Дзен-буддизм и его Доктрина

Alex Sikorsky
    ~ I. ~

Дзен — это школа буддизма, зародившаяся в Китае и затем распространившаяся в Японии. Доктрина дзен-буддизма отличается своеобразным подходом к практике и преподаванию, который направлен на непосредственное освоение и понимание истинной природы ума.

1. Непосредственный Опыт: Дзен акцентирует значение непосредственного опыта перед теоретическими знаниями. Учеников могут побуждать к прямому восприятию реальности, минуя абстрактные концепции.

2. Медитация (Зазен): Основной метод практики в дзене — это зазен, или сидячая медитация. Она часто включает в себя сидение в полной тишине и сосредоточении на дыхании или на так называемых "концентрационных загадках" (кёанах).

3. Безсловесное Передача Дхармы: Дзен в традиции считает, что истинное понимание невозможно выразить словами. Многие учителя дзен передают свои наставления непосредственно, без использования письменных текстов.

4. Пробуждение (Сатори): Центральной целью дзен-практики является достижение состояния пробуждения, известного как сатори. Это переживание осознанности и просветления, которое изменяет способ восприятия мира.

5. Акцент на Прямом Понимании: Дзен подчеркивает необходимость прямого понимания реальности, отбрасывая избыточные рассуждения и концепции. Важность придаётся здесь не теории, а личному опыту.

Отличия от Других Школ Буддизма:

• Сидячая Медитация: Возможно, самым отличительным аспектом дзен-буддизма является акцент на сидячей медитации и практике внимательности в повседневной жизни.

• Акцент на Прямом Опыте: В то время как другие школы буддизма могут использовать философские тексты и рассуждения, дзен акцентирует непосредственный опыт и прямое восприятие.

• Методы Передачи Дхармы: В дзене часто используются нестандартные методы передачи Дхармы, включая молчание, кёаны и прямые встречи между учителями и учениками.

• Эстетика и Искусство: Дзен оказал влияние на искусство, архитектуру и культуру, привнося эстетику непосредственности и простоты.

Таким образом, дзен-буддизм представляет собой уникальную школу с акцентом на практическом опыте, медитации и прямом восприятии реальности.

   *   *   *

    ~ II. ~

Коаны в дзен-буддизме представляют собой короткие, парадоксальные высказывания, вопросы или задачи, которые используются для поддержания ума ученика в поиске истины и достижения просветления. Они представляют собой инструмент для преодоления логического мышления и стимулирования прямого, непосредственного понимания реальности.

Количество коанов не ограничено, и существует огромное количество различных коанов в дзен-традиции. Однако, есть некоторые известные и часто используемые коаны, такие как "Каков звук хлопка одной ладони?" или "Что было ваше первое лицо до рождения ваших родителей?".

Ученик, подходящий к решению коана, должен преодолеть логическое мышление и достичь прямого, непосредственного опыта, что способствует просветлению. Коаны могут быть индивидуальными заданиями, предназначенными для определенного ученика, или использоваться широко в учении мастеров дзен для стимуляции размышления и освоения пути к просветлению.

К сожалению, тексты коанов дзен зачастую являются объектами обсуждения внутри дзен-школ, и их решения обычно предлагаются студентам дзен-учителями в ходе индивидуальных или групповых занятий. В контексте дзен-практики, сам коан, его формулировка, и, что более важно, процесс решения, играют ключевую роль. Поэтому тексты коанов часто не так просто предоставить в чистом виде.

Тем не менее, я могу предложить краткое изложение нескольких из них:

• Мастер Линьдзи: "Что это такое?" - Мастер Линьдзи просто спрашивает своего студента, "Что такое это?" с целью вызвать глубокое осознание реальности.

• Мастер Жошу: "Слышь!" - Мастер Жошу предлагает своему ученику услышать что-то, что не может быть услышано обычным слухом.

• Мастер Жошу: "Дза!" - Слово "дза" является тибетским звуковым образом, символизирующим абсолютное проявление или выражение.

• Мастер Мумон: "Загадка Мумона: Шэйну не дает миру отдыха" - В этом коане студенту предлагается разгадать загадку, связанную с учением Мастера Мумона о пробуждении.

