Странная деменция

Алексей Першин
Словарь Ожегова не даёт толкование определению: «деменция». После понятия «дембель» он тут же перескакивает на следующее, почти аналогичное – «демилитаризация». Логично, дембель это и есть демилитаризованный человек. Не с автоматом же он увольняется со службы? (Хотя в Швейцарии и Израиле дембеля хранят их дома, в сейфах (правда уже личные), на случай «мало ли чего»? Израиль – понятно, но почему Швейцария? Видимо, у них такая традиция!).
Ну, пистолеты-автоматы – это ладно! Однако ни припомню случая, чтобы дембель уехал домой на вверенном ему на службе танке, или утащил в колхоз реактивную систему залпового огня, а то и баллистическую ракету! Если бронемашину ещё как-то можно приспособить к мирной жизни, хотя бы пахать на ней или деревья выкорчёвывать, то с последними двумя «штуковинами» что делать? Парней из соседней деревни на танцах в клубе устрашать? У сопредельного райцентра сотню гектаров отвоёвывать? Отнюдь!

Толковый словарь Кузнецова разъясняет этот феномен двумя способами: «Деменция (лат. – dеmentia – сумасшествие) 1. Мед. Слабоумие. 2. Книжн. Сумасшествие, помешательство».
Ни явно выраженного слабоумия, ни тем более сумасшествия у моего приятеля не было, но (временами) деменция всё же была!
С Васей – младшим контролёром одного из Московских СИЗО, весёлым деревенским парнем лет на десять моложе меня, только что уволившимся по окончании срочной службы из рядов Советской армии, я познакомился во время работы в милиции, когда по неотложным делам посещал это пенитенциарное учреждение. В силу своей должности Вася ничем не мог мне помочь по вопросам, которые приводили меня в этот следственный изолятор. Но во время посещений частенько стоял на КПП пропуская сотрудников, посетителей и выпуская их обратно, зорко следил за тем, чтобы вместе с ними на волю не шмыгнули обитатели этого «заведения».
Видимо я примелькался, мы перебрасывались шутками-прибаутками, на том всё общение и завершалось. Но когда в середине 1990-х оставив службу в органах внутренних дел был назначен на должность заместителя директора по безопасности вновь образованного рынка «Китеж» у Киевского вокзала и мне было поручено организовать службу контролёров, администраторов и ночной охраны рынка вспомнил про Васю. Он привёл с собой столько сослуживцев, что я сразу закрыл как минимум треть вакансий в штатном расписании (а может и больше). Вася пожелал быть контролёром, и его мечта тут же осуществилась.
 С Василием сдружился, отношения перешли с чисто служебных на дружески-товарищеские, я начал подтягивать его на иную подработку по охране объектов, и он с удовольствием откликался на эти предложения.
А дальше у Васи начали проявляться признаки деменции…
У меня в то время был в собственности (владении, пользовании и распоряжении) газово-травматический револьвер «Агент» (я тоже подрабатывал с ним охраняя валютки). Тогда это гражданское оружие вообще никто вообще не регистрировал, оно продавалось запросто направо и налево, как пневматика). Вася попросил у меня этот ствол во «временное пользование», ему надо было то ли домой в Курскую область съездить, то ли кого-то подстраховать на какой-то встрече. Время было лихое, просьба была признана обоснованной и револьвер был выдан.
Вася револьвер потерял! Где, когда, как и при каких обстоятельствах пояснить не смог.
Затем в дополнение к своему вооружению я приобрёл пневматический ПМ и поддерживая себя в форме постреливал по мишеням. Пистолет узрел Вася и вновь попросил «на время». Дал. Этот ствол тут же постигла судьба первого.
И это только по «крупняку». Разные мелочи: зажигалки, бутылки коньяка, блоки сигарет и прочее, прочее, прочее попадавшее хоть на какое-то время в Васины руки тут же исчезало бесследно, как в Бермудском треугольнике! Сколько этого добра сгинуло – учёту не поддаётся! И даже я, обладая навыками сыщика (а натаскивал меня в этом ремесле легенда МУРа – Саламов Али Хамзатович) ни разу не смог отыскать ни одну из пропавших вещей!
Наметилась нехорошая «тенденция», но как-то ещё не собрался с окончательными оргвыводами. Хотя начал подозревать, что Вася просто-напросто похищает это имущество путём присвоения. Но тут произошло такое событие, которое напрочь разбило эту версию.
Через какое-то время меня назначили старшим, ответственным за безопасность празднования Нового года дружественной частной почтовой организации в пансионате «Клязьма». И дали все полномочия по привлечению необходимого количества сторонних сотрудников для проведения этого мероприятия на высоком профессиональном уровне.
Реализуя это указание я привлёк в свободное от работы время бывших и действующих сотрудников МВД, УФСИНа для поддержания общественного порядка, в том числе и Васю. Однако не успел Василий заступить на определённый ему пост, как тут же пропал! Ни визуальный поиск, ни опрос местного мирного населения, ни звонки по телефону результата не дали. Когда наконец общими усилиями Вася был разыскан выяснилось, что, приступив к дежурству он свой мобильный телефон сразу же где-то «посеял»! Где сказать не может, а ему надо срочно позвонить по службе (на то время Вася работал водителем в Центральном аппарате городского УФСИНа и возил довольно высокопоставленное должностное лицо. На те дни, в которые я его пригласил подработать в пансионате, он отпросился, подменив себя сменщиком).
Оставаться без средства связи Василий не собирался и нахально попросил начальника службы безопасности этой опекаемой организации дать ему мобильный телефон буквально на пять минут! Начальник дал. Через десять минут разгильдяй появился с растерянным видом и разведя руки в разные стороны поведал, что и это средство мобильной связи где-то утратил!
Тут бы мне насторожиться, но был занят беготней, проверкой постов и расслабился, когда новоявленный рассеянный попросил очередной телефон уже у меня…
Через пятнадцать минут выяснилось, что он и его потерял! Три телефона на довольно ограниченной территории в течение получаса! В том числе и свой собственный?! Ну, не бывает!
Я озверел, отстранил Васю от службы и наехал да так, что на следующий день раздолбай не только купил мне аналогичный мобильный телефон, но и его сим-карту оформил на себя! И вот, уже больше двадцати пяти лет у меня телефон с абонентским номером, зарегистрированным на Васю…
После этого случая никаких материальных ценностей ему не доверял, а он ничего не терял. Напрашивался логический вывод о том, что деменция Васи была связана с каким-то странным психическим заболеванием: недуг проявлялся исключительно в свободное время и в отношении предметов, не являющихся атрибутами служебной деятельности. Ни собранные на рынке денежные средства, ни талоны-квитанции он никогда не терял!
Позднее Вася работал в моём подчинении на Тушинских платных парковках. Был добросовестным, нормальным сотрудником. Отношения поддерживаем и сейчас. Вася отслужил в системе УИС, вышел на пенсию, нашёл себя на гражданке, поднялся и стал кем-то вроде завхоза у одного из очень серьёзных депутатов Государственной Думы. Полагаю, что полностью исправился (или излечился), взял себя в руки и больше ничего не теряет.
А то вмиг бы выгнали! Даже не с волчьим, а с крокодильим билетом!