А поезд тихо е-... Pisz na Berdyczоw!

Татьяна Латышева
А поезд тихо ехал на Бердичев.
А поезд тихо ехал на Бердичев.
А поезд тихо е, а поезд тихо хал,
А поезд тихо ехал на Бердичев.

А у окна стоял чемоданчик.
А у окна стоял чемоданчик.
А у окна стоял, а у окна стоял,
А у окна стоял чемоданчик.

А ну ка убери чемоданчик,
А ну ка убери чемоданчик,
А ну ка убери, а ну ка убери,
А ну ка убери свой чемоданчик.

А я не уберу чемоданчик.
А я не уберу чемоданчик.
А я не уберу, а я не уберу,
А я не уберу чемоданчик.

Он выбросил в окно чемоданчик.
Он выбросил в окно чемоданчик.
Он выбросил в окно, он выбросил в окно,
Он выбросил в окно чемоданчик.

А это был не мой чемоданчик.
А это был не мой чемоданчик.
А это был не мой, а это был не мой,
А это был не мой чемоданчик.

А в нём было свидетельство о браке,
А в нём было свиде, а в нём было свиде,
А в нём было свидетельство о браке.


А поезд тихо ехал на Бердичев.
А поезд тихо ехал на Бердичев.
А поезд тихо е, а поезд тихо хал,
А поезд тихо ехал на Бердичев.
А поезд тихо е, а поезд тихо хал,
А поезд тихо ехал на Бердичев...
....

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

(Самуил Яковлевич Маршак)

-----------------------------------
Дико воет Эренбург,
Одобряет Инбер дичь его -
Ни Москва, ни Петербург
Не заменят им Бердичева.

-Суки вы, антисемитские морды, вот вы кто!... Завидовали бы молча!


 "В кассу вокзала обращается молодой интеллигентный еврей:

- Скажите пожалуйста, есть такой город Бэрдичэв, так вот он пишется в одно или в два слова? Мне туда не нужно, просто в одно слово или в два?

Кассирша:
-Товарищ еврей, ну шо вы, Бэрдичэф пишется ув одно слово.
-Спасибо !

Через пару минут еврей обращается в эту же кассу:
- Скажите пожалуйста, я тут у вас уже интересовался, Бэрдичэв пишется в одно или в два слова ?
- Я же вам же ответила !
- ну да, Вы ответили, но я позабыл, так в одно или в два слова?
- Ну як так можно, не мешайте мне робить, Бэрдичэф пишется в одно слово!


Через пару минут еврей обращается в эту же кассу:
- Скажите пожалуйста, я к Вам уже обращался, но из головы все вылетает, город Бэрдичэв пишется в одно или в два слова?

Кассирша на нервах:
- Нет, так это же уже невозможно! Шо вы себе позволяете ! Слушайте уже мене сюда: Бэрдичеф - одно слово!  Жидовская морда - два слова!
 Ё. твою мать - три слова! Иди ты на х. - четыре слова!"

 - Вот что такое уметь правильно считать. Про правописание, географию, арифметику, уроки политеса и  особенности национального характера...
И еше немного истории... Чтоб не нарывался, зануда эдакая!..
А может, ему просто дивчина в кассе понравилась? Чего, спрашивается, к одной и той же пристебывался, ботаник растакой-эдакий!
Хотя, вряд ли: по интонациям, сильно напоминает персонаж Рины Зеленой из "Подкидыша", та кассирша...

- Абрам, где ты достал себе такой костюм?
- В Париже.
- А это далеко от Бердичева?
- Ну, примерно, две тысячи километров будет.
- Подумать только! Такая дыра, а как шьют!

"Париж открыт, но мне туда не надо!.."
(В.С.В.)


 "Почётный Бердичевлянин"...
 На ВК  вполне себе интернациональная группа,оказывается,  есть. Без всяких: "Вы такие. Они такие-рассякие!" Стихи про город пишут, про земляков известных.

А В ЖЖ вообще супер-какие  грамотные  посты - с  прекрасными старинными  и современными - остатками старины -  фото  и погружением в историю города существуют.

Но мне, честно, не одолеть. Я, собственно, исключительно потому  "в дебри полезла", что одновременно "Мы из джаза" фоном тогда  шел, тут у нас  в Курске  очередное малевичевское мероприятие затевается, а по Культуре упоминание про
очередную выставку "одесских парижан»...

Хотела было привести в общий текст  ВСЕХ ФРАЕРМАНОВ... В инете появились новые фото Теофила и его  жены -  и понеслось!.. Он-то в Бердичеве родился, Тео Фра...

