Мальчик-невидимка и сокровища монастыря, часть 2

Анатолий Овчинников 2
Сокровища монастыря, часть 2
Совещание у Ягодкина.
По приказу Ягодкина доцента ввели в курс дела относительно плаща-невидимки (естественно, под расписку о неразглашении) и далее его опросили на предмет, не было ли в сундуках каких-либо данных, связанных с необычным балахоном? Доцент по факту произошедшего в супермаркете поведать ничего не мог, но вот тема его кандидатской, а теперь и докторской диссертации оказалась связана с древнейшей славянской письменностью. Далее он рассказал собравшимся в кабинете офицерам и экспертам, что в числе прочего его особо интересовали обнаруженные «детдомовской» экспедицией в сундуках деревянные таблички, о которых он помнил все свои детские, а затем и университетские годы. Возможно, именно эти воспоминания и пробудили в итоге его интерес именно к древней письменности, так как те дощечки были испещрены письменными знаками неизвестного ему на ту пору – да и сейчас – происхождения. Витька Крючок, а теперь Витька-доцент – по его словам – уже тогда, в юности понимал, что эти знаки не похожи ни на что, ни на какой алфавит и даже на иероглифы.
Виктор Михалыч задумался, будто припоминая, и продолжил свой рассказ.
«Позвольте, я попробую рассказать, что мне удалось установить за эти годы, так как будучи в аспирантуре я был допущен к изучению найденных в монастырских сундуках раритетов. Я имею в виду не только «дощечки Зосимы» – так мы с моим научным руководителем решили назвать эти деревянные документы – но и остальные грамоты и письма. Как известно, среди прочих интереснейших документов была сделана сенсационная находка древнейшего списка «Повести временных лет», но вот всего того, о чем я сейчас узнал в этом кабинете – этого не было ни в каком виде!
Теперь о моих предположениях и догадках. Понятно, что невидимый плащ в 1919 году уже существовал, иначе как бы он оказался в тех сундуках? В него монахи Зосима и Савватий завернули икону Богоматери и похоже, икона, дощечки с письменами и этот балахон связаны между собой некой тайной. Расскажу об иконе. Смотрите, икону в город Z доставили из Москвы в 1610 году монахи московского Сретенского монастыря, но эта икона – освященный по всем канонам список (копия) с оригинальной иконы Богоматери, переданный из Владимира в Москву в 1395 году, чтобы она помогла остановить нашествие полчищ Тамерлана, который, идя разорять Москву, действительно неожиданно повернул обратно под Ельцом – как раз в месте будущего города Z.
 Именно так икона Владимирской Божьей Матери стала чудотворной национальной святыней. Сама же оригинальная икона Богоматери попала на Русь в 1130 году, когда ее подарили киевскому князю Мстиславу из Константинополя, через 25 лет она была перевезена из Киева Андреем Боголюбским во Владимир. Глубже по времени документов и свидетельств конкретно по этой иконе нет, но считается, что ее написал сам евангелист Лука, и в 5 веке она была перевезена из Иерусалима в Константинополь. Вот уж святыня, так святыня!
Таким образом, Владимирский образ Пресвятой Богородицы, пребывающий ныне во Владимирском соборе города Z, который и был обнаружен нами 25 лет назад в подземелье, физически не является оригинальной московской иконой. Но мы не знаем, монахи, доставившие в 1610 году этот Образ к месту нового монастыря из Москвы, получили его в Сретенском монастыре вместе с этим плащом, так сказать, в комплекте, или нет? По крайней мере, все 400 лет существования монастыря сведения о диковинном плаще и неизвестных письменах на досках не были известны, равно как нет данных об обретении (получении, приобретении) этих предметов в течение этих веков. Хотя при закладке нового монастыря в Z, ему из Московского Сретенского монастыря передавалось множество различных предметов, причем не только религиозного характера, но и мирского обихода, инвентаря и т.п., но конкретно этих предметов в описях не обнаружено.
Надо признать, что смысл передачи дощечек (если эта передача была) с явно языческими письменами не очень понятен, возможно, так имеющиеся раритеты рассылались из Москвы в провинцию в преддверии Смуты с целью сохранности (тогда возникла угроза окатоличивания Руси)? Увы, ничего неизвестно, но можно только предположить, что сверхзагадочные свойства плаща-невидимки были известны уже тогда – но упоминаний об этом не обнаружено».
На этом генерал Ягодкин прервал доцента и сказал, что последние дни дощечки находились на дополнительном исследовании в одном из НИИ и вот получен отчёт. Генерал натянул на нос пенсне и погладил под носом щёточку усов: «Так, это неважно, неважно, а, вот… я вам сообщу основные выводы наших ученых», и он поведал следующее.
