Какие они, турки?

Владимир Жаров
Очень часто, в особенности в советские времена, когда никакого туризма, газа и понятий донер и пахлава еще не было, меня спрашивали: «Какие они, турки?»
Сначала я пытался избавить моих друзей и других соотечественников от представления о турках, как о людях в длинных белых одеждах с подобием тюрбана на голове и женщинах сплошь в хиджабах и чадрах «а-ля ниндзя». Надо признаться, что изредка такие женские особи попадались на глаза, но в основной массе турки носят светскую одежду и их вполне можно сравнить с другими жителями Южной Европы -  греками, итальянцами, испанцами.
Собеседники искренне удивлялись и продолжали расспросы. И тогда меня вдруг осенило предложить моим друзьям почитать анекдоты о Ходже Насреддине. Этот персонаж считают своим соплеменником в арабском мире, в Средней Азии, Татарстане и много где еще. Народы спорят о месте его рождения и смерти. Но это не важно с точки зрения понимания менталитета и характерных черт поведения восточных людей.

Вы знали, что самым продаваемым сувениром в лавке музея Ходжи Насреддина в Акшехире являются часы, идущие назад (отсчитывающие время в обратную сторону)? Так вот, одной из особенностей турок является их неторопливость и способность «отыграть назад».
Почти ни на одну встречу мои турецкие друзья не приходили вовремя. Правда, хорошим тоном у них считается сообщить о своем опоздании минут за пять до назначенного времени. Но это возможно сейчас, при наличии сотовых телефонов, а тогда… Надо сказать, что эта неторопливость заразна! Живя там долгое время, я и сам проглотил эту бациллу. Тепло, солнечно, розы цветут… Что еще надо? Ведь, как сказал выдающийся турецкий поэт и писатель Назым Хикмет, «…лучшие дни нашей жизни: те, что еще не прожиты…»

Отыграть назад – способ решить вопрос в свою пользу, несмотря на данные обещания.
- Ходжа, ты же давал зарок, что никогда больше не будешь есть сливы из своего сада и позволишь мне собрать и продать весь урожай.
- Но тогда сливы еще не поспели, и я не думал, что они будут такими сладкими. А кроме всего, тогда у меня болел живот.

С такой картиной можно столкнуться в делах и сегодня. Нередко, поняв, что просчитались и упускают выгоду, турки выдвигают самые нелепые причины, чтобы дезавуировать данные обещания, или просто исчезают. Такие «кидальщики» есть и у нас, но на Востоке такое поведение не порицают, а считают даже неким проявлением деловой мудрости. Вот, кстати, еще один анекдот на тему верности данному слову.
У Ходжи Насреддина спросили, сколько ему лет. Он отвечал: «Сорок лет». С тех пор прошел десяток лет, и Ходже снова задали тот же вопрос. Ответ был неизменным: «Сорок лет». Ему возразили, что десять лет назад ему уже было сорок. «Честный человек, – ответил на это Насреддин, – никогда не отказывается от своих слов. Как Бог один, так и слово у человека должно быть одно. И если через двадцать лет вы снова спросите меня, я, безусловно, отвечу так же».

Давать несбыточные обещания -  тоже одна из черт турецкого характера. Особенно это касается иностранцев. В этом, на мой взгляд, виновато традиционное гостеприимство, когда гостю нельзя ни в чем отказать и все его просьбы должны быть непременно выполнены. «В Турции «нет» нет», - гласит одна из современных поговорок, подтверждающая отсутствие отказа гостю в чем бы то ни было.
Не дай бог в гостях у турка вам заикнуться о какой-либо вашей нужде. И ладно, если это будет что-то из разряда простых вещей. Но даже если вы вдруг заявите, что нужен ускоритель элементарных частиц, не удивляйтесь, если и на эту просьбу услышите «да». Турок немедленно выстроит цепочку связей: в Стамбуле у него брат, у брата сын учится в университете, он наверняка знает, где найти эту штуковину, а там… дело за малым. В конце концов, дорогой гость не сказал, что это срочно, а значит… Как там у Ходжи, когда он взялся за двадцать лет обучить ишака говорить – «за двадцать лет либо ишак сдохнет, либо эмир умрет, либо я».

Турки не любят и не дают в долг. Ни разу не видел и не слышал, чтобы кто-то из моих знакомых турок просил в долг у родных или близких друзей. Они заранее знают, что это тупиковый путь. Поэтому и бизнесмены, и весь простой люд обращается в банки и получает кредитки. До поры до времени, перекидывая деньги с одной карты на другую, им удается существовать. Но это в итоге приводит в яму. Примерно в году 2018 мой юрист сказал, что около семидесяти процентов заключенных в турецких тюрьмах сидят за долги по кредитам.
Вот и анекдот о том же.
К Насреддину пришел сосед и попросил одолжить осла.
— Я уже одолжил его другому, — сказал Ходжа.
В это время из стойла послышался ослиный рев.
— Но я же слышу, как он ревет! — сказал сосед.
— Кому ты веришь больше, мне или ослу? — спросил Насреддин.

