Энн Гарлин Спенсер о вкладе женщины в культуру

Любовь Коваленко
"Отсутствие женщин среди гениев первой величины в большинстве сфер человеческой деятельности использовалось в качестве преграды на пути всех талантливых и самолюбивых женщин к интеллектуальному совершенствованию, и это могло бы показаться абсурдным, если бы не было столь чудовищно несправедливым и социально опасным...

Члены педагогического совета заявили девушкам, которые изъявили желание учиться: станьте Микеланджело или Платоном, и тогда вы будете иметь возможность постигать азы математики, истории и литературы.
Немногие женщины хотели бы получить возможность обучаться медицине, ознакомиться с теорией и практикой.
Подите прочь! - слышат они в ответ, разве найдется среди вас Эскулап или, может, среди вас есть та, что внесла неоценимый вклад в нашу науку?

Группа старательных студенток обращается с просьбой посещать занятия в колледже, демонстрируя хорошую подготовку в неравных условиях и трудной борьбе.
Попечители колледжа не пускают их: пусть среди вас сначала появится Шекспир или Мильтон.
Требование к женщинам проявлять высочайший уровень таланта и широкий кругозор лишь для того, чтобы получить наравне с другими доступ к среднему образованию, едва ли на пользу пола, славящегося своим умением логически мыслить.

Ни мужчина, взирающий на женщину как на неполноценное человеческое существо, ни женщина, добивающаяся своего "превосходства",- никто не обладает доказательным ответом на вопрос: может ли женщина стать гением первой величины?
Этого никому не дано знать, пока женщины не будут обладать равными с мужчинами правами в получении образования, выборе профессии и общественной деятельности и на протяжении нескольких поколений не проявят в этих областях свои интеллектуальные способности.

Пока что женщины страдали от бессилия что-либо изменить в своей жизни, в той нелепой системе, в изоляции от интеллектуального общения, страдали от личных, семейных и общественных препон, чинимых на пути умственного совершенствования и самовыражения, настолько, что сами женщины не имеют достоверного представления о своих способностях.
Нет ничего тем не менее более глупого, чем попытка заранее определить рамки женских возможностей.
 
Были женщины, несомненно, талантливые и даже гениальные, которые достигли вершин среди избранных, а также что талант женщин проявляется там, где им был открыт доступ к высшему образованию и где им оказывалось уважение со стороны мужчин не только как интеллектуальным собеседникам, но как женам и работницам ручного труда. Связь этих двух положений очевидна...

Здесь не мешает напомнить, насколько не велико число мужей, отмеченных печатью гениальности, и что лишь немногим из величин второго ряда удалось остаться в памяти потомков. Их голосу не хватило мощи, чтобы отдаваться эхом в веках. Женщинам же пришлось пережить быстрый закат своей славы, так как изменение фамилии в связи с замужеством приводило к путанице и в результате к забвению трудов женщин"...

"Нам известны свыше тридцати женщин философов и последователей наиболее сложного учения пифагорейцев. Опять же Пульхерия, о которой Гиббон говорит, что "она унаследовала от всех потомков Великого Феодосия его мужественный дух и способности". И Паула, подруга Джеромо и наследница Гракхов, одна из самых богатых женщин античности, выбравшая для себя простоту и скромность и употребившая всё своё богатство на образование и благотворительные цели, никак не смогла бы претворить в жизнь благородные замыслы своего самопожертвования, не живи она в те времена и там, где женщины сами распоряжались своими доходами и судьбами...

Дама находилась в зените своего совершенства в 13-14 веках; тогда это сословие преподнесло миру многих женщин, отмеченных большим умом и особой одаренностью во многих областях...
Вспомните Кассандру Верную, которая писала одинаково блестяще на языках Гомера, Вергилия и Данте и "изяществом своим украшала даже теологию".
Она читала открытые лекции в Падуе, превращая их в публичные дебаты.
Её жизнь была не единственным доказательством того, что высшее образование не наносит вреда женскому здоровью, ибо она прожила более ста лет!

Что касается женщин-проповедниц той эпохи, мы можем быть уверены, что испанка Изабелла, часто выступавшая в кафедральном соборе Барселоны и "своим красноречием обращавшая в свою веру даже евреев" , должна была иметь скромных последовательниц, блиставших в небольших конгрегациях.
Это было время безудержного восхваления одаренных женщин.

В Венеции в 1555 году синьоре Иоанне Арагонской был воздвигнут целый "храм славы" за её ум, образованность и красноречие, воспетые величайшими писателями той эпохи на всех основных языках мира...

Прославленная венецианка Модеста Ди Поццо Ди Форци в 1593 году утвердила превосходство своего пола вполне определенно.
Её биограф, повествуя об успехе её книги, отмечает, что "успеху способствовало то, что мужчины могли славить её без опаски, поскольку она умерла вскоре после выхода в свет её труда". Он признается, что "мужчины всегда восхищаются такого рода женщинами; ибо гордость, которая всё берёт в расчёт, заставляет мужчин считать доказательством своего превосходства те усилия, которые предпринимаются для борьбы с ними".

В 17 веке другая венецианка озаглавила свою книгу "Благородство и превосходство женщин и недостатки и несовершенства мужчин". Она имела "успех, который уму даёт красота".

Маргарита, королева Наваррская, предприняла попытку доказать превосходство своего пола, тогда как мадмуазель де Гурне довольствовалась лишь требованием равноправия..."

"... Несмотря на недостаточный уровень образования, женщины в начале 19 века проявили себя в литературе; их борьба за профессиональное обучение и трудоустройство, особенно в области медицины, является свидетельством как героического характера, так и целеустремлённости, которые не обнаруживаются у мужчин в борьбе за свои права и надежды на лучшую жизнь...

Каким бы ни был вклад женщин в искусство, науку, философию и практические дела, существуют весьма серьёзные причины их сравнительно невысоких достижений.
В дополнение к тому препятствию, которым была нехватка образования, назовём ещё одну не менее ощутимую дискриминацию. Эта дискриминация заключается в неформальном, но многообещающем характере подготовки, предоставляемой престижностью учебного заведения или места службы мужчинам, чего лишены многие женщины-профессионалы...

Женщины-адвокаты и церковные служители встречаются ещё реже, и потому они ещё больше страдают от гипертрофированного восприятия своей "исключительности", лишь препятствующей тесному и обычному сотрудничеству...

Весь ход промышленной эволюции, все достижения высшего образования и исключительного таланта указывают на неизменную тенденцию мужчин препятствовать продвижению женщин в момент, когда их деятельность достигла уровня высокой квалификации...

Монополизм мужчин очевиден, если обратиться к истории науки...

Женщина может занять место религиозного лидера, лишь пройдя через богословские колледжи и посвящение в духовный сан...

Прорицательница по имени Дебора, одна из "судей Израилевых", была не единственной женщиной, занимавшей тогда высокое положение; и Аспазия, в роли адвоката выступавшая на Афинском форуме, и Гортензия, протестовавшая против несправедливых налогов в римском сенате, не были одиноки среди тех, кто внёс заметный вклад в развитие законодательства.

Подобные исключения не опровергают общее правило, согласно которому женщин отстраняли от теории и практики по мере роста их профессионализма.
Когда Арабеллу Мэнсфилд из штата Айова в 1869 году приняли в коллегию адвокатов, она была первопроходцем на том пути, по которому теперь должны пройти все женщины, чтобы завоевать цитадель законности... "

"То, что женщины становились врачами, уже означало, по мнению выражавших протест, деградацию их коллег-мужчин..! "

"Хотя уровень обучения во вновь созданных медицинских колледжах повсеместно снижался, их основательница Элизабет Блэкуэлл, немало сделавшая для развития профилактической медицины, открыла в Нью-Йоркском медицинском колледже для женщин, основанном в 1865 году, первую в США кафедру гигиены..."

"Доктор Мэри Патнем Джейкоби, первая женщина, допущенная в Парижскую медицинскую школу:"... лишь после падения эгоистических монополий на престижные и выгодные профессии; лишь после того, как права и способности женщин как личностей получат полное, серьёзное и практическое признание, мы сможем объективно судить о природной склонности женщин к интеллектуальному лидерству, благодаря которому появляются гении"...

"Ясно, что писать "Хижину дяди Тома" на коленях в кухне, когда тебя беспрестанно отвлекают для стряпни и прочего домашнего труда, писать урывками, по одному абзацу, несравненно тяжелее, нежели создавать роман в обстановке спокойствия и тишины. И когда биограф некой итальянской поэтессы говорит, что "муза её умолкла на время ", нас это совсем не удивляет, поскольку он мельком заметил, что у неё было десять детей. О тех талантливых женщинах, стихи и новеллы которых так и остались не написанными, поскольку они должны были рожать детей, воспитывать их, делать домашнюю работу, никаких записей не сохранилось.

Препятствия к интеллектуальному совершенствованию, связанные с замужеством и материнством, не являются единственными из числа тех, которые следует упомянуть. Проблема заключается даже не в том, что женщине приходится все свои силы отдавать заботе о других и это не способствует развитию её как личности, но в том, что забота о себе самой также полностью ложится на плечи женщины...

Преуспевающая женщина - проповедник на заданный ей вопрос "Какие особые трудности встретились на вашем пути проповедника?" ответила: "Никаких, за исключением того, что у этого проповедника нет жены ".

Читая о жене Чарльза Дарвина, взявшей на себя не только заботу о финансах, но следившей также, чтобы завтрак был подан в комнату и "ничего не помешало свежести его утра", мы не находим объяснения таланта Дарвина, однако видим, как этому таланту помогали проявиться..."

"Талантливая и особо одаренная женщина до последнего времени и по сей день сталкивается с активным общественным сопротивлением, если посвящает себя какой либо интеллектуальной деятельности. До недавнего времени общество целиком было настроено против женщин, выбиравших иной род занятий, нежели их прямые обязанности в семье...

Не написано ещё не одной книги, восхваляющей женщину, которая бы оставила мужа и детей голодать и терпеть невзгоды, пока она изобретает полезные вещи, пишет книги, выражает себя в произведениях искусств или развивает философские концепции.
Малейшее стремление к самовыражению, всегда отличающему гения, неизменно сталкивалось с общественным порицанием, а до последнего времени - с остракизмом, достойным отъявленного злодея.
Отсюда та сила внутреннего порыва, с которой женщина добивалась выполнения поставленной цели...

Повсеместное давление на женщин со стороны общества, не отличавшееся разнообразием форм и запретов, проявилось не только в ужасных страданиях выдающихся женщин, но также в тех неизмеримых потерях, которые понесло общество в различных областях.
Драма женщины-гения слишком часто была и остаётся трагедией уродливой и развращенной власти".

Энн Гарлин Спенсер "Вклад женщины в общественную культуру"