Предъявленные два объекта, выполненные из дерева, размером 40х20 см, толщиной 1 см, испещрены с одной стороны текстом неизвестной письменности, но письмо явно буквенное и алфавитное, с разделением на слова и на слоги – всего по 10 строк на дощечке или по 500 и 510 знаков. Встречаются отдельные знаки, похожие на этрусские, в некоторых можно угадать знаки финикийского алфавита (12-9 век до н.э.) и даже письмен Лепенского Вира и письма Винчи (Балканы – 6 тыс. до н.э.). Но это сходство отдельных знаков пока ничего не даёт в расшифровке. На обратной стороне дощечек прорисованы прямые линии, точки, концентрические окружности, линии овальные и волнистые во всю длины таблички. Определить их смысл и назначения пока не представляется возможным.
При обработке табличек в поляризованном свете в одном углу проявилось нечеткое изображение некой фигурки, похожее на фабричное клеймо, или метку владельца. При более тщательном обследовании предъявленной плащ-накидки из неизвестного материала аналогичное клеймо было также обнаружено в глубине капюшона. Таким образом, дощечки и плащ-невидимка однозначно связаны между собой, по крайней мере, они принадлежат одному владельцу.
Расшифровке текст на табличках не поддается – у нас нет ни кодового слова, ни, хотя бы, понятия, о чем здесь могла бы идти речь. Работа осложнена применением совершенно оригинальных знаков, которые, хотя и имеют отдаленную схожесть с некоторыми графемами приведенных выше языков, все-таки совершенно, в целом, оригинальны. К вопросу о трудностях хотя бы приблизительного понимания смысла текста можно привести пример с декодированием знаков знаменитого «Фестского диска». Там сколько было исследователей – столько и было получено переводов, причем трактующих знаки совершенно по-разному, поэтому переводы повествуют о принципиально совершенно разных событиях. У нас нет «ключа», не с чем сравнивать.
«Но, товарищи, - Ягодкин посмотрел на присутствующих поверх пенсне, – «Это еще не всё. В тупик всё расследование ставит следующий вывод».  Он продолжил чтение: «Что же касается материала самих дощечек, то по данным радиоуглеродного анализа материалу не менее 1500 лет и изготовлены они из эндемичного растения… Американского континента – араукарии. Таким образом, до 1492 года (год открытия Америки) эти дощечки появиться в Европе никак не могли».
«Такие вот дела», - сказал Ягодкин, - «На сегодня имеем две загадки: происхождение плаща-невидимки, и каким образом таблички с неизвестными письменами могли оказаться в 1919 году в подвалах монастыря в Z, или как они очутились в Москве в 1610 году, если их перевозили вместе с иконой? Дело на контроле у Верховного. Особо он интересуется невидимой тканью, и я думаю, понятно почему – применения обмундирования из подобного материала и покрытий для техники сделает нашу армию неуязвимой и непобедимой. Эта штука посильнее гиперзвуковых подводных ракет будет. На этом совещание закончено. Дощечки вам в помощь!».
Генерал добавил, что для поиска первоисточников плаща-невидимки и дощечек Зосимы создается особая секретная спецгруппа во главе с ним самим, технический руководитель – доцент Крючков. Ему даны полномочия по привлечению к работе необходимых кадров и ресурсов государства.
В рамках поставленной задачи во все резидентуры Южной и Центральной Америки (места произрастания араукарии) были отправлены предписания о сборе и поиске любых данных и упоминаний о подобных дощечках из этого дерева, особенно с какими бы то ни было знаками. Также отдельному Управлению по мануфактуре при Ведомстве было поручено изыскивать что-либо подобное этой ткани по всему миру.
Далее, как в сказке: доцент заплакал, понимая, что задача ему поставлена из серии: пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
Инь и Динь.
Динь мчалась по лесной тропе, рискуя зацепиться хвостом за корень и попасть в лапы охотников. Невидимый покров пришлось тоже сдёрнуть, чтоб не мешал. Её нагоняли собаки. «Придётся бросить им кусок свиного окорока, только что стащенного в деревне, и потом вновь остаться без обеда» - успела подумать Динь и провалилась в какую-то яму с водой. Собаки остановились и заскулили у края ямы, вслед за ними первым прискакал сельский староста, который, хоть и восседал на старой кляче без стремян, но выглядел геройски в стальном шлеме и саблей у пояса. Следом подоспели пешие загонщики с факелами. Они всеми долго бродили вокруг ямы в поисках исчезнувшей ведьмы, выкрикивая проклятия в её адрес.