• Мастер Яншан: "Есть садовник?" - Этот коан фокусируется на вопросе о наличии садовника и призывает к глубокому размышлению об истинной природе реальности.

Помните, что истинное понимание коанов часто выходит за рамки слов и требует интуиции и прямого опыта. Ученик обычно обсуждает свои ответы с учителем в процессе дзен-обучения.

   *   *   *

    ~ III. ~

Термин "Дхарма" в буддизме может иметь несколько значений, в зависимости от контекста:

1. Космический порядок: В широком смысле Дхарма относится к космическому порядку, законам природы, которые поддерживают равновесие и функционирование вселенной.

2. Учение Будды: В узком смысле Дхарма также означает учение Будды Шакьямуни, выраженное в его проповедях и текстах. Это включает в себя Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и другие основные концепции буддизма.

3. Дхарма как путь: В буддийском контексте Дхарма также означает путь к освобождению от страданий с помощью следования учению Будды, практике медитации и развитию духовных качеств.

4. Личная дхарма: В индийской культуре понятие дхармы также связано с индивидуальной моральной ответственностью и долгом, который человек должен выполнять в соответствии с социальными, моральными и этическими нормами.

В зависимости от контекста слово "Дхарма" может обозначать как объективный космический порядок, так и субъективный путь духовного развития.

   *   *   *

    ~ IV. ~

Зазен - это форма буддийской медитации, которая произошла в Японии из китайской школы Чань (западная транскрипция - Чжань), известной в западном мире как Зен. Это один из наиболее известных и практикуемых видов медитации в буддийской традиции.

Зазен, буквально переводимое как "сидеть-зен" или "сидячее созерцание", представляет собой практику, которая акцентируется на посвящении полного внимания здесь и сейчас. Основной акцент делается на практике сидячей медитации, в которой практикующий сидит в тихом, стабильном положении и направляет свое внимание на дыхание, телесные ощущения или просто настоящий момент.

Вот ключевые аспекты зазен-медитации:

1. Поза: Практикуя зазен, человек сидит в определенной позе, обычно на подушке (зафу) или на стуле с прямой спиной. Основные позы включают сидячую позу на коленях (сэйза), полулотос (ханза), или лотос (кэса), хотя есть и другие варианты.

2. Дыхание: Внимание направлено на дыхание. Практикующий наблюдает за вдохами и выдохами, не привязываясь к ним, но также не отвлекаясь на другие мысли или ощущения.

3. Созерцание: В отличие от некоторых форм медитации, в зазене нет специфических объектов созерцания или мантр для повторения. Практикующий просто сидит, внимательно наблюдая все, что возникает в уме и чувствах.

4. Простота: Зазен-медитация пропагандирует простоту и непосредственность. Нет необходимости в сложных обрядах или множестве ритуалов. Важна лишь прямая, честная практика.

5. Непрерывность: Практика зазен нацелена на регулярное, по возможности ежедневное занятие. Это процесс, который развивается постепенно, и улучшения могут проявляться с течением времени.

6. Наставничество: Для новичков особенно полезно иметь наставника (дзэн-мастера) для коррекции практики и ответов на вопросы.

Зазен-медитация привносит спокойствие и ясность, а также способствует развитию присутствия в настоящем моменте. Это практика, которая может быть доступна для всех, независимо от их религиозных убеждений или философских взглядов.

   *   *   *

    ~ V. ~

Дыхание играет важную роль в практике зазен, так же как и во многих других формах медитации. Правильное дыхание помогает успокоить ум, улучшить концентрацию и развить более глубокое внимание к моменту. Вот некоторые ключевые аспекты дыхания в зазен и то, на что нужно обращать внимание:

1. Наблюдение за дыханием: Во время практики зазен внимание направлено на дыхание. Не нужно контролировать дыхание или изменять его ритм, просто наблюдайте за ним так, как оно есть, приходя и уходя естественным образом.

2. Глубокое дыхание: При сидячей медитации, как в зазен, важно дышать глубоко и ровно. Глубокие вдохи и выдохи помогают успокоить ум и тело, а также улучшить кислородное питание организма.

