И вновь круг замкнулся?

Николай Львов 4
    Человечеству никак не вырваться из порочного круга развития или умирания? Сколь ни были б сложны вопросы мироустройства, но есть печальная закономерность Жизни и заключена она в ПОСТОЯННОМ ПОВТОРЕНИИ. Вроде человек должен учиться на своих ошибках, но и отдельная личность, и нации, и бытие целых государств, и ( о ужас!) цивилизации тупо проходят одни и те же этапы и получают одни и те же уроки. Но так ничему и не научаются! Что за канитель? Что за жуткая карусель?

    Неужели нет выхода из порочного повторения бед и несчастий? Даже боязно спросить Создателя:" Наказываешь двуногих поскольку садизм есть Твоя суть или стремишься научить нас Любви через Ненависть?"
Богохульство, однако, дамы и господа... А найти ответ то надо! Иначе вновь кругом разруха, болезни и смерть.

    Вот Томаса Вульфа страница из знаменитого романа ДОМОЙ ВОЗВРАТА НЕТ. Читайте и узнавайте и себя, и время и приговор. Поймите, наконец, каков итог. Убъёт тебя печаль или поймёшь в конце концов что выход есть и будет Жизнь. И сможешь ты сказать лет через десять в унисон с Вульфом: "СТРЕМИТСЯ ВЕТЕР И СТРУЯТСЯ РЕКИ!"

    Т.Вульф. Книга седьмая.
    "После того, что Джорж Уэббер увидел и пережил в это последнее лето в Германии, он стал другим человеком. Впервые он лицом к лицу столкнулся с подлинным злом, издревле обитающим в душе человеческой, и это глубоко его Потрясло. Не то чтобы в мыслях его вдруг произошёл крутой поворот. Нет, его представления о мире и о своём месте в нём менялось постепенно, год от году, и это лето в Германии было лишь последним толчком.  Оно резко высветило многие другие связанные между собой явления, которые Джордж наблюдал в самое разное время, и ему раз и навсегда стали ясны опасности, таящиеся в тех скрытых атавистических побуждениях, что унаследовал человек от своего мрачного прошлого.
     Он понял, что гитлеризм - это ещё одна вспышка древнего варварства. Расистские бредни и жестокость, и неприкрытое поклонение грубой силе, и подавление правды, и обращение к обману и мифам, и безжалостное презрение к личности, и безрассудная, безнравственна уверенность, что один человек вправе судить и решать за всех, а добродетель всех - в слепом, беспрекословном повиновении, - любая из этих основ гитлеризма возвращала к свирепости древнего племенного строя, к обросшим шерстью тевтонам, что хлынули с севера и сокрушили огромное здание Римской цивилизации. Этот дух первобытного дикарства, который только и знает что алчность, похоть и силу, искони был подлинным врагом человечества.
     Но дикарство это присуще не только Германии. Оно может проявиться в любом народе. Оно - чудовищная часть наследия , что досталось человеку от прищуров. Следы его ощутимы повсюду. У него множество личин, множество ярлыков. В разных формах оно проявляется и в Америке. Ибо оно процветает всюду, где поборники  жестокости вступают в сговор, чтобы добиться своего, всюду, где торжествует закон "человек человеку - волк". И, поняв это, понимаешь также, что корнями своими оно уходит в первобытное, ужасное, что таится в далёком прошлом человечества. И чтобы не погрязнуть снова в дикости и не сгинуть с лица Земли, но обрести свободу, человечество должно так или иначе выкорчевать эти корни.
      Когда Джордж всё это осознал, он принялся искать атавистические устремления в самом себе. Их оказалось немало. Любой найдёт их в себе, если хватит честности поискать. Весь год после возвращения из Германии, Джордж пыталс понять чего же он стоит. И в конце концов понял, а поняв сумел ясно увидеть то новое направление, по которому давно уже ощупью пробиралась его мысль: теперь он знал,  что мрачная пещера прародителей, утроба, из которой появилось человечество, вечно влечёт вспять, - но домой возврата нет."

       Но писатель не был великим пессимистом. Среди надвигающегося ужаса он умел разглядеть и проблеск надежды, сумел найти и выход из порочного круга страшной болезни, охватившей цивилизацию. Он дал нам в конце своих трудных размышлений этот спасательный круг. Вернёмся к роману...
      "Т.Вульф

"...Их рассказы о горе и неописуемом страхе затопили мой слух. Они рассказывали о своих друзьях и родных, которые обронили неосторожное слово на людях  - и потом исчезали без следа; рассказывали о Гестапо, рассказывали как мелкие раздоры и ссоры между соседями оборачиваются политическим преследованием, рассказали о концентрационных лагерях и погромах, о богатых евреях, которых раздевали донага, избивали, лишали всего имущества и потом отказывали в праве заработать жалкие гроши,  рассказывали о еврейках из хороших семей, готовых грабили, выгоняли из собственного дома и заставляли, ползая на коленях, смывать с тротуаров антифашистские лозунги, а грубые молодчики в военной форме, обступив несчастных женщин, колотили их штыками и оглашали тихие улицы  бесстыжим хохотом и насмешками. Как будто вновь настали времена средневекового варварства, - невозможно, невероятно, но всё же была правда, ведь человек - великий мастер создавать для себя ад на земле.
... Вновь увидел измождённые лица бездомных, бродяг, обездоленных..пожилых рабочих, что работали всю жизнь, а больше уже не в силах были работать, и зелёных югов, которые ещё никогда не работали и никакой работы найти не могли, - и те и другие не нужны были обществу, оно бросало их на произвол судьбы, предоставляя каждому изворачиваться, как умеет: добывать пропитание на помойках, обретать тепло и дружеское участие в отвратительных отхожих местах...
... Я впервые ощутил и увидел как больна Америка, и увидел также, что болезнь её сродни немецкой - грозный недуг, поразивший душу человечества... болезнь зашла слишком далеко, её уже ничто не оборвёт - разве только смерть, разрушение, гибель.
    ...Америка ещё жизнеспособна, ещё поддаётся лечению...если только.. люди перестанут бояться правды. Ибо ясный и резкий свет правды - затемнённый здесь в Германии, до полного исчезновения, - вот единственное лекарство, которое может очистить и исцелить страждущую душу человечества."

    Прочтите внимательно строки, что оставил нам всем великий, но мало кому из нас известный американский писатель в середине 30-х годов прошлого столетия.
    Неужели человечество никогда не повзрослеет? Нет, не технически, не интеллектуально, но ДУХОВНО. Сейчас моя страна верной неумолимой поступью идёт по следам той Германии, по следам безумного Адольфа, вовлекая в большую бойню всё "цивилизованное" человечество... Конечный пункт - дикари в пещерах? А затем в который раз повторение движения от деревянной повозки к истребителям и ядерной бомбе. Колесо Сансары прокручивается медленно, но верно. Двуногие вновь будут строить цивилизации, но, как показывают последние археологические открытия, уже гораздо низшего уровня. Конца этому не будет? Или ещё десяток следующих по нисходящей цивилизаций и всё? Человеку быть обезьяной?