А его многие работы очень уж перекликаются  СО МНОГИМ... Они у меня часто используются.  Не только в генеал. группах.

И еще Василий  Гроссман там родился. (Про его "Жизнь и судьбу"... и ее восприятие в течение жизни многих знакомых "интеллектуалов" - тоже тема отдельная и "тестовая"...) И маму его там,  в тот страшный Холокост, убили фашисты.

...А  старинная архитектура в том городе интересна как!
И еврейское кладбище одно из самых огромных и сохранных, какие экземпляры мацев!..

 И Лариосик из Житомира вспомнился из "Белой Гвардии" булгаковской.
 Бердичев  был время от времени то его подчинения, то наоборот.  Или нет.  Не суть. И вообше про историю и географию!... Начиная с Черняховской культуры...
 ("Матчасть" сейчас -   в секунде времени). На мысль не влияет.
Но эдак еше неделю чужое пересказывать...

- Папа, а что от Бердичева дальше -  Луна или Житомир! - Сёма, не морочь мине голову! Подойди к окну. Луну видишь? - Вижу. - А Житомир? ...
 
...А прелестные юные путешественницы с чемоданами - (Когда у дамы есть такие чемоданы.. грех не попутешествовать. Чтоб показать их и себя миру!) из моего альбома "Из чего только сделаны девочки"?..
 и
"В Москву. На ярмарку невест...
... Там, слышно, много праздных мест"... (А.С.Пушкин Роман в стихах "Евгений Онегин" Глава седьмая...) -
- "Что ж, матушка? За чем же стало?.." - подписи к ним...


...Жаль, что, нет сил довести до ума "логическую нить", сквозное действие этой "пьесы" (с жанром тоже проблема, нет таких в живой природе) - ПРО ВСЕ...

...Словом, "А поезд тихо ехал на Бердичев"...

Да и про "чемоданчик" (мой-не мой..): "Надеюсь, ты нашла того, кто поможет тебе открыть чемодан" ("ключики-замочки...")?,  и.. тоже  (несколько позже  "дрУгим почерком... Про "чемоданы", которые не закрывались от того, что всегда собиралась под нервную дрожь...), и ручки от них отрывались  в дороге в самую непоходящую минуту (а, может, и нет, наоборот,  как раз: просто, чтоб хоть чуть-чуть выдохнуть среди ВСЕГО ЭТОГО...)

Но оба случАя с чемоданами... (Не поверишь тут в "знаки СВЕРХУ", "разбирая архивы"!..)

 Впрочем, сейчас "как всегда не об этом..."

...Так сказать, еще один Набросок к мемуарному роману, пейзажу эпохи... И "фаду-фатиньо..."

 ... Но... это был НЕ МОЙ ЧЕМОДАНЧИК!!!

 - В купе поезда едут молодой человек и пожилой еврей. Ложась спать,
молодой человек спрашивает:
- Не скажете, который час?
Пожилой еврей, не ответив, поворачивается к стенке и засыпает. Утром
молодой человек с удивлением спрашивает:
- А почему вы мне вчера не ответили который час?
- Видите ли, - отвечает еврей, - Я бы ответил вам который час, вы бы мне
сказали, что вы тоже едете в Бердичев. Мы бы разговорились. Я вижу, вы
приятный человек, пригласил бы вас к себе. Дома у меня дочь-красавица Роза.
Она бы накрыла на стол, посидела бы с нами. Вы бы в нее влюбились,
попросили у меня ее руки. А, скажите, зачем мне зять, у которого даже часов
нет?
-------------
...Господи, ну почему некому было сказать такое простое, предусмотреть заранее, заступиться!..

 "Э-э-эх, война, что ж ты, подлая, сделала!.."
А если б нам с сестрой не суждено было родиться(уже сто раз упоминала, и мы с ней обсуждали) -  перетоптались бы!..

..."В то время поговорка "Pisz na Berdycz;w!" ("Отправляй письма в Бердичев!") имела идиоматическое значение; поскольку торговцы со всей Польши, Литвы, Украины и остальной восточной и центральной Европы обязательно посещали город с разницей в два-три месяца, он стал центральным почтовым отделением региона. Позже, из-за того, что фраза использовалась в популярном стихотворении Юлиуша Словацкого, "Pisz na Berdycz;w!" приобрела второе значение как отмахивание; "отправь мне письмо в никуда" или "оставьте меня в покое"!..

 Год 20-24... Зима...