Староста подозревал, что она могла прятаться в воде под корнями, но, все же, даже тем ведьмам, которых он ловил и пытал до этого, не было дано так долго обходится под водой без воздуха. Факелы прогорели, далее ждать у этой ямы было нечего, и вся команда ретировалась обратно в деревню.
Динь выставила на поверхность сперва уши, потом глаза и, убедившись, что опасность миновала и на этот раз, вылезла из ямы, цепляясь за корни и траву. Украденный кусок окорока, хоть и пропитался гнилой водой, но все равно был съедобен. Одежда, само собой, промокла до нитки и был холодно. Динь могла находиться под водой час и даже два – она дышала лёгкими, как люди, и кожей, как лягушка, но при этом в воде ужасно мёрзла. Далее, ориентируясь по звездам и возмущениям в магнитном поле этой планеты, она вышла к хижине, где оставался раненый Инь.
Их свадебное путешествие не задалось с самого начала: они вообще прилетели не на ту планету – их забросили сюда по ошибке, и вместо набора «Все для молодоженов», они получили тур для экстремалов на планете, полной опасностей, да к тому же, населенной дикими, тупыми, алчными, кровожадными и суеверными квази-гуманоидами.
Её муж Инь не так давно, вдобавок, случайно попал в капкан, поставленный местными на кабана и ему буквально оторвало ногу. Теперь он не мог ходить и только лежал в хижине-шалаше, и ждал, когда отрастёт новая нога. Динь самой приходилось искать чем бы поживиться в лесу и даже вот так, как сегодня, воровать съестное в деревне, что было очень опасно. Местные дикари, особенно их главный жрец ненавидели любых чужаков, всех подозрительных считали ведьмами и колдунами и безжалостно сжигали самых противных на кострах. Это что касается особей своего вида, а если учесть, что Инь и Динь внешне от них отличались очень сильно (ну, просто, очень-очень сильно), то им была уготована единственная дорога – в ад.
Судите сами: один только приличных размеров и скользкий как налим хвост уже должен был настроить местных к пришельцам, мягко говоря, весьма враждебно, еще и голова у них была великовата и глаза тоже, рот, как говорится, от уха до уха, да еще полный множества мелких зубов. А на руках всего по 4 пальца. Кожа пятнистая, всегда влажная, как после дождя – не наши они – и точка! Ясно – демоны! Хотя, внешность – это дело привычки: лишь бы гуманоид был хороший, а с лица, как говорится, воду не пить… Главное, размножались они по-человечески и тоже находили в этом деле не меньшее удовольствие. Но на сегодня эта задача перед Инь и Динь не стояла.
Надо было выбираться отсюда как можно скорее. Но!.. Вылететь до открытого портала на обратной стороне Луны им было отсюда не на чем, мало того, добраться до их посадочного модуля тоже было не на чем: они опрометчиво отлетели на своём атмосферном флайере от места посадки модуля очень далеко – за океан, но главная беда была даже не в этом. Их флайер (летающую капсулу) стащили – пока молодожены занимались сами собой - местные дикари, увидев в большой яйцевидной конструкции посланника небес (тут они не ошиблись). Они установили глайдер во дворе своего капища и устраивали там с ним ритуальные бдения, даже паломники начали сюда приезжать, вознаграждая жрецов богатыми приношениями. Мощные передатчики и аппаратура связи остались на модуле и во флайере, у Динь и Инь с собой оставались только переговорники для связи друг с другом.
Хижина от зверей и людей охранялась защитным куполом – он входил в комплект при любом посещении планет Внешнего Кольца. А вот оружия не было никакого – еще не хватало им туристов снабжать – разворотят всё до ядра! Только телепатия и личное обояние. Но любые контакты с местными все равно были запрещены. Энергия для поддержания купола в рабочем состоянии истощалась, а радий-цезиевые батареи на этой планете появятся лет через 500 и то, это только при совпадении множества условий.
Чтобы нога отрастала быстрее, Инь должен был есть животную пищу, то есть, мясо, достать которое без оружия было проблематично. И без того Динь выловила в округе всех жуков, личинок, червей, даже лягушек и ящериц, но этого было мало. Нужно было опять идти в деревню, а так как там уже поджидали необычных воров, то идти на этот раз следовало в соседнюю, еще дальше. Раньше всегда выручал покров-невидимка, но с недавних пор сельские собаки что-то почуяли и поднимали невероятный гвалт при попытке пробраться в деревню. Мало того, к ним подключались горластые петухи. Утром они доели окорок, Динь взяла плащ и отправилась воровать еду.,
Инь и Динь вполне могли бы забрать свое так им жизненно необходимое средство передвижения, применив некоторые особенности своей физиологии и психосоматики (даже без оружия), но их пока сдерживали этические принципы, заложенные в них тысячами поколений предков, а главное - Звездный кодекс, прямо запрещавший любое воздействие на представителей гуманоидных рас.
