Фридрих Энгельс о происхождении семьи

Любовь Коваленко
Слово "фамилия" первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно не относится к супругам и детям, а только к рабам.
"Фамилия" - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов...
Чтобы обеспечить верность жены, а следовательно, и происхождение детей от определенного отца, жена отдаётся под безусловную власть мужа; если он её убивает, он только осуществляет своё право...
Моногамная семья - один из признаков наступления эпохи цивилизации.
Как правило, только муж может эти узы расторгнуть и отвергнуть свою жену.
Право на супружескую неверность остаётся за ним и теперь в силу обычая"...

"Вместе с единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец.
Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Неустранимым общественным явлением наряду с гетеризмом стало и прелюбодеяние, запрещённое, строго наказуемое, но неискоренимое.
Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала основываться на нравственном убеждении, и ,чтобы разрешить неразрешимое противоречие:
"Отцом ребёнка, зачатого во время брака, является муж".
Таков конечный результат трехтысячелетнего существования единобрачия"...

"Католическая церковь отменила развод, убедившись , что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств...
Протестантская моногамия приводит только к невыносимому скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем.
Брак обуславливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчёту. Этот брак довольно часто превращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от куртизанки только тем, что отдает свое тело не как наземная работница, а раз и навсегда продаёт его в рабство.
И ко всем бракам по расчёту относятся слова Фурье:" Как в грамматике два отрицания составляют утверждение, так и в брачной морали две проституции составляют одну добродетель"...

"Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул.
Муж должен в большинстве случаев добывать деньги, быть кормильцем семьи, и это даёт ему господствующее положение, которое в ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается.
Он в семье - буржуа, жена представляет пролетариат"...

"Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
Нерасторжимость брака - это отчасти следствие экономических условий, при которых возникла моногамия, отчасти традиция того времени, когда связь этих экономических условий с моногамией ещё не понималась правильно и утрированно трактовалась религией...
После уничтожения капиталистического производства вырастет новое поколение мужчин, которым никогда в жизни не придётся покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется отдаваться мужчине из каких-то других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут сами знать , как им поступать, и сами выработают соответственно этому своё общественное мнение о поступках каждого в отдельности, - и точка".

Фридрих Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства ".