Великая любовь блаженной Ксении

Нина Богдан
         
           «Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения души своей. Аминь». Эти слова высечены на надгробии святой блаженной Ксении Петербургской.

            Спросите любую женщину в России:"Кто такая Ксения блаженная?"
И каждая ответит:"Она заступница супружеской верности и любви!" В Храме, в первую очередь, после Святого распятия, именно к её иконе спешат все женщины России." К Святой Ксении Петербургской. Даже в Париже, в часовне при русском кладбище, есть её икона. Говорят браки совершаются на Небесах. Но вот Святая Ксения познала великую Любовь ещё на Земле, она осталась верна и предана своему любимому мужу до конца своих дней.
            Два с лишним столетия назад, когда Россией правили императоры и императрицы, а столицей был Санкт-Петербург, на его улицах появилась необычная женщина. Всё в ней было странно: поведение, речь, одежда и даже имя. Она отчего-то называла себя... Андреем Фёдоровичем! Но еще удивительнее было то, что люди не шарахались от неё, а наоборот, подходили к ней, задавали вопросы о своей жизни, о будущем, просили о помощи. И она помогала, подсказывала, предупреждала.

            Много историй сохранилось об этой женщине. Всех и не расскажешь...

            6 февраля мы чтим её память. Вся жизнь блаженной Ксении - тайна. Подвиг её перед Богом велик и непостижим. В начале 18-го века молодая, красивая женщина Ксения вышла замуж за придворного певчего, полковника  Андрея Феодоровича Петрова и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Они любили друг друга нежно и искренне.
            Жизнь вели  благочестивую, они были людьми одного духа: оба любили молиться, читать духовные книги, ходить в церковь. Но счастье продлилось недолго. Ведь на всё Воля Божия. Андрей Феодорович прожил совсем немного. Ксения Григорьевна стала вдовою на двадцать шестом году жизни.
            Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. На ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком. Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам!» Но большинство петербуржцев блаженную не только не трогали, а любили и всеми способами зазывали к себе.
            Когда всё своё имущество она раздала нищим, родные стали смотреть на неё, как на ненормальную. И даже подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество.
            Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
            В середине 18 века Петербург ещё строился и очень отличался от того блистательного города, каким  стал в XIX веке. Большинство населения жило за чертой бедности. Мужчин было намного больше, чем женщин. Приезжали на заработки рабочие, моряки, торговцы. Выйти женщине одной на улицу было немыслимо. Ксения же свободно передвигалась по городу, так как приняла подвиг юродства. А ей было  всего 26 лет.
            И никто её не тронул за все эти годы! — такова была особая забота Божия о Своей избраннице, таков был покров благодатный над нею. Отчасти, конечно, её безопасности способствовал мужской костюм. Но... Разве это остановит лиходеев? Нет, Ксению спасала только рука Божия. Местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.
            Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
            Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке.
           Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
           Бродя целыми днями по грязным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным.
           Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

           В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

           За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество. И молилась за всех, молилась до слёз...
           Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить. Особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

            Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. Нам же остаётся только просить Милосердного Бога, чтобы научил нас быть кроткими жёнами, верными подругами и защитницами семьи по молитвам блаженной Ксении Петербургской.

Аминь!

4 февраля 2024 года.