Потом была эта неприятность с ногой Иня, после чего Динь нашла в лесной чаще полухижину-полушалаш, где они и расположились, надеясь, что не надолго.
В виду деревни Динь накинула на себя плащ-невидимку и, крадучись, приблизилась к изгороди. Собаки пока молчали – может, ветер был в другую сторону. Динь уже знала, что местные хранят свои запасы в отдельно стоящих сараях и погребах, там же живут домашняя скотина и птица. Но Динь никогда не имела дело с живой едой крупнее личинки жука, что касается убить курицу или гуся – это было не про неё. А вот вареная курочка или даже яички – это совсем другое дело. Во втором погребе ей повезло: на крюке висел изрядный кусок сала, и стояла посудина с белой рыхлой массой – Динь уже знала, что она съедобная и вкусная (это был творог), и она забрала всю посудину.
Обратный путь прошел без происшествий, собаки здесь так и не встрепенулись.
Но далее её ждало страшное… На поляне, где была хижина, вились клубы дыма и тлели последние головешки – огонь уничтожил хлипкое строение. В дыму пожара сперва задохнулся, а потом сгорел Инь. Это туземцы нашли тропинку к хижине по следам стекавшей ночью с Динь болотной жижи из той ямы, которая спасла её, но, получается, погубила Иня. Эти грязные потные животные в кожаных засаленных штанах подперли дверь хижины, обложили её хворостом и сожгли, как они считали, ведьму-оборотня.
Динь долго сидела у пепелища, уставившись в остывающие угли огромными немигающими глазами, затем взяла горсть пепла с центра пожарища, где как ей казалось, погиб и истлел Инь – это был его пепел – так она убеждала себя, – завернула этот пепел в одну из своих оставшихся тряпочек и направилась к деревне с храмом, за оградой которого стоял их флайер. Никакого плана у нее не было, но она знала, что идти надо именно туда и сделать то, что требуется сделать.
На окраине сельца встрепенулись было собаки, но разобрав, что движется нечто небывалое, предпочли на всякий случай не гавкать. Также и встречные люди при виде Динь шарахались по домам с воплями «Ведьма!»; и только дети продолжали возиться в придорожной траве. И было от чего притихнуть и разбежаться: Динь сняла одежду и предстала во всей красе. Очевидцы потом наперебой рассказывали прибывшему маркграфу как выглядела настоящая ведьма: небольшая темная фигурка в оранжевых и кислотно-зелёных разводах, кожа блестящая, будто смазанная маслом, заметный нервно бьющий по земле хвост, большая голова с огромными глазами и широко раскрытым большим ртом со множеством мелких зубов, меж которых мелькал длинный тонкий язык. Она непрерывно что-то шипела и вопила, подпрыгивая и приплясывая, как при падучей болезни. Ужас!
Эта картина никак не могла добавить доверия к незнакомому существу со стороны аборигенов. Это Нечто направлялось к церкви. Навстречу ей не побоялся выйти местный служитель, но его заклятия и приговоры никак не повлияли на решимость Динь. Группа людей, пребывавших в это время в храме, разбежалась в непереносимом ужасе. Дело в том, что Динь задействовала телепатические возможности своего мозга, направив волну ненависти на собравшихся. Она знала, что этот заряд может убить и её саму, испепелив мозг, но она уже не думала об этом.
У стены стоял их глайдер-флайер. Динь беспрепятственно подошла к нему, тронула скрытую кнопку, люк открылся, и она вошла внутрь. Двигатель включился, вся конструкция слегка завибрировала и начала отрываться от земли. Немного повисев в воздухе, аппарат затем быстро полетел в восточном направлении. С той поры во всей округе в этот день отмечают День избавления от ведьмы.
Она летела, что говорится, не разбирая дороги, прежним, заложенным ещё Инем курсом. Обычно они с Инем, как и положено по инструкции, прокладывали маршрут далеко в облет деревушек и городков и выше путей птичьих миграций. Но сейчас ей было не до того, и птицы то и дело бились о корпус глайдера, а люди в редких селениях падали в ужасе ниц – так рождались легенды о драконах.
Из забытья Динь вывело верещание датчика расхода энергии. Ведь одна ампула была израсходована на защитный купол над хижиной с Инем (от огня силовое поле не спасло) и теперь, чтобы развернуться и перелететь океан, энергии оказывалось недостаточно, и флайер мог рухнуть в воду посреди океана, не долетев до спасительного модуля. Динь выбрала подходящую полянку на границе леса и степи без признаков жилищ и посадила аппарат на обрыве над рекой.
