Письма Учителю. Самоогранка

Евгений Садков
  "                Вот и сбылась, Лев Николаевич, Ваша мечта о войне с турками.

 За горами остался свободолюбивый Кавказ. Именно эту черту местного населения уловили Вы.  Стремясь к родовому гнезду, порадовались обогнавшему вас обозу:

 "...обозная лошадь,...сложив уши, несмотря на раскаты саней, галопом старалась обогнать мои сани"

 Очень, граф, символично. Так и мы, в суете жизни, стараемся опередить идущих параллельным путем. И не беремся, хоть и надеялся на это Окуджава, за руки, а отталкиваем собрата.

 Не будем о грустном. К лету Вы уже в Дунайской армии, артиллерийской бригаде отряда П.П. Липранди.

 В начале июля в Ваших дневниковых записях появляются знакомые мотивы, самонеудовлетворенность на фоне конфликта с окружением.

 После ссоры с батарейным командиром, старшим по чину, Вас откомандировывают в штаб начальника артиллерии А.О.Сержпутовского.

 Вы адъютант его превосходительства. Запросто называете его сына Оськой, обещаете свое покровительство. В начале июля Ваш протеже, как я понимаю, более мнимый, получает контузию.

 "Мне неприятно, -пишите Вы,- было узнать сегодня, что Осип Сержпутовский контужен и о нем донесено государю. Зависть… и из-за какой пошлости и к какой дряни!"

 Что скрывают последние слова? Думаю, это не только раздражение, но и понимание разности в ваших карьерах. Через год Осип Адамович за боевое отличие произведен в штабс-капитаны и награжден золотым оружием.

 Представляю, как умножилась Ваша зависть. И к какой дряни?

 На следующий день после контузии "Оськи" Вы доверяете дневнику саморазоблачительную запись. Характеристика, горькая, как микстура от Вашей вечной зубной боли.

 "Что я такое?"

 Как мне показалось, сетуете на свое семейное положение. Далее в таком же духе, хлыста-мазохиста:

 "...без правил;человек, расстроивший свои дела до последней крайности, без цели и наслаждения проведший лучшие года своей жизни..."

 От долгов Вы изгоняете себя на Кавказ.

 А я-то думал, что Вы следом за Николаем.

 Нет, читать далее, граф, невозможно. С такой характеристикой только в бомжи, а не адъютантом его превосходительства, пособившего, думаю, и карьере своего сына.

 "Я так честолюбив и так мало чувство это было удовлетворено, что часто боюсь,я могу выбрать между славой добродетелью первую..."

 Чаша весов, при ином раскладе, могла склонится в сторону военной карьеры. И тогда бы вновь вы могли называть генерала О.А. Сержпутовского Оськой и обещать ему свое покровительство.

 А может ему, как поднявшейся ракете, нужно было это? И шло бы развитие России эволюционным, с так любимым Вами аграрным уклоном. Но не сложилось, думаю, из-за неравных стартовых позиций потомков элиты.

 Ждет ли нас подобное в будущем? Будущее покажет.

 Но чем хороша Ваша самоуничижительная запись начала июля пятьдесят четвертого?

 Вы уже тогда увидели, что скрыто внутри неровного, с острыми краями кристалла.

 Бриллиант нравственности. Да, больше виртуальной, отраженной в Ваших произведениях. Это тоже дорогого стоит.

 Это самоогранка, недоступная не только генералам, но и всей российской элите, в каком бы веке она не жила.

                Ваш преданный ученик ЕС.

 A propos!

 Хорошо, граф, что  интолерантность, направленная внутрь, позволила Вам огранить изначально бесформенную глыбу."

 Скрин с фото-собственности А.А. Пенхержевской. Надеюсь, потомки фрейлины не обидятся на использование снимка в материале. Но если что, удалю.