Экстер Александра. Жизнь и судьба амазонки...

Ольга Сергеева -Саркисова
  Кубофутуристка, конструктивистка, супрематистка- Александра Экстер -одна из главных амазонок авангарда. Авангард,- совокупность различных движений в литературе и искусстве 20 в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества,поиска нового языка- это позволяло говорить о нём как о единой тенденции.Но все они были совершенно разными и часто даже враждовали,отстаивая своё.Об Экстер хочется отметить что, к каким бы течениям она не примыкала, в какие бы объединения не входила(к примеру "Бубновый валет")- она сохраняла своё лицо, свой стиль и подход к искусству. Оставалась всегда независимой от всех течений,групп,направлений.Но принимала активное участие в выставках со всеми художниками, работающими в разных направлениях.Оставалась сама собой.
Экстер- меня просто покорила своим элегантным рисунком,певучими линиями, своим искусным владением цветом и необычной, и очень красивой формой. Это были костюмы, которые она делала для Дягилева,для сезонов в Париже, для его спектаклей, и для Иды Рубинштейн …И я влюбилась в её работы.
 Она( Григорович Александра) родилась в обеспеченной семье в Белостоке 6.01.1882г - 17.03.1942г.Смесь разных кровей обычно дарит таким детям таланты и необычную судьбу.Мать-гречанка, у отца еврейские корни, а душой она была "русская француженка".С 4-х лет жила в Киеве.Училась в частной гимназии имени Святой Ольги.Увлекалась живописью и родители отдали её после окончания гимназии в Киевское художественное училище в 1901г.Через три года она вышла замуж за двоюродного брата, блестящего адвоката Николая Экстер,влюблённого в Асю,она взяла его фамилию.Состояние мужа позволило продолжить обучение за границей после окончания училища в 1907г.Она с детства мечтала и бредила о Париже. Он подарил ей такую возможность-увидеть любимый Париж...А кто о нём не мечтал? Думаю,многие.«Гранд Шомьер» на Монпарнасе- частная академия художеств стала её ещё одним любимым домом.Она сняла мастерскую и несколько раз в год приезжала туда работать до 1914 г, где встречалась с друзьями.Быстро организовала у себя круг творческих друзей.Двери её дома были постоянно открыты. Была очень гостеприимной хозяйкой.В её доме всегда вкусно готовили и угощали в основном еврейскими блюдами.Когда она приезжала,то это всегда был праздник для всех.И это было в любом городе,где она жила.
Она участвовала во всех выставках футуристов и «Первой международной футуристической выставке», прошедшей в Италии в 1914 году. С ней дружили и приходили в гости в её дом в Киеве Анна Ахматова,Казимир Малевич - это он всех привлёк к своему течению.Термин придумал Казимир Малевич для своих же работ. «Супремус» — «высший», супрематизм — искусство будущего, новый геометрический язык, возведение формы в абсолют. Традиционная живопись, по мнению Малевича, на тот момент была изжита и отправлена в игнор. А супрематизм стал новой философской системой, изображающей «беспредельную абстрактную вселенную» с помощью цвета и форм. Футуристическая группа из Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных общались с Эксер и искала новый язык сообща, сотрудничая вместе над разными проектами. Они называли себя «будетлянами», как позже писал Маяковский: «люди, которые будут». Футуристы отвергали реализм и старались сломать старые традиции в искусстве. Слово у них активно взаимодействовало с изображением: именно в это время появилась культура плакатов.Это было настоящее явление, новый язык плаката звал к новой жизни. Маяковский был очень талантливым плакатистом и многие отмечали,что он мог не быть поэтом, потому что в искусстве плаката, в графике он был просто гений.  Издавались рукописные книги -это блестяще делала Экстер и в Москве, а затем в Париже. Поэты иллюстрировали сборники, художники писали стихи. Владимир Маяковский интересный стих написал:
«А вы смогли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
 плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб? (1913г)- это слова о любви...
 В этот дом приходили Осип Мандельштам с своими стихами,Давид Бурлюк- провокатор всяких идей,он отметился во всех многочисленных художественных направлениях того смутного времени. Исследователи отмечали, что «творчество Давида Бурлюка весьма эклектично».У него явное присутствие в работах духа Ван Гога и полёта духа Шагала.Похоже Шагал поделился левитацией со многими авангардистами.
 В Париже с ней дружил Пабло Пикассо и считал её очень большим талантом, Фернан Леже приглашал преподавать в свою академию, приходили и Жорж Брак,критик и поэт Г. Аполлинер с своими стихами и критическими замечаниями.Она умела дружить, быть энергичной,доброжелательной со всеми, жизнерадостной,гостеприимной,вписывалась в любую творческую среду в Париже,Киеве Москве,Одессе, где угодно, хотя обстоятельства не всегда помогали в этом. Она с лёгкостью бралась за любую творческую работу.В театре,в кино, в музеях, в студиях и тд. Идеи авангарда Ася реализовывала даже в рабочей одежде и парадной форме для Красной армии, делала эскизы костюмов для сцены и кино,футуристические костюмы для фильма "Аэлита" из новых материалов -кому в голову пришло бы такое- сделать костюмы  из стекла,фольги,металла , это было открытием, их показывали потом по всему миру.Королеву Марса не оденешь в невзрачные одежды курочки Рябы,здесь должен был сработать дар предвидения художника,чтобы всё было убедительным и неожиданно прекрасным.Как и её эскизы и принты для домов мод за границей и в Москве имели огромный успех.
Она делилась своими новыми находками,материалами, идеями с друзьями художниками в Киеве, которые привозила из Парижа и Европы.По-своему преломив идеи супрематизма, создала невиданную коллекцию вышивных работ, орнаментов -400 изделий одежды и обуви имели ошеломляющий успех на выставках в Париже, Берлине,Нью-Йорке, Москве, Киеве. Её вместе с её подругой Соней Делоне считают основателями стиля арт-деко.