Надо было на что-то решаться: она была уверена, что их ищут, что с лунной базы должны были засечь сигнал с посадочного модуля, но он, увы, остался на другом континенте, что наверняка спасательный спутник сканирует поверхность планеты в поисках сигнала от маячка их флайера, но у того тоже кончалась энергия. Запасы пищи и воды еще оставались, тем более, что теперь она была одна, но опасность могла грозить отовсюду: если не от местных дикарей, то от зверей. Ни тем, ни другим она не в силах была противостоять: оружия ведь им по программе «Всё для молодоженов» не полагалось, телепатическое воздействие – внушение страха – могло помочь отбиться от излишне назойливых гуманоидов, но против животных оно было бесполезно. Она даже не могла создать защитный экран ни вокруг себя, ни, тем более, вокруг флайера – оставалось полагаться на его крепкие клинкеты и собственную осторожность.
Так Динь продержалась почти месяц. Аккумуляторы сели окончательно, еда кончилась и её не нашли. Вокруг флайера бродил огромный мохнатый зверь, иногда он вставал на задние лапы и пытался забраться наверх – ей было страшно и хотелось есть. Она еще раз перерыла всё хозяйство своего ковчега в поисках съестного. Помимо положенной комплектации здесь чего только не было: множество сувениров, - подобранных и просто стащенных у местных - разных интересных безделушек – статуэтки, поделки из камня, чаши-фужеры, наконечники копий, даже каменные ножи, какие-то обрывки кожи с разным тиснением и отпечатками и т.п.
Конечно, туристам было строжайше запрещено вывозить что-либо из своих путешествий, но все равно везли все – на память и для коллекций. Среди всего прочего Инь притащил как-то несколько гладких деревянных дощечек, но это была особая ценность, так как в их мире давно уже не было ничего натурального, естественного, природного, а только сплошная синтетика. Эти дощечки достаточно было просто повесить на стену у себя дома, чтобы все знакомые и соседи обзавидовались, ну, или, на крайний случай, сделать из них полочки для сувениров. Инь маркировал свои находки своим особым клеймом, чтоб никто потом не мог претендовать на них.
Так продолжалось до тех пор, пока из леса вновь не пришел косматый зверь и не принялся по своему обыкновению грызть обшивку флайера и пытаться залезть на него. Динь в этот момент пряталась в траве, умоляя Небо, чтобы зверь ее не учуял.
И вот, Небо её услышало, но довольно своеобразно: внезапно с поля зрения Динь исчезли и зверь, и флайер, и весь косогор над рекой, на котором происходило это действо – возня и топтание лесного гиганта привели к обвалу, оползню возвышенной части берегового откоса вниз – в реку.
Когда Динь подбежала к образовавшемуся обрыву, то увидела далеко внизу свой флайер, лежащий на боку, наполовину уже в воде, а зверина, как ни в чем не бывало, переплывал реку на другую сторону. Динь осторожно спустилась вниз, пока она спускалась по зыбкому песку, флайер продолжал уходить все дальше под воду. Она все же пролезла в приоткрывшуюся дверь-люк, чтобы попытаться хоть что-то вытащить и спасти; она лихорадочно начала выбрасывать наружу все, что попадало под руку – и нужные, и совершенно ненужные в этих обстоятельствах вещи. Пока она перетаскивала спасенное на твердый грунт, флайёр окончательно засосало в зыбучие пески. Хоть вода и была её стихией (малыши их вида рождались в воде), но нырять за чем-либо еще внутрь коптера было больше ни к чему: вся его электронная начинка теперь не подлежала восстановлению.
 Среди вытащенных ею вещей оказались и те две «натуральные дощечки» - совершенно теперь бесполезные – и плащ-невидимка, обладая которым, появилась надежда стащить что-нибудь съестное у людей. Вот только их жилищ в округе не наблюдалось, она же специально выискивала такое место для посадки. Но предстояло их найти и попытаться как-то объяснить, что она не демон.
Перед своим последним (скорее всего) походом по этой планете Динь решила оставить по себе память: она взяла обе деревянные таблички и выдавила на их мягкой поверхности шилом от ножа свою историю, понятно, что как можно короче. Там было и про лунную базу с порталом на их планету, и про посадочный модуль за океаном, от которого видно созвездие с их звездной системой, про то, как и где погиб Инь, и как она очутилась в этом месте (где утонул флайер), которое специально пометила на обороте одной доски в координатах, принятых в их счислении. Она прорисовала схематично крутой изгиб реки, соседний лес, высшую точку обрыва, где находилась она, и откуда свалился флайер и даже нацарапала зверя, который утопил все её надежды.
