Темная душа

Стёпа Книгг
В коридоре послышался приближающийся стук каблуков, на мгновение он замер у двери кабинета. Катя подняла глаза над экраном монитора и встретилась с настороженным взглядом Маши. Дверь распахнулась, и обе девушки одновременно повернули головы.

В кабинет стремительно вошла начальник отдела Варвара Петровна. Строгий чёрный костюм сидел на ней без единой морщинки. Юбка-карандаш до середины колена. Белизна воротничка блузки слепила глаза, подчёркивая смуглость кожи лица. Тёмные волосы коротко пострижены и идеально уложены. Вся прямая и подтянутая, она того же требовала и от сотрудников. Была она молодая, лет тридцати пяти, но даже директор побаивался её.

Варвара Петровна сразу направилась к Кате. Девушка устроилась в компанию всего полтора месяца назад и очень старалась показать себя с лучшей стороны. Пока строгая начальница неотвратимо приближалась, Катя усиленно вспоминала, где могла напортачить.

Начальница остановилась у стола и упёрлась в Катю надменным взглядом, не предвещавшим ничего хорошего. От страха лицо девушки покрылось красными пятнами.

- Вы должны были ещё вчера сдать мне отчёт. Где он? - В голосе Варвары Петровны слышался металла.

- Я вам его ещё вчера отнесла, - испуганно промямлила Катя и покраснела ещё больше.

- Вот как? И где же он?

- Не знаю. Вас не было в кабинете, - растерянно лепетала Катя. - Я положила его на ваш стол. – Теперь уже и Катины уши пылали огнём.

- Когда вы устраивались в нашу компанию, я предупреждала, что не потерплю опозданий и нарушения графика отчётности, – отчеканила начальница, не обращая внимания на оправдания молодой сотрудницы.

- Но я опоздала всего один раз. Бабушке стало плохо, я вызвала «скорую» и…. Я звонила и предупреждала, что немного задержусь. - Катя повернула голову и посмотрела на Машу. Та сразу спряталась за свой монитор.

- Будем считать, что вы не прошли испытательный срок. Пишите заявление по собственному желанию, если не хотите, что бы вас уволили. И чтобы сегодня же оно было на моём столе. – Варвара Петровна развернулась на каблуках и промаршировала к двери.

- Сама потеряла, а я виновата. - Из глаз Кати брызнули слёзы обиды и гнева, когда за начальницей закрылась дверь.

- Кать, не плачь. Я ей тогда говорила, что ты из-за бабушки задержалась, честно. Слушай, а ты распечатай отчёт ещё раз, подпиши и попробуй поговорить с ней, - посоветовала Маша. – Хотя, она своих решений не меняет.

- Ты думаешь? - Катя смахнула слёзы и уставилась в монитор.
Она нашла нужный файл, распечатала документ.

- Катя, зачем тебе ещё один отчёт? Ошибку нашла? – удивилась её непосредственная начальница.

- Нет, Алла Ивановна, Варвара Петровна говорит, что я не приносила ей отчёт, она меня увольняет.

- Господи, давай скорее, - Алла Ивановна подписала документ и отдала Кате. - Неси скорее, может, ради Нового года простит. Бедна девочка.

Катя схватила отчёт и пошла к Варваре Петровне. Она постучала в дверь, но ответа не услышала. Постояла немного в нерешительности, а потом зашла в кабинет и положила отчёт на стол так, что бы его сразу можно было заметить.

«Всё пропало, я уволена, а зимой так трудно найти работу. Что я скажу бабушке?» - думала Катя, идя по пустому коридору.
Только сейчас она обратила внимание, что не слышно разговоров, не хлопают двери, коридор пуст, словно все разом уволились или вымерли.

Из-за угла навстречу Кате вышла маленькая сухонькая старушка в стеганном тёмном пальто и вязаной шапке.

- Доченька, подскажи, где кабинет директора? – обратилась она к Кате.

- А? – Девушка непонимающе уставилась на старушку.

- Обидел кто? – спросила старушка.

- Меня уволили. Кабине директора в конце коридора. – Катя пошла дальше, понурив голову.

- Всё устроится, не переживай, дочка, - сказала ей вслед старушка и покачала головой.