А.Ахматова восхищалась ею,её талантом,смелостью, шармом и элегантностью, и в письме к В.Я. Брюсову посылает стихотворение «Старый портрет» с посвящением А.А. Экстер.Есть сведения,что она писала первый портрет Ахматовой, но его история неизвестна.Другие портреты она не писала. Известен только автопортрет Эстер.
  Свидетелем был В.Маяковский, который приходил к Экстер,когда она работала над портретом.Об этом писала сама Ахматова тоже. Но он исчез по неизвестным причинам и пока нигде не всплыл, хотя стихотворение подарено Асе за этот портрет и приятное воспоминание, как Наничка и Александра Экстер позаботились о туалетах новобрачной, чтоб и по моде, и к лицу, ведь жених вместо свадебного подарка преподнес своей «Аннушке» путешествие в Париж.
Так что Анна была экипирована по последней моде в Париж, и даже с опережающим эффектом.Смотрелась очень элегантно в туалетах от Экстер.И в Париже познакомилась с Модильяни в кафе,он не сводил с неё глаз.Значит, сработала вся химия...   
   В стихе "узкая старая рама"- это старое зеркало,в которое смотрится стройная  невеста в белом платье...Анна, ещё вчерашняя маленькая девочка ..."Преддверие храма"- время перед венчанием...время сакральное, пограничное между тем и этим миром,время ожиданий.
 Что же разглядит невеста в старинном зеркале, что оно пророчит? Всё в прошлом- тёмная комната ...На столике бронзовом древний щипковый инструмент - цитра...никто не играет на нём- забыт этот инструмент, и не может его музыка взволновать сердце невесты и её возлюбленного."розы в гранённом бокале"-  символы страсти и любви. Уже что-то потеряно. Торжество на старте, и здесь же художник с палитрой,чтобы запечатлеть этот момент,...но почему руки её дрожат? Образ негра с голубым опахалом возник из ниоткуда за её спиной,откуда это чудо? Во многих домах увлекались экзотическими слугами с Востока в то время,- дань времени.Здесь высокие свечи- напоминающие колонны,преддверие храма и атрибут панихиды -...сомнение, разглядывание судьбы, и не очень счастливой, вот и "твои жуткие губы стали смертельной отравой?-яд, несущий смерть...
  Яд? Но ведь это ожидаемый поцелуй любви у алтаря? Что произойдёт? Предстояло свадебное путешествие в Париж...возможно, что-то можно попросить у судьбы? Её стихи всегда ребус,который надо расшифровывать.
  Она придавала огромное значение деталям, как и Мандельштам.Для неё разные детали,вещи - всегда больше несли смысла, чем просто как вещи.Значила каждая мелкая деталька, щёлка,каждый намёк, предмет что-то означал.У неё всегда загадка в загадке.Предложение заглянуть в судьбу...возможно что-то попросить у неё...