Турки гостеприимны и хлебосольны. К еде они относятся со священным трепетом, отдавая предпочтение блюдам традиционной турецкой кухни. Даже в ресторанах МакДоналд’с готовят бургеры «с дымком мангала».
Для дружеской и для деловой беседы вас обязательно пригласят в ресторан. Глава застолья будет предлагать отведать то или иное блюдо, приговаривая, что точно такое же готовила его мама или это приготовлено в традициях того места, откуда он родом.
Во время работы в Турции познакомился с одним бизнесменом из клана, владеющего сетью отелей «Риксос». Прекрасный офис на высоком берегу с видом на Средиземное море, аромат кофе, сладости - всё располагало для приятной беседы. Как говорят турки: «Сладко поели, сладко поговорили». В конце нашей встречи этот  крутой бизнесмен вдруг произносит:
- Владимир бей, приезжайте в четверг к обеду. Моя уборщица делает такую фасоль…- Он в восхищении поднял глаза к небу.
Я не удивился тому, что получил приглашение не в модный ресторан, а на фасоль от уборщицы. Это приглашение свидетельствовало об особом ко мне расположении, что дороже изысканных яств.
У Насреддина спросили:
- У тебя есть аппетит?
- На этом свете это единственное, что у меня есть, - ответил он.

Еще немного о еде и традициях. По воскресным дням у турок принято ездить «на завтрак к маме» или приглашать друзей позавтракать. Чаще всего такие завтраки проходят не дома, а за городом, в лесной зоне в тавернах или беседках в садах предприимчивых крестьян. Такой завтрак, а точнее бранч, устраивают и в отелях, но это совсем не та кухня.
Выезжают большими семьями или с друзьями, как правило, часам к десяти-одиннадцати. Не раньше. Надо же выспаться, собрать детей и прочее…
Особенно хороши завтраки в саду весной в окрестностях Анталии с ароматом флёрдоранжа от цветущих вокруг апельсиновых деревьев. Или в разгар сезона, когда перед тобой выставляют блюдо с черешней и абрикосами, нарезанными плодами персиков, дольками дыни и арбуза, гроздями винограда, которые срывают с лозы, плетущейся прямо над твоей головой. В этих домах угощают преимущественно тем, что вырастили и приготовили сами.
Вас разместят в беседках по четыре или шесть человек, зададут только один вопрос: в каком виде вы хотите яйцо – вареным всмятку или в крутую, глазунью или омлет. Все остальное выносится на огромном круглом подносе: несколько видов брынзы и сыра, маслины, обжаренные на гриле сосиски и суджук (вяленая колбаса), сливочное масло, мёд, грецкие орехи, густые, как масло, сливки, домашний йогурт, пекмез (виноградная патока), тахин (соус на основе кунжутного семени), нарезанные дольками помидоры, огурцы и красный перец, пучки зелени. Буквально через несколько минут выносят горячие прямо из печи лепешки и чайник на подставке с горящими угольками. На чайнике с кипятком вместо крышки греется на пару заварной чайничек, расточая терпкий аромат. Еще минут через пять подают… что вы там из яиц заказывали?
В отличие от таверны, где гости сидят за длинными столами на скамьях или стульях, в беседках вы возлежите у стола на миндере  –  невысоком деревянном настиле с матрацем. Это блаженство!
Когда содержимое подноса съедено, а еще не рассказаны все новости, наступает вторая часть трапезы. Теперь, по вашему желанию, хозяева приготовят мясо на мангале или гриле, подадут соленья, салат или просто нарезанные овощи. Из напитков предложат айран или сок из только что сорванных апельсинов. Спиртное в таких заведениях не подают. Да и не надо. Ты уже пьян от ароматов и вкуса еды.  Такие воскресные завтраки завершаются порой поздно вечером. Любят турки поесть и делают это красиво!
Скажете, а где же анекдот? Вот, пожалуйста:
На одной пирушке Насреддин взял кисть винограда и отправил ее целиком в рот.
— Молла, — говорят ему, — виноград едят по ягодке.
— То, что едят по ягодке, называется баклажаны, - был ответ.

Турки очень чувственны. Эта черта проявляется практически во всем. Они чувственны и сочувственны. Умеют добрым словом и участием поддержать, помочь. Когда скорбят по утрате, то держат открытой двери дома для всех, кто пожелает зайти и просто послушать, как читают Коран. И радость они делят искренне: стоит ударить в барабан, как к вам во двор соберется вся деревня танцевать и веселиться.
Если турок говорит «люблю», он делает это искренне потому, что это чувство «одолело» его сию минуту. И ничего, если завтра он испытает то же чувство в отношении другой женщины. Он и с ней тоже будет искренен. Такая вот повышенная чувственность.
Но иногда эта черта проявляется парадоксально. 
В Турции я видел много плачущих мужчин. Будь то скорбь по утрате, слезы радости и умиления. Все это присуще и нам, но турки в этом могут конкурировать разве что с арабами. Турецкий мужчина борцовской комплекции и сурового вида может расплакаться при виде котенка со сломанной лапкой. Со слезами он унесет котенка ветеринару, а дома, застав жену с любовником может порубить их на куски…  и тоже будет рыдать.
Зная за собой эту особенность, мужчины и женщины в Турции часто манипулируют собеседником, желая разжалобить или расположить к себе-«несчастному». Коронный прием молодых турок при знакомстве с девушкой – рассказать о трагедии, которую он пережил, когда его возлюбленная погибла в авиакатастрофе. В авиа! Не меньше! На крайний случай в автомобильной, но при жутких обстоятельствах.
Вот и Насреддин тоже плакал.
Заболела как-то жена Ходжи. Возвращаясь вечером домой, Ходжа садился около нее и плакал. Одна из соседок, навещавших больную, сказала: «Что ты так убиваешься, Ходжа! Ничего страшного нет. Если Аллаху угодно будет, она скоро выздоровеет».
– Я человек занятой, – отвечал Ходжа. – Вот, смотри, пойду я завтра по деревням, или еще какое-нибудь дело объявится. Сейчас же я свободен, так что дайте мне поплакать, а то потом, может быть, не придется. А кому над ней, бедняжкой, плакать?