- Что-то быстро. Не стала тебя слушать? – спросила подруга, когда Катя вернулась.

- Её не было на месте. Бесполезно. – Шмыгая носом, Катя собрала свои нехитрые личные вещи, оделась и попрощалась с Машей.

Выйдя их здания офиса, она остановилась, не зная, что делать. Домой рано, бабушка распереживается, снова подскочит давление. Перед самым Новым годом вдруг потеплело, даже шёл дождь. Сугробы осели, кругом стояли лужи. Но гулять по улицам всё рано холодно. Катя решила пересидеть в кафе, куда они с Машей иногда бегали в обеденный перерыв выпить кофе с пирожными.

А старушка в это время зашла в приёмную. Спиной к ней стояла высокая женщина в строгом костюме и сердито выговаривала молодой девушке, сидевшей за столом. Старушка покашляла, привлекая к себе внимание. Строгая женщина замолчала, обернулась и уставилась на старушку.

- Не подскажите, как мне найти директора? – спросила та.

- Его уже не будет сегодня. А вы что хотели?

- Завтра прийти? – невозмутимо спросила старушка.

- Бабушка, мы не работаем с физическими лицами. Приходите после новогодних праздников, - раздражённо повысила голос Варвара Петровна.

- Мне директор нужен, - упрямо повторила старушка.

- Я же вам ясно говорю, не будет директора. Новый год на пороге, - прокричала Варвара Петровна, словно разговаривала с немой.

- А что вы на меня кричите? Я не глухая, слышу вас хорошо.

Варвара Петровна смутилась на миг, но лицо её быстро приняло обычное строгое выражение.

- Освободите приемную. Кто вас вообще сюда пустил? Охрана распустилась совсем, – ворча, Варвара Петровна пошла к двери, но старушка и не думала отходить, чтобы пропустить её.

- Дайте мне пройти. Я сейчас позову охрану!

- Что ты всё кричишь? Ишь, как глазами сверкаешь. А глаза-то тёмные, как бездна. Сколько ненависти в них. Потому и одна ты до сих пор. Ты посмотри на себя в зеркало. Ужас, какая темнота у тебя внутри. И не смотри так на меня. Другие боятся тебе правду сказать, а мне ты ничего сделать не можешь. Я не твоя подчинённая. Столько в жизни пережила, не боюсь я тебя.

- Нет, вы посмотрите на неё. Учить меня взялась. Да кто ты такая? Чего сидишь? Вызывай охрану! - обернулась она к секретарю.

А когда повернулась к двери, старушки уже в кабинете не было. Варвара вышла в коридор и посмотрела по сторонам. Старушка словно испарилась. Варвара медленно пошла в свой кабинет. Проходя мимо туалетной комнаты, она зашла туда и уставилась в зеркало над раковиной. С бледного лица на неё смотрели злые маленькие глазки, некогда красивые губы презрительно кривились. Волосы растрёпаны, около самого носа торчала жирная бородавка.

Варвара Петровна отшатнулась к двери, подняла ладони к лицу и потрогала себя. Никакой бородавки не было. Она снова посмотрела в зеркало и увидела злое чудовище вместо себя.

- Этого не может быть. – Варвара снова подняла руки к лицу. Отражение сделало то же самое.

Она пулей вылетела из туалетной комнаты и помчалась по коридору, влетела в свой кабинет, плюхнулась на кресло у стола, только тогда шумно выдохнула. А потом встала и осторожно подошла к шкафу с зеркалом на дверце. Но и в нём она увидела уродливое лицо вместо своего отражения.

- Господи, эта старуха сглазила меня. Ведьма. – Варвара открыла шкаф, сорвала с вешалки шубку, скинула туфли, сунула ноги в полусапожки и вылетела из кабинета.

В коридоре ей навстречу попалась сотрудница. Она улыбнулась, собираясь что-то сказать, но Варвара шарахнулась от неё в сторону, опустила голову и ускорила шаг. На улице она огляделась по сторонам.

- Куда она подевалась? – Варвара не заметила, что говорит вслух. На неё оборачивались прохожие. – Я заставлю тебя расколдовать меня, старая ведьма.

Она побежала в одну сторону улицы, потом вернулась и побежала в другую. Старушка как сквозь землю провалилась. Варвара топнула ножкой.

- Да не могла она так быстро уйти. Куда же спряталась? – И женщина снова торопливо пошла по улице.

Прохожие отходили в сторону, завидев молодую женщину в распахнутой шубке и говорившую сама с собой. Вдруг впереди мелькнула вязаная шапка, и Варвара припустила быстрее.

- А ну стой! – крикнула она, обогнала старушку и преградила ей дорогу. - Немедленно расколдуй меня!

Старушка уставилась на неё слезящимися блёклыми глазами.

- Я не могу, - сказала она.

Их обходили люди, с любопытством разглядывая странную пару женщин.

- Почему? – опешила от такого ответа Варвара.

- Потому что. Взрослая, а в колдунов веришь, - укорила её старушка.

- Ты издеваешься надо мной, старая ведьма? - закричала женщина, теряя самообладание и терпение. - А ну расколдуй сейчас же!

Старушка поджала губы и стала боком обходить безумную.

- Я дам тебе денег. Пять, десять, пятьдесят тысяч! - стала торговаться Варвара. – Почему я в зеркале вижу не себя, а страшную уродину?

- А, всё-таки увидела свою душу, - догадалась старушка. – Потому что душа у тебя уродливая, сущность такая. Вижу, не понравилась она тебе.

- Что же мне делать? Я в зеркало боюсь смотреть, от людей шарахаюсь, - дрогнувшим голосом прошептала присмиревшая Варвара.
Её плечи поникли, и вся она съёжилась.

- Испугалась? Значит, не всё потеряно. Никто тебе не поможет. Только ты сама.

- Как? – Варвара с надеждой уставилась на старушку.

- А ты вспомни, кого обидела? Кто из-за тебя слёзы лил? Проси прощения. Как все простят тебя, так душа снова станет доброй, ещё красивее твоего тела. Ни я, ни один колдун или экстрасенс тебе не поможет, - сказала старушка и пошла дальше, а Варвара так и осталась стоять посреди тротуара.

- А как же мне искать всех, кого я обидела? Мама умерла давно… - рассуждала Варвара, бредя по улице.
Потом, словно проснувшись, она побежала к офису. Пронеслась мимо охраны и дёрнула ручку двери кабинета отдела кадров. Заперто. Вспомнила, что все сотрудники собрались в конференц-зале проводить уходящий год. Она понеслась по лестнице вверх.

В зале играла музыка, раздавался смех. Её заметил менеджер и с фужером шампанского устремился к ней.

- Варвара Петровна! Почему вы одеты? Уже уходите? Нехорошо. Пойдёмте к нам. – Он взял её за руку и потянул в зал, к фуршетному столу.

Варвара шла за ним, оглядываясь по сторонам, но никто не шарахался от её вида. Значит, никто не заметил перемен в ней. Она чуть успокоилась. Никак не могла вспомнить имени парня. Она вообще не запоминала имён тех, кто стоял ниже её рангом.

- Да стойте же вы. Мне нужен начальник отдела кадров. – Варвара вырвала, наконец, свою руку.

- Быстрова, что ли? – разочарованно спросил молодой человек и тоже остановился. - Здесь она. Сейчас, - сказал он и исчез в толпе сотрудников.
Варвара всё оглядывалась. Хотела было выйти в коридор и там подождать начальника отдела кадров, но тут увидела идущую к ней Быстрову.

- Вы меня искали? Что-то нужно?

- Да. Пойдёмте, здесь шумно. - Они вышли в коридор. - Мне нужны адреса и телефоны сотрудников. У вас ведь остались данные тех, кто уволился?

- Конечно. Прямо сейчас? – недоверчиво спросила Быстрова, но увидев выражение лица Варвары Петровны, пошла к лестнице.

В кабинете начальник отдела кадров достала толстый журнал и спросила, какие сотрудники интересуют.

Варвара начала вспоминать имена и фамилии, а некоторых смогла описать только по внешности. Быстрова выписывала данные на листок, удивляясь интересу к давно уволившимся сотрудникам.

- Да. Ещё найдите эту... молоденькую и кудрявую из отдела маркетинга.