Кинув все в сумку, она отправилась в сторону увиденной ею ранее перед посадкой – часах в двух ходьбы – накатанной дороги. Подождав там еще два часа, она увидела двигавшийся ей навстречу караван повозок и вооруженных людей. Динь вышла на дорогу, двое опередивших всех всадников, завидев её, развернулись и ускакали обратно к своим.  Динь подошла ближе к основному отряду и издали начала кричать остолбеневшим путникам: «Я – Динь, я посланец планеты Би-Джис, я пришла к вам с добром и с миром. Наш корабль попал в аварию, один из нас погиб, я прошу у вас помощи…».
Речь её состояла помимо горловых звуков, также и в дополнительных поясняющих движениях тела и конечностей – у этого вида гуманоидов голосовые связки не были сильно развиты по особенностям гортани, поэтому эволюционно общение включало в себя определенное позиционирование конечностей, почти как мимика у людей, только у нас это эмоциональная добавка, а у би-джисов смысловая.
Подвиг стрельца Оглобина.
«Грамота от старца Герасима настоятелю Сретенского монастыря архимандриту Гермогену».
«Спешу уведомить Ваше преподобие о необычайном происшествии с обозом, коий Вашим соизволением направлен был на Дон на Острую Луку ставить монастырь Рождества Богородицы. При подходе к месту, уже ввиду речных холмов к полудню вдруг воротились дозорные, да так поспешливо, что стрельцы наши было запалили фитили, да зазря… У придороги вбок на Казачий Погост они завидели Нечто: человек - не человек, зверь - не зверь, но все же создание едва ли Божие, но и не диавольское. Оно было высотой в два аршина с четвертью, имело руки (о четырех перстах) и ноги, аки человек, но и хвост, аки скотина; завидев нас, Оно начало дёргаться и подпрыгивать, раскрывать пасть и что-то горланить по-своему.
И тут стрелец Пафнутий Оглобин самовольно со страху – как потом признался – пальнул в это Нечто из пищали и Оно упало бездыханным, простреленное насквозь. Одежда оной твари была из блестящего тряпья и вся в крови, рядом с телом валялась сума. В суме обнаружились всякия мелкия вещи, да две дощечки с непонятными письменами (уж не лазутчик ли крымский?), да чудной балахон от дождя. Дощьки с балахоном я велел сдать в монастырскую опись, прочее разобрали стрельцы и монахи. Тело мы закопали у развилки на Казачий Погост, могилу придавили приметным камнем. К вечору будем на месте закладки монастыря. Помогай нам Господь!».
Наше время. Группа доцента Крючкова.
Время шло, но дело по расшифровке надписей на табличках и в поисках каких-либо аналогов этой письменности не двигалось с места. Хоть и подгоняли генерала Ягодкина Самые Высшие Инстанции, но и насчет происхождения ткани-невидимки он тоже ничего доложить не мог. Генерал, соответственно, «нажимал» на своих подчиненных.
Одно было установлено точно: ни в одной из известных на сегодня письменностей знаки, подобные таковым в «Зосимовых дощечках» не фигурируют. Хотя за всю историю человечества известно более 100 видов письма (из них есть с десяток до сих пор нерасшифрованных, например, письменность «ронго-ронго» и знаки «фестского диска»). Некоторое подобие отдельных знаков символам этрусской и финикийской письменности особо тоже ничего не давали – опираться в дешифровке было не на что.
Сколько на свете рассказов и вообще историй начинаются со слов «Вдруг» и «Однажды»! - не избежим этой традиции и мы. Так вот, однажды…
К Павлику-младшему заскочил по мальчишечьим делам его приятель Вовчик. Случилось так, что на столе, где Павлик корпел над заданиями, лежали в том числе фотографии с прорисовок обратных сторон «дощечек Зосимы» (об их особой секретности уже подзабыли) – ну, там, где были непонятные точки, линии, черточки… Вовчик заметил эти листы с отпечатками и спросил: «А зачем у тебя тут созвездие Центавра?» - и он ткнул пальцем в группу точек на фото. – Павлик: «Какого еще Центавра?».
Вовчик был рьяный астроном-любитель, у него даже был небольшой телескоп (подарок родителей), он следил за фазами Луны и пятнами на Солнце и слова «параллакс» и «либрация» не были для него пустым звуком, как для всех нас. Хобби такое у человека, кто марки собирает, кто в футбол гоняет, а Вовчик ходил в астрономический кружок во Дворце детей и даже два раза был в Москве в планетарии, где замучил лектора вопросами.
