Кретин. Диалог Платона и Сократа

Серж Касаткин
П л а т о н,  С о к р а т,  Л и б и д


П л а т о н. Привет, Сократ, куда ты так спешишь?

С о к р а т. В Ликей, Широкий, занять место в амфитеатре побыстрей. Смотреть я приглашен на выступленье Кретина, Либида сына.

П л а т о н. Что ж, он уже достиг совершеннолетья, чтобы участвовать в соревнованиях? Я ожидал того, но много позже. Впрочем, пойду с тобой, мне бы хотелось кой-что обдумать и обсудить.

С о к р а т. Смотри, Платон, а вот и сам Либид. Пойдем все вместе, я думаю, он нам не сильно помешает.

П л а т о н. Так вот, Сократ, я все хочу подробней лишь мнение твое узнать в вопросе преданности женщине, и должен ли муж совершенный остерегаться влюбленности и блуда?

Л и б и д. Мое почтение мудрейшим, спешу-спешу и все не достигаю цели... Кретин уже в палестре маслом кожу умастил наверно... Идемте... Впрочем, времени довольно, чтоб обсудить любые темы, я буду слушать и внимать...

С о к р а т. Ты знаешь мое мнение, Платон, что навязать кому-то что-то мы не можем и не должны... Начнем с того, что в мире все несовершенно, и возраст половой у женщин и мужчин разнится...

П л а т о н. Как так? Я что-то слышал, но не верил.

С о к р а т. Вполне подтверждено. Ведь юноша так изнывает от недостатка плоти и раздавать готов свои труды направо и налево. В то время как у женщин этот возраст много дальше, и только лишь двоих родив, оно вступает в силу. И поговорка: "...ягодка опять" - про возраст после тридцати ведется!

П л а т о н. Однако, видимо устои социальных норм тому виною. Что ж было б, если бы они все естество людей в угоду своим догмам не склонили?

С о к р а т. А вот что: больше удовольствий и любви, и радости, веселья и довольства, но нет ли здесь каких-либо камней подводных, давай рассудим.
 
П л а т о н. Сократ, я так скажу, что уд свой обуздать - благое дело. Чего достигнет человек столь юный, если сдержать себя не может. Он попусту растратит свои силы.

Л и б и д. Вы рассуждаете подобно старым импотентам. Пока вы спорите, Кретинов я наделал.
 
С о к р а т. "Смыслов искав, все вертел в голове это слово, и прочитавши с конца, огорчился надолго". (Илиада XVIII, 515, 526). Довольно знаменательно, Либид, что то, что будем обсуждать, звучит почти как твое имя... Так на чем же мы остановились?! Быть может, ты и прав, Платон, но смеялся б над тобой Аристофан. В "Пилона детстве" помнишь, тот старик плешивый, что басилевсом был, смотрел на сцену во дворце, где шест злаченый, и ничто его не возбуждало. Он сам как на пилоне закрутил свой Anus Democratus, для выборов вертяся словно уж. Сидел, смотрел, там уж протерто было от бедер и от ягодицы, и не прельщало...

П л а т о н. О чем ты, друг, толкуешь? Что надо нам ловить момент, ведь жизнь проходит быстро? Но разве не учла олигархия и этот путь, себе оборотив его в обогащенье, и похоть раннюю закабаливши ипотекой - пускай сношаются, рабов плодя, изнемогая от кредитов, не много ж поколений выдержит такое. А впрочем...

С о к р а т. Ну да, вот именно, Платон, проходит мимо. И если б молодость матронам помогла, а впрочем, мало они, видишь ли, рожают. Рожали бы - и времени не было мечтать и распаляться, к тому ж Венерины болезни расцветают. Оставим все как есть... Давай-ка лучше скажи мне, как относишься к изменам, есть мненье, что они мужчину окрыляют, по крайней мере поначалу.

П л а т о н. Хм, окрыляют, может быть, смотря какой характер, ведь это все-тки стресс, адреналин какой-то. Да и увлекшись старое ведь может опостылеть. Нет уж, тогда и у муслимов лучше, по крайней мере для мужчин, хотя, конечно, раздвоенье все равно и буйство плоти - жена не друг, а вещь у них, Сократ, что покупают.

С о к р а т. Но может быть любить глазами только, гипотетически, это близко твоим идеям. Да и вообще, чем мы грешим, влюбляясь? Ведь Женщина - всех женщин совокупность, любить ведь Женщину не грех, как ты считаешь?

П л а т о н. Похоже, что ты прав, Сократ, тебе перечит лишь Благая весть, что после нас приходит, и за любовь глазами в раз честит прелюбодеем. Да и глазами много не налюбишь, ведь где глаза - там враз и поцелуй.

С о к р а т. Платон, похоже мы пришли. Посмотрим на Кретина. Мне кажется, Либид не оценил все наши рассужденья. Да и кто же из нас кого здесь убедил, ведь даже храма жрец блудит направо и налево! О времена, о нравы...