3. Ровное дыхание: Старайтесь делать вдохи и выдохи ровно и плавно, без рывков или напряжения. Это помогает создать более спокойное и уравновешенное состояние.

4. Внимание к моменту: Вместо того чтобы погружаться в мысли о прошлом или будущем, сосредотачивайтесь на самом дыхании, на ощущениях, связанных с ним, и настоящем моменте.

5. Отсутствие вмешательства: Во время практики зазен не стоит вмешиваться в естественный ритм дыхания. Просто позвольте ему быть таким, каким он есть, и наблюдайте за ним с чистым, непредвзятым вниманием.

Что касается пранаямы в зазен, то, хотя в этой практике нет специальных техник дыхания, как в йоге, некоторые элементы пранаямы могут быть интегрированы в практику. Например, можно сознательно углублять дыхание, делая его более глубоким и ровным, или уделять особое внимание вдоху и выдоху, чтобы укрепить связь между умом и телом.

Важно помнить, что практика зазен уникальна для каждого практикующего, и что работа с дыханием может развиваться постепенно вместе с практикой.

   *   *   *

    ~ VI. ~

Притчи используются в дзен-буддизме, подобно коанам, хотя их функция и подход к использованию немного отличаются. Вот некоторые из ролей притч в дзен-практике:

1. Иллюстрация дзен-принципов: Притчи могут быть использованы для иллюстрации основных принципов дзен-практики, таких как осознание момента, непривязанность к мыслям, преодоление двойственности и т. д. Через притчи ученики могут лучше понять эти принципы на практике.

2. Провокация непосредственного понимания: В отличие от коанов, притчи часто не являются прямым вызовом к рассуждению или аналитическому мышлению. Они обычно направлены на вызов интуитивного или непосредственного понимания, помогая практикующим преодолеть логическое мышление и обнаружить глубокие истины.

3. Вдохновение и мотивация: Притчи могут вдохновлять практикующих и мотивировать их продолжать практику, даже когда они сталкиваются с трудностями или сомнениями. Они часто содержат глубокие универсальные истины, которые могут призвать к преображению и росту.

4. Обучение через истории: Притчи обычно представляют собой истории или аллегории, которые могут быть легче восприняты и запомнены, чем абстрактные концепции или теории. Это позволяет практикующим учиться через рассказы и визуализировать принципы дзен в более конкретной форме.

5. Стимулирование размышлений: Притчи могут стимулировать внутренние размышления и самоанализ, помогая практикующим обнаружить свои собственные ответы на глубокие вопросы о смысле жизни, природе реальности и других фундаментальных темах.

В целом, притчи служат как инструмент обучения и практики дзен-буддизма, помогая практикующим развивать понимание и прозорливость через интуитивное восприятие и непосредственный опыт.

Приведу несколько примеров притч, используемых в дзен-буддизме, что могли бы проиллюстрировать такой подход описанный выше:

• "Притча о мудреце и чаше чая":
Молодой человек пришел к мудрецу и спросил его: "Как я могу достичь просветления?" Мудрец пригласил его на чашку чая. Когда молодой человек начал пить чай, мудрец продолжал наливать его, пока чашка не переполнилась и чай начал разливаться на пол. Молодой человек спросил: "Почему ты не останавливаешься?" Мудрец ответил: "Также и твой разум должен быть свободен от избыточных мыслей, чтобы принять новое знание и просветление."

• "Притча о медитирующем монахе":
В одном дзен-монастыре был молодой монах, который страстно стремился к просветлению. Однажды он спросил своего мастера: "Как я могу достичь просветления?" Мастер ответил: "Когда ты ешь, ешь. Когда спишь, спишь. Когда медитируешь, медитируй." Эта притча подчеркивает важность полной присутственности в каждом действии и моменте — будь здесь и сейчас.

• "Притча о счастье и беде":
Однажды фермер потерял лошадь. Его соседи соболезновали: "Как же несчастлив ты, потеряв своего лошадь!" Фермер ответил: "Кто знает, что это принесет?" Несколько дней спустя лошадь вернулась, приведя с собой стаю диких лошадей. Теперь соседи поздравляли: "Как ты счастлив, получив столько лошадей!" На что фермер снова ответил: "Кто знает, что это принесет?" Эта притча учит о непостоянстве жизни и о том, что счастье и беда могут быть относительными понятиями.

