Появление огня в жизни человека

Наталья Бобыкина
Значение огня в жизни человечества общеизвестно.
Когда-то костёр согревал древних обитателей пещеры, отпугивал хищников, позволял готовить пищу. Огонь играл большую социальную роль: люди собирались возле согревающего пламени, общались между собой, объединялись в племена. Кто знает, может быть, созерцание горящего костра дало толчок к появлению тех чувств, которые сделали нас людьми.
Считается, что самый древний способ добывания огня – это трение сухих веток друг об друга. Этнографы тщательно изучили эту сторону бытия человечества и пришли к другому мнению.
Прежде всего, учёные разделили жизнь человечества на три периода:
1. Когда человек жил без огня;
2. Когда человек использовал и умел хранить огонь, возникающий в природе;
3. Когда человек научился сам добывать огонь.
Существуют разные способы добывания огня: высекание искры ударами камня о камень, трение дерева о дерево, использование спичек и зажигалок, а также с помощью сжатия воздуха в особом приборе.
Джеймс Джордж Фрезер, известный собиратель традиций разных народов, был вынужден признать, что высекание огня ударами камня о камень древнее, чем трение дерева о дерево. Многие зарубежные этнологи также высказали сомнение в том, что трудоёмкий способ добывания огня трением сухих деревьев был самым первым.
В мифологии таких народов, как эскимосы, нивхи, алеуты, патагонцы, индейцы, австралийцы, парагвайцы и некоторые северо-индийские племена существуют рассказы о том, как они научились высекать огонь. Утверждение о первичности трения опровергают и находки учёных в Австралии и Океании.
Российские учёные М.С.Андреев и Б.Ф.Поршнев независимо друг от друга собрали сведения о древнейшем и простом способе получения огня ударами кремня о кремень. М.С.Андреев исследовал Казахскую, Таджикскую, Узбекскую, Туркменскую, Азербайджанскую советские республики, а также Афганистан, Иран и Китай.  Б.Ф.Поршнев в 1946 году на Учёном совете Института этнографии АН СССР сделал доклад о получении в древности огня высеканием, опираясь на жителей Вологодской, Смоленской, Калининской, Орловской, Воронежской областей и Поволжья, которые сегодня добывают новый обрядовый огонь способом трения.
Б.Ф.Поршнев сделал вывод, что высекание огня с помощью двух камней не связано с обрядами и верованиями, в отличие от способа получения огня трением сухих деревьев, который считается ритуальным. Для того чтобы проверить свои выводы, Б.Ф.Поршнев в 1954 году провёл серию опытов по получению огня. Его помощниками были молодые археологи Л.М.Тарасов и В.С. Щербаков и геолог Э.А. Вангенгейм. Во время работы Костенковской археологической экспедиции учёные нашли в раскопках Костенок IV «огнистые» камни – стальные кресала, на которых были видны следы ударов по твёрдому материалу.  Они сами попытались зажечь огонь с помощью ударов камней друг об друга, используя в качестве трута распушённый початок камыша (пыжик).  Оказалось, что скорость высечения искры зависит от влажности воздуха, разного угла удара и места нахождения трута. Учёные убедились, что древние люди с помощью 4-5 ударов камня о камень легко получали огонь.
Известно три способа добывания огня трением дерева о дерево: пиление, вспахивание (огневой плуг) и сверление.
Добывание огня способом «пиления» известно у многих племён, в том числе у негритосов с острова Лусон (Филлипины), использующих две половинки расщепленного бамбука. Австралийцы применяли для этого две палочки, щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести добывание огня у племени куку-куку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучинкой, снятой с верхнего слоя бамбука. Эластичность такой лучинки позволяла действовать ею как верёвкой. Она подводилась под трут, прижатый к земле левой ногой, и мастер поочередно натягивал концы руками до тех пор, пока в точке трения не возникала критическая температура. Трут был зажат в расщепе сухой веточки или куска бамбука. При таком способе дым появлялся через 4 секунды, а через 8 секунд обуглившаяся бамбуковая лента разрывалась и одновременно на трут падали искры огня.
Для реализации второго варианта получения огня способом «пиления» необходимо быстро с сильным нажимом пилить сухое полено очищенной от коры и заостренной по ребру палкой. Можно в сухом полене вырезать длинный желобок и быстро с сильным нажимом водить по нему вперед-назад сухой палочкой. Древесина нагреется и древесный порошок, накопившийся от пиления в желобке, начнёт тлеть (способ "вспахивания"). Но этот способ более трудоёмкий и долгий.
Добывание огня «сверлением», т.е. вращением стержня между ладонями, применялось австралийцами, индейцами Южной Америки и другими народами, в том числе и славянскими племенами, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. Добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались и руки быстро уставали. Поэтому первый человек, начинавший вращать стержень, передавал второму, а если был третий, то он принимал стержень у второго и передавал следующему. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась только коллективными усилиями. Возможно, поэтому этот способ добывания огня использовался в ритуальных обрядах.
Строгие правила древних племён запрещали зажигать огонь, если его можно было у кого-либо взять. До недавнего времени члены племени андаманцев, коренных жителей Андаманских островов в Индийском океане, не умели зажигать огонь, но они владели особой техникой хранения и переноса огня на сотни километров.
Приготовление пищи с помощью огня появилось ещё в верхнем палеолите, и археологи нашли тому доказательство – угольные ямы-очаги, в которых долгое время хранился тлеющий жар.
С ростом межобщинных отношений выработалось предоставление огня друг другу, как символа мира и дружбы в пределах племени, а позднее и государства. Запреты тушить и зажигать огонь дали систему длительного хранения огня, восходящую к эпохе матриархата, ведь хранительницей огня испокон веков была женщина. Это привело к тому, что люди забыли способы получения огня. Да и зачем было помнить это, если в священном месте постоянно на протяжении жизни нескольких поколений горел священный огонь.
Но в отдельных случаях огонь тушился и ритуальным способом трения дерева об дерево зажигался новый. В этом обряде участвовали только мужчины.
Источники:
1.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: ФЭРИ-В, 2006, стр. 436-473.