Иисус Христос и Иоанн Креститель продолжение

Игорь Лощинин
Зачем крестился Иисус ?

Крещение Иисуса  и пребывание Его некоторое время  в качестве ученика Крестителя  всегда вызывало некоторое "смущение" христиан.Ведь Мессия (тем более, Бог) не мог даже короткое время быть  чьим-либо учеником: Он Сам-учитель для всех. И вообще:
Зачем крестился Иисус? Этот  сложный вопрос  требовал ответа.
  Просто умолчать об этом событии из земной жизни Иисуса евангелисты не могли. Канонические евангелия создавались через 40-70 лет после  распятия Христа, когда у людей еще была жива память об Иоанне Крестителе и крещении им Иисуса, его ученика.
Слава Иоанна была слишком велика, он был повсеместно признанным пророком и учителем:
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская ... и крестились от него все .., исповедуя грехи свои. " (Мк 1:4–8).
Факт крещения  Иоанном Иисуса был слишком хорошо известен, чтобы его игнорировать. Но нужно было поменять персонажей ролями: Иисуса сделать главным лицом, а Иоанна наоборот-понизить в статусе. Поэтому в описаниях Иоанна в Евангелиях заметен некоторый регресс: у Марка он наставник Иисуса и пророк; в Евангелии Иоанна он появляется только,чтобы признать божественность Иисуса; о крещении у Иоанна не сообщается вовсе,сам  Креститель всячески умаляется перед Иисусом, признавая свою ничтожность перед истинным пророком и Мессией.

Основное содержание Иоанновой проповеди - призыв к покаянию. Контекст этого призыва такой: в самое ближайшее время наступит драматическая развязка мировой истории, конец века сего. Поэтому те израильтяне, которые в чём-то уклонились от заповедей Торы, срочно должны покаяться: суд Божий будет суровым.
Из проповеди Иоанна видно, что он рассматривал свою миссию как «просеивание» израильского народа, которое будет происходить благодаря его призыву к покаянию.
Не вполне ясно, как именно представлял себе Иоанн дальнейший апокалиптический сценарий; скорее всего, у него  отсутствовала  чёткая  концепция.
Иисус принял и поддержал служение Иоанна Крестителя и сделал его отправной точкой для собственного служения. Он стал в очередь с теми многими, которые пришли к Иордану.
Но сам факт крещения Иисуса не совсем понятен.Ведь Иоанн крестил в покаяние! Не означает ли это, что Иисус ощущал себя в чём-то греховным, ощущал необходимость в покаянии?
Более того,не означает ли это некоторую вторичность Иисуса по отношению к Иоанну?
«Иоанн удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.»
Фраза «так надлежит нам исполнить всякую правду» слишком уж туманна и, в сущности, сводится к ответу: «потому что так надо». А почему надо, -неизвестно.
Возможно,призыв Иоанна Иисус отнёс в том числе, и к себе и счёл необходимым сделать всё, что требовал пророк, для спасения от эсхатологического Суда. Иисус поверил Иоанну, что на Израиль и вообще всё человечество грядёт Суд Божий, и поверил, что для спасения во время этого Суда надо исполнять волю Божию так, как указывал Иоанн.
Однако халкидонский догмат ясно говорит, что Иисус не грешил. Но если Он крестился , то значит, Он усматривал у себя нужду в покаянии. А раз Он считал, что ему покаяние необходимо, то Он себя считал человеком грешным? А если Он считал себя человеком грешным, то Он не думал о себе того, что думает о нём халкидонский догмат...
Др.словами, вопрос о крещении Иисуса уводил в тупик. Некоторые исследователи отвечают на него след. образом.
В иудаизме существовала идея, что праведник, даже не будучи грешен лично сам, может приносить покаяние от лица всего израильского народа. Таковы, в частности, некоторые молитвы Ездры (Езд 9:6–7).Поэтому можно предположить, что Иисус ассоциировал  своё крещение не со  своими собственными грехами, но с грехами  всего народа Израильского.
Возможно , что не имея личной нужды в покаянии или очищении, Иисус, тем не менее, отождествил себя с теми, кто хотел выразить свое стремление быть непосредственно с Богом,покориться Его воле и увидеть пришествие Его Царства.
Именно при крещении, согласно Марку,  произошло посвящение Иисуса в Мессию, когда Дух Божий сошел на Него, "как голубь", и раздался  голос :"Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" ( МК 1:11). Т.е при крещении Иисус узнал о своем призвании Богом как Мессии. Из описаний Марка,описывавшего событие словами "Он увидел" и подчеркивавшего, что  обращение было только к Иисусу: "Ты(есть)", можно предположить, что все эти явления  были восприняты только одним Иисусом. Можно предположить, что  пр  крещении Иисус  пережил некий визионерский опыт призвания, придавший Его жизни новое направление и заложивший основу для общественной "мессианской" деятельности .Также и  поэтому   нельзя было  умолчать в  евангельском  повествовании о событии крещения.