- Катю? – подсказала Быстрова.

- Кажется.

Получив адреса и номера телефонов, Варвара вернулась в свой кабинет, разделась, стараясь не смотреть в зеркало на дверце шкафа. Она набрала первый номер. Ответил женский голос.

- Какая Варвара Петровна? А, вспомнила. – Приветливый вначале голос сразу изменился. – Что ещё вам от меня нужно? Вы больше не мой начальник, так что… - дальше Варвару грубо послали.

- Постойте, - прервала она поток ругательств и проклятий, сдерживаясь, чтобы не бросить трубку. – Я прошу у вас прощения, - с отчаянием выкрикнула она.

В трубке воцарилась тишина.

- Вы слышите меня? Пожалуйста, простите, что обидела вас…

- Да ладно, дело прошлое. Я нашла работу, хоть зарплата и меньше, но зато нервы спокойнее.

Варвара выдохнула. Мир не рухнул, оказывается, не так это страшно - просить прощение по телефону. Ведь собеседник не видит её лица и стыда. С каждым следующим звонком страх уходил.

Наконец, настала очередь Кати. Перед глазами возник образ милой растерянной русоволосой девушки с голубыми глазами. Варвара набрала её номер. Ответил пожилой женский голос.

- Катюшу? Сейчас позову. – В трубке зашипело и затрещало, а потом ответил девичий голос.

- Это Варвара Петровна… Катя, простите меня. Я была неправа. – Она машинально выдвинула ящик стола и увидела поверх бумаг Катин отчёт. – И отчёт я ваш нашла. Слышите? Я разорвала ваше заявление. После праздников выходите на работу.

- Правда? Спасибо большое. С наступающим Новым годом! – весело сказала Катя и повесила трубку.

«Надо же, ещё благодарит, - подумала Варвара. На душе стало тепло и спокойно. – Может, старушка права? Чего я такая злая? И ведь не заметила, когда стала такой. Всю жизнь мечтала вырваться из нищеты. Отец пил, а мама… Мама, прости меня…»

- Варвара Петровна, а почему вы здесь, одна? Пойдёмте скорее, а то там всё шампанское выпьют, – в дверь заглянула сотрудница. Варвара не помнила её имени.

- Я сейчас приду, - она улыбнулась.

Сотрудница от удивления открыла рот. Она впервые видела, как Варвара Петровна, этот робот, улыбается. Слова доброго от неё не услышишь, а тут…

Варвара вышла из-за стола и осторожно подошла к шкафу. Из зеркала на неё смотрела прежняя молодая женщина, только волосы чуть растрепались. Варвара хотела пригладить их, но вместо этого растрепала их ещё больше и звонко рассмеялась.

Она прежняя. Нет, что-то всё-таки в ней изменилось. Ай да старушка. А сказала, что не колдунья. Варвара вышла из кабинета и столкнулась с директором.

- Извините, Олег Леонидович. Вы вернулись? – Она почувствовала, что краснеет.

- А вы почему не в зале?

- Нужно было решить одно очень важное дело.

- Какие дела могут быть в такой день?- директор внимательно разглядывал её. – Не пойму что но что-то в вас изменилось.

- Что же?

- Вы другая, человечнее стали, что ли.

- А раньше, какая была? – спросила Варвара.

- Раньше вы были похожи, простите за прямоту, на чудовище.

- Такого комплимента мне ещё никто не говорил, - Варвара рассмеялась.

- Знаете что? А давайте не пойдём в зал. Там шумно… Может, посидим в кафе? Одевайтесь, я вас здесь подожду.

Вот так. Мы заботимся о внешности и забываем о душе. А она болит, мстит нам, становясь чёрствой и безжалостной. Всем известно, что глаза – зеркало души. А потом злое уродливое выражение появляется и на лице. И человеку кажется, что его окружают враги, весь мир против него. И только добрыми делами, прощением душа может исцелиться.

«Так не бывает, не верю», - скажете вы. Но именно так и бывает в жизни. Замечали, какие милые лица у детей? Потому что души у них ещё светлые. Но чем больше их обижают, тем скорее меняются их души, а лица к старости становятся недовольными и злыми.

Смотритесь почаще в зеркало и берегите свою душу.