«Сжала тебя золотистым овалом
Узкая старая рама,
Негр за тобой с голубым опахалом…
Стройная белая дама.

Тонки по-девичьи нежные плечи.
Смотришь надменно-упрямо…
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.

Возле на бронзовом столике цитра,
Розы в граненном бокале.
В чьих это пальцах дрожала палитра
В этом торжественном зале?

И для кого твои жуткие губы
Стали смертельной отравой?…
Негр за тобою, нарядный и грубый
Смотрит лукаво…»
(Осень 1910 г. Киев)
Анна Ахматова вспоминала об Экстер: « Художница, из школы которой вышли все левые художники Киева».Б.Пастернак восхищался ею.
Она уехала в Одессу во время гражданской войны, чтобы выехать в любимый Париж на корабле, но не успела...К тому времени муж умер от холеры, мама тоже, свёкр просто ограбил её,оставив без всего, даже её картины не вернул ей, и не пустил на порог дома.Без всего, без средств-она бралась за любую работу,чтобы выжить, и всё у неё выходило хорошо.А это всегда бесит некоторых завистников.
Её спас тогда А.Таиров,он пригласил её в Москву.Она создавала декорации,работала со светом, расписывала всё на свете и для Камерного театра Александра Таирова предложила использовать всё пространство сцены,ввела принцип трёхмерности для оформления сцены, а не только задник,как было раньше, ввела так называемый прием «вертикальной сцены» и оформила три спектакля,освоила яркий гримм для актёров, все взяли это на вооружение, все театры в разных странах.
 Экстер вместе с режиссёром московского Камерного театра-Александром Таировым,который её поддержал во всём,стали вместе плодотворно работать.Они очень дружили все вместе, часто,почти каждый день приходили к Экстер с женой в гости. Они дружили с Верой Мухиной, и привлекали её для сотрудничества к изготовлению декораций. В компании был Николай Церетелли. Бурно обсуждали все моменты и детали костюмов и декораций, и создали восхитительные декорации для его театра к спектаклям.
Она вложила много сил и души в этот театр. Расписала его вестибюль, лестницы, порталы, сделали занавес по её эскизам.Все только и говорили об этом чуде перевоплощения(С 1915-1921г). Она стала одним из самых знаменитых театральных художников-новаторов первой половины ХХ века. Потом много работала в разных странах, применяя свои знания и опыт.
  Александра прославилась как театральная художница,график, работала над сценографией к спектаклям Таирова,и похоже, была в него влюблена, но он любил всегда сво жену - Алису Коонен.
1923 годом датирована одна из удачнейших её работ – костюмы к знаменитому фильму «Аэлита» по одноименному роману Алексея  Толстого.Это действительно шедевр!Она оформила в театре драму "Фамира Кифарэд" И. Ф. Анненского (1916),- с этой работы началось их сотрудничество,потом "Саломея" О. Уайльда (1917),- ослепительные декорации и костюмы!Спектакль"Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1921). стала прощальной работой, точнее провальной для Таирова, но восхитительные костюмы и декорации перекрыли работу режиссера,это был его провал.
Она его затмила своим талантом и приобрела мировую известность.Об этом писал и Эфрос. Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом !!!
Она увлекается ритмом цветовых плоскостей,цветодинамикой,звучностью цвета. С Таировым они расстались и больше не работали вместе.Он не мог забыть свой провал. 
