США неудавшийся шаг к величию

Аркадий По
 После депрессии 30-х годов экономика США уверенно вернулась к росту благодаря новому курсу Рузвельта и гигантским военным заказам во время Второй Мировой войны. Этот рост поддерживался колоссальным вливанием денег, которые, благодаря всё более возрастающему авторитету Америки, расползались по всему миру.

15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон в одностороннем порядке отказался от Бреттон-Вудского соглашения, которое обеспечивало привязку национальных валют к золоту.

Угадайте почему? Правильно: на планете просто не существовало столько золота, сколько успели к тому времени напечатать США.

На самом деле США в 1971 году всего лишь повторили полвека спустя то, что сделали до них в СССР. С двумя существенными различиями. Денежные знаки первого социалистического государства вращались только внутри страны, а доллар стал резервной валютой. И это вполне понятно, поскольку за пределами СССР не верили в идеи социализма, зато веру в рынок поддерживают все капиталистические страны.

Второе отличие заключается в том, что США остаются во многом христианской страной, если точнее протестантской, что на первый взгляд накладывает некоторые сложности на отказ от золотого стандарта. На самом деле, во всех демократических странах отделение церкви от государства произошло задолго до того, и переходного этапа было вполне достаточно, чтобы либеральные идеи для многих стали частью их веры, а для оставшегося большинства полностью её вытеснили.

В Европе и США к тому времени все большую популярность приобретали идеи гуманизма. Уже в 1933 году был опубликован Первый гуманистический манифест, главная идея которого состояла в необходимости создания новой нетрадиционной гуманистической религии, ориентирующейся исключительно на мирские ценности. А в 1941 году была учреждена Американская гуманистическая ассоциация (АТА), которая дала вполне конкретное определение гуманизму, как прогрессивной жизненной позиции, «которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству».

Собственно, отказавшись от веры в сверхъявственное, США смогли совершить «сверхъестественное чудо» - «в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству» стали печатать деньги в невероятных количествах, не оглядываясь на золотой стандарт.

Конечно, для успешного развития страны одних денег недостаточно, нужна позитивная идея, обеспечивающая доверие к государству, а заодно и инвестиционный механизм, позволяющий всем гражданам чувствовать сопричастность большому созидательному процессу.

С «глобальной идеей» в штатах всё хорошо: мол США – это страна возможностей и у каждого есть свобода добиться успеха. Как бы кто к этому не относился, но это работает.

 А как дела с инвестиционным механизмом? Налоговая система не дает людям в полной мере ощутить себя сопричастным общему делу. Да, мы соглашаемся с тем, что нужно платить налоги для того, чтобы государство могло поддерживать социальные и иные функции, но это не вдохновляет так, как созидание. Если наши предки отдавали лендлорду, князю, монарху или церкви часть урожая, то это совсем не то же зерно, что оставалось для будущего посева. Именно возможность инвестировать в будущее возвращает человеку ощущение контроля над созидательным процессом. 

Пенсионная система США прекрасно справляется с этой функцией. Каждый гражданин страны часть заработанных денег перечисляет в пенсионный фонд, а эти деньги затем инвестируются в успешные предприятия.

 Как и в СССР, в США и не думали строить созидательное общество. В отличии от общества социального равенства, Америка всего лишь пыталась поддерживать капиталистическую экономику, главной целью которой является, напомню, выплата ренты. Не какие-то конкретные продукты или услуги, а прибыль, которая извлекается из каждого акта потребления и передается владельцу капитала в виде ренты или, если хотите, дивидендов.

Собственно, цель определяет конечный итог любого движения. При всей своей стройности и продуманности созидательная система США была обречена с самого начала. Для рентаполучателей важна только прибыль, а прибыль зависит от издержек. Возрастание издержек на плату американским труженикам подтолкнуло владельцев капитала на вывод производств в Китай.

Разрастании экономики потребления и сворачивание созидательной экономики ослабляет связи между людьми. Люди не просто становятся всё более свободными, они всё менее нуждаются в общественных связях и всё менее доверяют любым институтам государственной власти и общей идее, а вместе с угасанием доверия начинается ползучая инфляция.

Пока инфляция вполне приемлема, поскольку за пределами штатов всё ещё сильна вера в её силу и мощь. Обеспеченные одной этой верой доллары продолжают печататься всё в больших количествах. В этом не было бы беды, если бы как раньше деньги шли в экономику созидания, однако теперь всё большая их часть идет на погашение процентов (читай ренту). В итоге, главная цель капитализма – извлечение прибыли (ренты), накрывает все благие намерения и любые красивые слова, ему посвященные.   За пределами США на счетах верующих в США лежат триллионы долларов в ожидании момента, когда всем вдруг станет ясно, что колос-то на глиняных ногах.    

Удивительно, что на завершающейся стадии этого процесса к власти пробился политик, пытающийся повернуть историю вспять и кричащий с трибуны: «Make America Great Again» («Вернём Америке былое величие»). Но историю не обманешь. То, с каким самоубийственным рвением государственная машина США борется с Трампом, наводит на мысль о том, что страну не свернуть с исторических рельсов, и она благополучно докатится до самого края обрыва.