«А вот какого», - ответил он на вопрос Павлика, - «Смотри». Вовчик взял карандаш и соединил линией точки на бумаге. «Вот это», - он продолжил, - «изображение созвездия Центавра, или Кентавра, как оно видится с Земли. Вот эта самая жирная точка здесь – его самая яркая звезда знаменитая Альфа Центавра. Знаменита она тем, что это самая ближняя звезда во Вселенной к нашей Солнечной системе, до нее всего-то чуть более четырех световых лет, то есть, столько надо лететь до нее со скоростью света, которая, увы, как говорят, недостижима». «А еще», - добавил Вовчик, - «это звездная система из трех звезд, и вокруг одной из них вращается так называемая экзопланета, то есть, такая планета, на которой теоретически может быть жизнь». «Да, а вот тут сбоку» - он соединил еще несколько точек, - «это созвездие Южный крест, Южный, потому как его, как и Центавра можно наблюдать только с южного полушария или с экватора».
Павлик выслушал, раскрыв рот, с видом Архимеда, когда тот воскликнул свое знаменитое «Эврика!» и побежал за отцом. Вовчик повторил все сказанное Павлу-старшему, после чего уже тот помчался с бумагами в руках к старому приятелю и по совместителю старшему в их исследовательской группе доценту Крючкову. Ну, а тот, соответственно, затребовал аудиенции у Ягодкина и мгновенно ее получил. Далее завертелось.
На очередном совещании у генерала впервые (сперва робко, но далее по нарастающей) зазвучали слова «инопланетяне» и «пришельцы». Невероятный факт обнаружения на доске из южноамериканского эндемика схематичного изображения созвездия, не видимого с наших широт, практически не оставляло в этом сомнений. Но вопрос расшифровки письмен, это знание никак не решало, разве что сознание будоражило само соприкосновения с внеземной цивилизацией.
Как уже говорилось, в архивах монастыря Рождества Богоматери в городе Z не удалось более обнаружить никаких следов и упоминаний, касательно этих деревянных табличек и плаща-невидимки. Тем более, принимая во внимание масштабные пожары, бывшие в монастыре в середине 19 века и при разорении большевиками.
Но тут кому-то из офицеров Спецгруппы пришла спасительная мысль попробовать поискать эти следы в архивах и хранилищах Московского Сретенского монастыря, откуда и отправился в 1610 году обоз (в том числе освященная икона образа Владимирской Божьей матери) с монахами Кириллом и Герасимом с целью ставить на Дону новый монастырь. И вот тогда-то в самом дальнем запаснике обнаружился свиток-письмо от старца Кирилла настоятелю Сретенского монастыря о необычайном происшествии с этим обозом и о встрече с диковинным существом (текст приведен выше).
Письмо это растиражировали и отправили по разным отделам Ведомства, и тогда вскоре появилась прорывная догадка насчет расшифровки надписи: черточки и крючки между прочих знаков могут означать указание на определенное положение тела, при котором один и тот же звук воспринимается по-разному. Эта невиданная нигде на Земле схема общения связана, очевидно, с анатомическим особенностями существ, ее применяющих (гуманоидов, или, теперь уже можно сказать точно – пришельцев). Если у землян жестикуляция и мимика придают лишь дополнительный окрас речи, то у это вида танцеобразные движения тела несут определенную информацию – такой вот сюрприз эволюции.
Эксгумация.
Еще одной задачей исследовательских групп стало поиск места захоронения Существа. Расшифровка (перевод) «дощечек Зосимы» все равно требовала любой дополнительной информации, ну, и, естественно, было бы не лишним изучить останки Пришельца.
Современная дорога от Москвы на юг к Азову через Елец и Воронеж все равно шла по проложенному первопроходцами 400-500 лет назад маршруту, по его основным «реперным» точкам, то есть, меж холмов, обходя дикие на ту пору чащи и через броды у речушек и рек. Конечно, со временем пути спрямлялись, но, если верить губернской карте еще 18 века, в этих местах дорога от Ельца вполне вписывалась в изгибы существующей трассы. Вот только никакого Казачьего Погоста (у поворота на который было захоронено, согласно письму монаха, Существо) на сегодня не существовало: в Отечественную войну забрали оттуда всех мужиков, а обратно никто не вернулся, и в несколько лет оставшиеся вдовы с ребятишками и стариками разбрелись кто куда. Само это место заросло бурьяном и лесом, дорога к нему тоже, но с помощью довоенных карт удалось установить положение того самого поворота с основного тракта на этот Погост.
Место огородили-оцепили военные, но поиски могильного камня особо ничего не дали. Приметных камней-валунов, занесенных еще мореной в ледниковый период, было несколько, но под ними ничего такого не обнаружили. Ну, что ж, мы не ищем легких путей: была организована целая археологическая экспедиция и уже осторожно – как при настоящих раскопках-  в местах предполагаемой могилы Пришельца -  стали снимать слой за слоем.
