сюжетным построением, его трудно, если не сказать, невозможно экранизировать. Можно переставить главы, вымарать сцены, можно даже аккуратно, слово в слово воспроизвести текст, что убьёт изображение и внесёт несуразицу в тщательно продуманный замысел автора.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Господь внял завету В. И. Ленина и произвёл из глубин ВГИКа епископа Тихона - Георгия Александровича Шевкунова, митрополита Симферопольского и Крымского, протоиерея Димитрия Рощина – настоятеля храма святителя Николая Мирликийского на Трёх Горах, руководителя Управления Синодального отдела по взаимоотношении Церкви с обществом и СМИ. Дорогая моему сердцу монахиня мать Василиса, в миру Екатерина Васильева, родительница отца Димитрия Рощина, тоже выпускница ВГИК. Трудное было время. Через пролом в заборе ВДНХ, где пиво лилось рекой, уплывали таланты России.
«А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» Послание Рим гл5:20-21.
Это не значит, что всем непременно надо во ВГИК, чтобы потом идти в монахи и священники. На послушание в монастырь хорошо бы отравиться каждому, кто собирается в актёрскую профессию. Актёры, по определению, должны быть нравственны, потому что профессиональная среда сделает с ними в будущем такое, что можно без кастинга отправляться прямиком в монастырь.
В Церкви Апостольской преизобилует благодать. В театре зритель обретает, по доброй воле, разумеется, нравственный опыт. Кино – сложное иллюзорное пространство, организованное техническими средствами с помощью света, формы, звука и цифровых технологий. Кино ждёт продвинутых, одарённых людей, но ожидания не всегда оправданы.
В 90-е доблесть бездарных, умножила всеобщую скорбь. Выползли, как клопы после вымораживания избы, посредственности. В 1994 году Ю. Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». В романе М. Булгакова более сотни персонажей. За экранизацию взялся режиссёр, который не способен снимать если в кадре больше трёх актёров. Я знаю, о чём говорю. В какой-то фильм о космосе, меня предложил на эпизод мой друг, (большой важняк) которому Кара не посмел отказать. В кадре нас было пятеро, Кара не мог развести сцену и выкинул меня и ещё одно известного актёра, заставил нас залезть в ступень для керосина, которую ракета первой сбрасывает после разгона. Я тогда подумал: «Кино постигнет кара, если снимает Кара».
Через десять лет в 2005 году история повторилась и за экранизацию романа взялся В. Бортко. Роль Мастера досталась не Безрукову, а Галибину, который по мнению режиссёра выглядел взрослей. Саню Галибина я помню ещё молодым, ему вряд ли удалось прочитать роман раньше, чем он вошёл в кадр у Бортко. Амплуа Санька не то, что «мастер», а даже не «подмастерье». Ну, какой Саня Мастер?! Водевильный любовник, может быть, и то «второй». Пашка-америка - возможно, и то не знаю. Воланд у О. Басилашвили вышел надменный, с маской презрения ко всему на свете. Воланд Булгакова не злодей, а дерзкий Сатана, сброшенный на землю. Чтобы сыграть Воланда нужно полюбить русских «странною любовью». На Земле Сатана людям завидует, Басилашвили русских презирает. Это не по-Божески.
Майкл Локшин американец, взял русское имя Михаил, закончил МГУ, работал в театрах Лондона, делал для спектаклей видеоинсталляции. В 2010 году закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерской В. Хотиненко. «Мастер и Маргарита» его второй фильм.
Я обещал не анализировать, чтоб никому ничего не казалось. Скажу только, что М. Локшину удалось ВСЁ. Это настоящая экранизация сложного литературного произведения «Мастер и Маргарита», повествующая о судьбе русского писателя Михаила Булгакова. «И это всё о нём».
Обещал немного написать, а «получилось, как всегда».

*
Москва. 032024
int6991649@mail.ru
ВИКТОР БАЛЕНА