• "Притча о двух монахах и женщине":
Два монаха шли по дороге, когда они увидели женщину, у которой не хватало сил, чтобы перейти реку. Один из монахов поднял ее на руки и перенес через реку. После этого монах не произнес ни слова в течение оставшейся части дня. Другой монах, увидев это, спросил: "Почему ты поднял женщину на руки? Мы не должны иметь никаких контактов с женщинами." Монах, который поднял женщину, ответил: "Я оставил ее на другом берегу, а ты все еще несешь ее в своем уме."

Эти притчи представляют собой аллегории, которые могут иллюстрировать основные принципы дзен-практики, такие как осознание момента, отказ от двоичного мышления, освобождение от негативных эмоций и принятие нового опыта.

   *   *   *

    ~ VII. ~

Сатори - это концепция, которая возникает в контексте буддизма и особенно в зен-буддизме. Она обозначает момент просветления или внезапного осознания истины. В традиционном понимании сатори является состоянием глубокого прозрения, осознания и понимания реальности такой, как она есть, и часто сопровождается ощущением внутреннего спокойствия, радости и освобождения. Сатори часто описывается как внезапное прозрение или пробуждение к истине о природе реальности, не основанное на интеллектуальном понимании, а на прямом переживании.

В зен-буддизме практика направлена на достижение сатори через медитацию, практику коанов (загадок для размышления) и другие методы, цель которых - пробудить глубокое понимание и просветление. Сатори считается важным этапом на пути к освобождению от страдания и достижению нирваны.

   *   *   *

    ~ VIII. ~

Вот несколько классических книг по дзен-буддизму, которые могут быть полезными для тех, кто начинает свой путь в этом направлении:

1. "Зен в искусстве стрельбы из лука" (Zen in the Art of Archery) by Eugen Herrigel: Эта книга - классическое произведение, в котором автор рассказывает о своем опыте изучения дзен через практику стрельбы из лука под руководством японского мастера. Она исследует концепцию непривязанности к результатам и осознания момента.

2. "Дзен-искусство ухода за мотыльком" (Zen and the Art of Motorcycle Maintenance) by Robert M. Pirsig: В этой книге автор объединяет свои рассуждения о философии дзен с повествованием о путешествии на мотоцикле через Америку. Он обсуждает вопросы качества, метафизики и природы человеческого понимания.

3. "Зен-классика: Тексты Восточного дзен-буддизма" (The Zen Classics: Texts of Chan Buddhism) by Thomas Cleary: Эта книга содержит антологию текстов дзен-буддизма, включая сутры, диалоги мастеров и другие классические тексты, которые помогут в понимании основных понятий и практик.

4. "Основы дзен-буддизма" (The Foundations of Zen Buddhism) by David Zen M. Leighton and Bodhin Kjolhede: Эта книга предлагает введение в основные принципы дзен-буддизма, включая историю, практики и учения. Она написана с пониманием потребностей современного читателя.

5. "Путь дзен-буддизма" (The Way of Zen) by Alan Watts: Эта книга представляет собой обширное введение в дзен-буддизм от известного британского философа Алана Уоттса. Он обсуждает историю, философию и практики дзен в контексте широкого культурного контекста.

6. "Беседы из мастерской" (The Blue Cliff Record) by Yuanwu Keqin: Эта книга представляет собой один из самых важных текстов дзен-буддизма, содержащий 100 коанов и их комментарии, составленные мастером Юаньву. Она помогает практикующим глубже понять природу реальности и осознания.

7. "Свет на пути" (Zen Mind, Beginner's Mind) by Shunryu Suzuki: В этой книге автор, японский мастер дзен, представляет ряд рассказов и притч, а также обсуждает философию и практику дзен. Он подчеркивает простоту и непосредственность в практике медитации.

8. "1000 притч и историй" (Zen Flesh, Zen Bones) by Paul Reps: Эта книга предлагает сборник коанов, притч и историй из дзен-традиции, включая рассказы о мастерах, диалоги учеников и многое другое. Она представляет собой ценный ресурс для понимания дзен-учения.