    Мне очень нравятся эскизы Александры Экстерн- талантливые, элегантные, со вкусом. Костюмы по этим эскизам непременно хочется примерить и носить. Она сотрудничала и с Идой Рубинштейн - эскизы костюмов и декорации были выше всех похвал к её балетам,смелые, даже дерзкие,порой,под стать самой Иде,она любила шокировать публику необычными нарядами, ни на что не похожие.Экстравагантность- обязательная деталь в истории её костюмов.
Создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др.Язык был найден!Это главное! Ася всегда грезила Парижем и через несколько лет эмигрировала туда со вторым мужем, актёром театра Александром Некрасовым, который очень её любил и ценил. Вскоре он оставил этот мир.Она вынуждена была работать не покладая рук.В Россию она уже не вернётся.На одном фото с дарственной надпись читаю Георгий Георгиевич Некрасов (1878-1945).
«Ася, я люблю тебя по гроб жизни. Вечно твой Некрасов-Экстер. Париж, 13/XII-24».
    Там она участвовала во всех выставках, преподавала в Академии искусства, и дома имела учеников, расписывала и создавала рукотворные книги- это были шедевры, очень изящные ,красочные рисунки украшали их;расписывала платки, подушки,ширмы, шторы,абажуры,занималась дизайном квартир,дизайном одежды для домов мод, проектами декораций для ресторанов, театров Германии и других стран.Умерла в Париже в 1949г.Так она и осталась "русской француженкой", всегда жила и работала между Парижем и Россией.
     Сейчас картины авангардистки Александры Экстер стоят миллионы.Наследником её работ стал художник Симон Лиссим – эмигрант из России, сын банкира, с которым она была знакома ещё в Киеве и дружила в Париже.Он переехал в США во время войны из-за еврейских корней,но всё время помогал ей деньгами и посылками, покупал её работы.   
 Много работ находится в музеях США, часть осела в частных коллекциях, детей у неё не было и родственников тоже.Есть эскизы в Астраханском и Ярославском музеях, в Государственной Третьяковской галерее - Москва,в Бахрушинском музее, в Самарском, и многих частных коллекциях в России и за рубежом.
    В нашей памяти она навсегда останется яркой звездой авангарда,его амазонкой , оставившей после себя удивительный свет на века своим неповторимым искусством.
 Она вышла в своих работах на планетарный уровень в прямом и в переносном смысле,фильм "Аэлита"подтверждает это. Одна из важных проблем жизни- проблема КОНТАКТА,впервые решалась и благодаря ей, её искусству...
А мы готовы ли к нему нравственно сегодня? И насколько? Какими мы должны быть, чтобы сохранить мир во вселенной? Вот королева Марса- власть планеты, она делает первые шаги к миру и любви, хотя это всего лишь сон.... Хочется вспомнить фильм из другого среза жизни,более позднего- "Солярис"- где эта проблема выходит уже на другой уровень.На днях посмотрела новую экранизацию Булгакова "Мастер и Маргарита"- его люблю, и рекомендую Булгакова всегда смотреть! Он намного глубже, чем мы себе представляем, потому что вечные ценности, каковым является "Мастер"  несут в себе множество интерпретаций.И хотя в  фильме много свободы, отходов от привычного сюжета " Мастера и Маргариты"- всегда интересны поиски нового. Игра актёров интересная, мостики легко перекидываются в сегодняшний день, и в Москву Булгакова времён НЭПа.Здесь тоже бал с королевой ... ничего не меняется, везде интриги... И женщины у руля .Фильм "Аэлита" создан почти сто лет назад,и кажется немного наивным, но проблемы остаются всё те же, как мы видим,хотя там был просто СОН... Может хватит спать? Пора просыпаться...
08.02.24.
   
 
* Эскиз Королевы Марса к фильму "Аэлита" по роману А.Толстова.