Мастер и Маргарита - впечатление после просмотра

Александр Таубин
       Версия 2005 года еще не забыта и, вряд ли, забудется.  Она получилась отличной. Подбор актеров был первоклассный для тех лет. Делать ремейк в таких условиях задача сложная, а цель до конца понятная.
       Прочитал, что фильм идёт 2 часа 37 минут. Длинные сеансы не люблю. Но фильм нашумевший, решил пойти. Тем более не один, а в компании. Если бы я знал, если бы я знал, что перед показом устроят вакханалию на экране в виде, примерно, 20 шумных рекламных роликов! Смысл в этой затее нулевой. Всё равно названия не запомнить, а зрителя эта трескотня утомляет, отвлекает и, честно скажу, бесит. Уже хотелось уйти. Только через полчаса после начала показа эта дребедень закончилась, и начали появляться неторопливые титры основного фильма, на который, собственно, и пришли. Так что показ на самом деле длится более 3 часов. Имейте ввиду.
     С первых кадров настоящеё ленты, уходить уже не хотелось. Операторски фильм снят хорошо. Возможности техники и методы монтажа заметно продвинулись за прошедшие почти 20 лет. Грандиозные стройки 30-х годов поданы развернуто и с некоторым гротескным преувеличением. Я, примерно, понял, как все это делалось. Сцена по сюжету снималось в существующем помпезном месте. Далее на периферии надстраивались высотки, причем не те, которые были реализованы, а те, которые так и остались в проектах. Бьюсь о заклад, были два места на Московском проспекте Санкт- Петербурга, которые нарастили подобным образом. Первое – это Московская площадь с монументальным административным зданием Дома Советов, с фонтанами и с памятником Ильичу, указывающему путь, а второе место - у Райсовета Московского же района Петербурга. Там конструктивистский громадный барабан соседствует с прямоугольным корпусом совершенно казённого вида.
       Это очень интересно, но это вторично. Как же передан сюжет и как сыграли актёры? По сюжету судить не мне. Я читал книгу давно, зато игру актёров видел воочию и не далее как февраля третьего дня.   
       Юлия Снигирь мне понравилась. Свою сложнейшую роль она сыграла вполне убедительно Возможно, не хуже Анны Ковальчук, но, может, и не лучше. Ковальчук тоже была хороша в прошлой экранизации. А без Маргариты и Воланда нет ни романа, ни экранизации. Воланд в исполнении иностранного артиста Августа Диля с интересным акцентом и характерной не нашей внешностью мне показался убедительней, чем  образ, созданный ранее замечательным Олегом Басилашвили, который уже тогда плохо подходил по возрасту. Мастер, которого играл молодой актёр Евгений Цыганов, не впечатлил. Он какой-то вялый и флегматичный по фильму. На самом деле такие романы пишутся эмоциональными личностями. Нет харизмы, нет внутренней искры. Вообще, непонятно, за что в  такого, все позабыв на свете, по роману влюбляется главная героиня. Вероятно, я всё же неправ, так как в жизни он  муж Юлии Снигирь. Значит, чего-то нашла. Короче, Мастер - Галибин в прошлом варианте был чуть похаризматичнее. Но фильм и сюжет держатся на Воланде и на Маргарите. А они не подвели. Далее, уж в чем новая версия проигрывет старой, так это в роли Коровина. Лучше Абдулова сыграть невозможно. Так что задача, выпавшая на долю актера Юрия Колокольникова  была невыполнима. Берлиоз и Азазелло в новом исполнении тоже заметно уступают предшественникам. 
        Понтий Пилат, сыгранный неизвестным и поэтому чуждым Клаусом Бангом,  меня впечатлил больше, чем когда-то Пилат Лаврова, которого в каких только ролях современников я до этого не видел. В Иудее Лавров смотрелся несколько нелепо. На роль Иешуа я бы подобрал другого артиста.
   "Вампирша" Полина Ауг смотрелась отлично. Вполне, как представительница таинственных неконтролируемых зловещих сил. Владислав Галкин в прежней экранизации был гораздо убедительней в роли  поэта Бездомного (Демьяна Бедного узнаёте?). Остальные персонажи были совсем проходящие. Зачем там  Ярмольник, я не понял?
        Почувствовав мой интерес к операторской стороне этого нерядового фильма, сотрудница на моей работе, имя которой совпадает с именем главной актрисы, любезно поделилась тем, что знает о съемках этого кино. Оказывается, съемки также проходили в Кировском районе на углу улиц Зайцева и Маринеско и у дома 5 по улице Маринеско. А я, прокручивая недавно виденные образы в голове, вспомнил, что там в какие-то мгновения фигурировала башня на углу Московского проспекта и улицы Бассейной. Сама эта башня не идет в сравнение с московскими, но, если ее умело подать снизу, с самого основания, она кажется грандиозной. Её секунду показали, но я узнал, когда смотрел. Но тогда не поверил, всё-таки речь-то шла о Москве. Теперь я точно знаю, что снимали в моём родном городе, и пять точек съёмки можно считать установленными. Буду признателен, если меня и далее просветят на эту тему.
        Остается загадка, зачем, вообще, делали ремейк? У меня есть ответ на этот вопрос. Но лучше, если каждый сам сходит на этот фильм. Главное, пересидеть рекламные полчаса. Потом будет интересно и уже будет не жалко потраченного времени.