Мосфильму 100 лет

Нина Ватрушкина 2
Исполнилось 100 лет главной киностудии страны — Мосфильму (Федеральному государственному унитарному предприятию «Киноконцерн «Мосфильм»). Об этом знаменательном событии рассказывают сегодня на разных каналах ТВ.

В Первом павильоне студии прошел концерт в честь 100-летнего юбилея.

В 1924 году на Мосфильме (тогда «Совкино») был создан первый фильм. Он назывался «На крыльях ввысь». 30 января состоялась его премьера. Фильм  не сохранился, к сожалению, но от этого он не стал менее значимым.

За 100 лет сложился киноязык, в развитии которого большие шаги сделали режиссеры Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, операторы Георгий Рерберг, Сергей Урусевский, Анатолий Петрицкий, композитор Эдуард Артемьев, другие кинематографисты.

Мы с вами знаем многих актеров, некоторые из нас знают кинорежиссеров, немногие — кинооператоров. Но есть еще много профессий, без которых невозможно сделать хорошее кино: ассистенты  режиссера, вторые режиссеры и операторы, звукорежиссеры, пиротехники, гримеры, костюмеры, монтажеры, каскадеры. На студии Мосфильм почти тысяча специалистов, делающих невидимую нам работу.

На концерте в Павильоне № 1 мы увидели  Геннадия Михайловича Ковалева, осветителя, работающего на студии с военных времен. Мы все заняты сегодня фотографированием и знаем, как важно освещение в помещениях и на улице, и не задумываемся, что талант осветителя в кино может определить удачу фильма.

Наверное, только сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского показал нам, как непросто создается  кино даже чисто технически.

На первых порах камера закреплялась на определенном месте, и объект наезжал на нее. Вспомните наивные кадры братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", от которых у первых зрителей вставали волосы дыбом. Этот трюк использован Аллой Суриковой в комедии «Человек с бульвара Капуцинов».

Но очень скоро камера начала передвигаться, создавая чудеса (Дзига Вертов). Для передачи движения в Павильоне строились рельсы. В фильме «Война и мир» оператор Анатолий Петрицкий встал на ролики. Эта догадка помогла ему снять первый бал Наташи Ростовой особенно трогательно, живо.

Следующее чудо явил миру Сергей Урусевский. С помощью «круговой» камеры сцена смерти Бориса среди берез в фильме «Летят журавли» стала важной страницей в мировой операторской практике.

В музыкальном оформлении фильмов важную роль сыграл Эдуард Артемьев. Он написал музыку к 150 фильмам, опираясь на синтез электронного рока и симфонической музыки. Его электроакустические находки, необычные звучания создают в кино состояние неожиданности, удивления, экстрима. Представить «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»  без этих звуковых эффектов невозможно. Это было бы, наверно, другое кино.

Интеллектуальное кино Мосфильма развивалось вместе с задачами развивающейся страны. Мечта о светлом будущем, характерная для 30-х годов, воплотилась в таких фильмах, как "Путевка в жизнь" Николая Экка, «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, "Веселые ребята" Григория Александрова . Осмысление военного опыта, нравственное начало в стоической борьбе — в фильмах «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Обыкновенный фашизм»  Михаила Ромма, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова.

Кино 80-х годов ведущая Концерта Дарья Златопольская назвала «кино морального беспокойства». Характерным является заключительный эпизод, где главный герой отдает приятелю свое новое пальто, чтоб он не думал о пальто, а «мечтал о высоком». Звучит несколько высокопарно, но суть разумна.
О «высоком» мечтают герои Шукшина («Живет такой парень», «Калина красная», «Странные люди»). Они ищут правду в большом и малом.

Фильмы Марка Захарова, «Экипаж» Александра Митты — все это технические, а главное, смысловые находки киноязыка, где нет лишних сцен, героев, неоправданных реплик. Тут все отточено.

Меня поразил и восхитил заключительный аккорд Концерта. Перед нами по натянутому канату от сцены к галерке над головами зрителей идет человек. «Давайте верить в себя и ничего не бояться» - говорит Дарья Златопольская, ведущая «Белой студии» и «Синей птицы» на канале «Культура». Говорит тем, кто творит кино и кто не знает, создает он шедевр или нет, даже, если он уже именитый.

Но и для нас тоже важны эти слова, ведь мы тоже каждый по-своему преодолеваем трудности.

Канатоходец Максим Кагин. Впервые он прошел путь между двумя зданиями на высоте 126 метров в Екатеринбурге. С завязанными глазами. И вот он с теми, кто каждый раз вступает в неизвестное.

Мы славим картины, которые есть,
Но трижды, которые будут.  (Михаил Ножкин).

Я всех нас поздравляю со 100-летним юбилеем Мосфильма! Ведь это для нас созданы «Они сражались за Родину», «Вызов», «Покровские ворота», «Начало», «Восхождение»,  «Формула любви», «Ирония судьбы», «Свой среди чужих и чужой среди своих» и еще более 2500 полнометражных фильмов.