9. "Школа рыб" (The Zen Teaching of Bodhidharma) by Red Pine: Эта книга представляет собой комментарии и притчи мастера Бодхидхармы, первого патриарха дзен-буддизма. Он рассматривает такие темы, как просветление, непривязанность и осознание.

10. "Дзен и психотерапия" (Zen and Psychotherapy: Partners in Liberation) by Joseph Bobrow: В этой книге автор исследует взаимосвязь между дзен-буддизмом и психотерапией, включая использование коанов, притч и других практик дзен в процессе личностного роста и исцеления.

Эти книги представляют собой только начальный список, и существует множество других текстов, которые также могут быть полезными для изучения дзен-буддизма.

   *   *   *
p./s.: на иллюстрации текст "Сутры сердца" в руке Желтой Праджняпарамиты с четырьмя руками Праджняпарамита (тиб. sherab kyi pharol tu chinpa), богиня мудрости Махаяны... ( https://zen-kaisen.ru/teaching/sutras-and-texts )

"Сутра сердца" (Прашна-парамита-хридайа-сутра) является одной из наиболее известных и важных текстов махаяны, проповедующих учение пустоты (шуньятха). Суть этой сутры заключается в том, что все феномены, включая все явления и все существующие вещи, не имеют постоянной, независимой природы. Она объясняет, что все явления пусты по своей сути, то есть они лишены самостоятельного, независимого существования. Пустота не означает отсутствие сущности, а скорее означает отсутствие постоянства и независимости.

"Сутра сердца" также подчеркивает важность развития мудрости, чтобы понять эту пустоту и освободиться от страданий и кармических уз, которые возникают из-за привязки к иллюзорной природе вещей. Путем понимания пустоты и осознания ее реальной природы, практикующий может достичь просветления и освобождения (нирваны).

История возникновения "Сутры сердца" связана с традицией, что эта сутра была рассказана Буддой Шакьямуни своему ученику, мудрецу и дисциплине Ананде. По преданию, когда Ананда просил Будду поведать суть Великого Пути, Будда ответил, что ему следует запомнить и преподавать "Сутру сердца". Этот текст был передан устно из поколения в поколение до тех пор, пока не был записан в письменной форме.
"Сутра сердца" широко чтится и изучается в буддийских монастырях и центрах по всему миру как один из ключевых текстов махаяны, проповедующих путь к просветлению через понимание пустоты (шуньятха — основные принципы учения пустоты) и освобождение от привязок. Вот основные моменты, содержащиеся в этой сутре:

1. Понятие пустоты: Основной акцент сутры делается на понятии пустоты, или шуньятхи. Она утверждает, что все явления и все существующие вещи лишены постоянной, независимой природы. Ничто не существует изолированно или независимо от других явлений. Это не означает отсутствие сущности, но скорее отсутствие постоянства и независимости.

2. Освобождение от привязок: Понимание пустоты имеет целью освободить ум от привязок и иллюзорных представлений о реальности. Кармические узы, страдания и несчастья, с которыми мы сталкиваемся, исходят из наших иллюзорных убеждений о реальности вещей. Понимание пустоты позволяет освободиться от этих привязок и достичь просветления.

3. Привлечение мудрости: "Сутра сердца" подчеркивает важность развития мудрости для достижения осознания пустоты. Эта мудрость позволяет видеть истинную природу вещей и освободиться от иллюзорных представлений. Развитие мудрости является ключевым аспектом практики махаяны.

4. Путь к просветлению: Понимание пустоты, освобождение от привязок и развитие мудрости являются ключевыми элементами пути к просветлению в махаяне. "Сутра сердца" призывает практикующих следовать этому пути, практикуя осознанность, медитацию и служение другим, чтобы достичь освобождения от страданий и достижения высшего состояния.

Эти основные моменты "Сутры сердца" отражают ключевые принципы махаяны и предоставляют руководство для достижения просветления через понимание и применение учения пустоты.

   *   *   *

Спасибо, за внимание! Пусть в вашем сердце пребывает мир, любовь и сострадание! Пусть ваши слова и дела будут осознанны в оказании милосердия живым существам, а ваши возможности делать добро не оскудеют.