Другой вопрос возникает  в связи в ответом  Иисуса посланникам от Иоанна:   
почему Иисус ,согласно Ев. от Матфея (11:5-6),  исключил из признаков Мессии, перечисленных Исаей ( Ис 61:1 ), такие характеристики : "проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" ? Намеренно ли ?
Очевидно, что для томящегося в темнице в ожидании казни праведника Иоанна именно этот признак Мессии имел огромное значение. Не мог ли такой ответ Иисуса утвердить Крестителя в его сомнении, Мессия ли Он?
  Согласно одной из версий,Иоанн пророчествовал, что делом Того, Кто Грядёт, будет Суд, а не только сострадание к людям. Однако, будучи в тюрьме,Он  слышал только о чудесах Иисуса,но  ни слова о Суде.
Возможно,что Иисус по этой версии,опустил одно из знамений прихода
 Мессии потому,что подобное «освобождение» ( "открытие темницы") должно произойти при Его «Втором Пришествии».
 По другой версии, до жертвенной смерти Христа сущность плачевного положения людей была связана с тем, что они были рабами греха и остро нуждались в освобождении от этого рабства. Искупление Христа открывает «двери темницы рабства греха» и дает возможность выйти на «свободу праведности» .Но подобное «освобождение» опять же должно произойти лишь при Втором Его пришествии…
            
              Иоанн Креститель и пророчества Исайи

Однако, не будем останавливаться на многих версиях, ни одна из которых так и не дает удовлетворительный ответ, а обратимся к самому пророчеству Исайи  к кому оно относилось и в чем  заключался его смысл.
Говоря о пророчествах Исайи, следует учитывать , что основное место в них, несмотря на обилие грозных предсказаний, обращенных к народу Израиля, -занимают слова утешения и предвидения, связанные с конечным избавлением .Через Исайю Всевышний обещает народу Израиля, что будет с ним во всех будущих испытаниях: «Когда ты станешь переходить через воды — Я буду с тобою, …когда сквозь огонь пойдешь — …то пламя не спалит тебя»
        В 61 гл Исайа, обращаясь к своим современникам, благовествует пленным израильтянам  освобождение из плена, возвещает , что им дается радость о том спасении, которое во дни их и для них совершает Господь.
 Христиане рассматривают Ис 61 как «историческое прообразование»: пророк Исайа произносит для своих современников пророчество,которому суждено исполниться через пять с лишним столетий; он говорит то, что окажется справедливым для Мессии и реализуется в служении Иисуса Христа. Спасение людей, совершенное на Кресте, оказывается подобным возвращению из плена; оно подобно открытию темницы для узников, принятию нищих, утешению сокрушенных сердцем. Но время это для Иоанна еще  не наступило...

Аналогичное можно сказать и относительно другого пророчества (Ис40:3), в котором Исайа описывает конкретные исторические события:освобождение пленников Вавилона и их возвращение в Иерусалим. Бог обращается к Иудее с утешением. Наконец исполнилось время для восстановления Иерусалима и возобновления его служения Богу. Иерусалим принял вдвойне за свои грехи, находясь в вавилонском рабстве:
        40:1,2 «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
        ... возвещайте , что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.»
        Иерусалим сполна, «вдвойне» расплатился за свои грехи , и теперь Бог ожидает от своего народа искреннего раскаяния и исправления путей своих.
        40:3-5 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;..кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.»
        Глас посланника Божьего будет взывать к людям в духовной пустыне (в земле Вавилона) для того, чтобы они исправили свои пути перед Богом, поскольку на тот момент иудеи еще не осознали вполне своей греховности перед Ним.
        Таким «гласом» считался Ездра, призывавший вернуться в Иерусалим и исправить грехи вернувшихся из плена ранее (например, Ез.7 и 9 гл.).
В 1 веке н.э. понадобилось послать вестника от Бога, призывающего к раскаянию иудеев. Таким вестником ,«Гласом вопиющим» в пустыне 1 века, стал Иоанн Креститель, призывающий к раскаянию среди духовной «пустыни»- Иудеи.