Объем работ обещал стать гигантским и растянутся на месяцы, но повезло и здесь: одна из групп археологов уже через неделю поисков наткнулась на большой, вросший наполовину в землю, камень, затянутый землей, дерном и даже с кустом на верхушке. Под этим камнем на небольшой глубине (поленились стрельцы глубоко копать) были обнаружены кости – искомый более-менее сохранившийся скелет Существа с остатками одежды. Скелет в целом походил на человеческий, за исключением несколько иной формы черепа – но тоже с развитой черепной коробкой – и, главное, в этом скелете позвоночник не заканчивался копчиком (вообще-то, копчик – это остаток рудиментного хвоста), а продолжался именно в виде хвоста. Вот те и эволюция!
Останки сперва изучили вирусологи, затем их со всеми предосторожностями отправили в спецлабораторию. Выдержки из доклада ученых.
«Как и ожидалось, в пульпе зубов объекта удалось обнаружить достаточное количество генетического материала. Исследования показали принципиальное сходство микробиологической структуры Особи с человеком. Так, в митохондриях клеток количество хромосом совпадает с таковым же у людей – 23 пары, также закрученные в двойную спираль молекулы ДНК, состоящих также из четырех нуклеатидов (азотистых оснований), связанных теми же аминокислотами с незначительными девиациями в фосфорных группах. Мужская Y-хромосома не обнаружена, а значит данная Особь относится к женскому полу. Генетический материал обнаружен также в пазах позвонков и в отдельных костях, что может хватить для перспективного клонирования. Судя по молекулярному составу останков, внешний газообмен и метаболизм Особи позволяет этому виду пребывать в земной атмосфере без специальных дыхательных устройств».
Поиски следов пребывания на Земле подобных существ также долго ничего не давали, пока, наконец, не поступило требуемое донесение из Германии, где в земле Гессен-Дармштадт в районе городка Мессель обнаружилось старое предание о скользких ведьмах с хвостом, летающих внутри круглой кареты. В архивах бенедиктинского монастыря нашим храбрым и ловким разведчикам удалось обнаружить и скопировать запись как раз от 1610 года об этом явлении. Но там говорилось о двух ведьмах, одну из которых прихожанам с монахами удалось сжечь, в вторая улетела. Но «наши» были эти немецкие «ведьмы», или нет – пока было не ясно.
«Одно утешает», - подытожил очередное совещание генерал Ягодкин, - «это было не вторжение захватчиков, а какой-то кратковременный разовый визит представителей внеземной цивилизации, двое из которых погибли при встречах с землянами. Но было бы неплохо найти их корабль, или как он там может называться – если, конечно, он существует. Н-да, ну, и скорее всего, плащ-невидимка существует в единственном экземпляре, и он у нас. Все-таки странно осознавать, что возможно, они по-прежнему бродят среди нас», - и генерал обвёл присутствующих подозрительным недобрым взглядом.
Расшифровка дощечек Зосимы, между тем, зашла в тупик -  зацепиться по-прежнему было не за что. Поясню на примерах.
1. Как разгадали шумерскую клинопись (еще в 19 веке). На одной из стел с древнеперсидской клинописью (более поздняя по времени, чем шумерская) ученые обратили внимание на периодическое чередование одной и той же комбинации знаков; они предположили, что так обозначены имена персидских царей, уже известные им из других источников (от Геродота) – и это предположение оказалось верным. Далее эти имена из клинописи сравнили с известными именами тех же царей, но в знакомых языках (в частности, на древнееврейском) и получили таким образом первые звуковые и смысловые значения для нескольких комбинаций клинописи. Следующий этап дешифровки – это сравнение данной древнеперсидской клинописи с более древней шумерской, но в этом случае вдобавок, можно сказать, по счастью, были обнаружены синхронные тексты на трех языках, в том числе искомом шумерском, известном эламском и частично разгаданным древнеперсидским. Потом обнаружились большие архивы (глиняные таблички) при раскопках в Вавилоне, опираясь на которые шумерская письменность была расшифрована окончательно.
Наверное, приведенный пример покажется запутанным и не понятным, но иначе не передать сложность перевода каких-то совершенно чужих и незнакомых значков (вроде знаменитой письменности майя) на осмысленный и понятный нам текст. Кстати, в переводе письмен майя помогли тексты 16-го века на староиспанском языке, передавшие в той транскрипции звуки и смыслы отдельных иероглифов.
2. Еще любопытно как англичане во время 2-й Мировой войны разгадали работу немецкой шифровальной машины «Энигма». У немцев тогда каждая буква в слове сообщения состояла из нескольких цифр, и эта комбинация менялась от сообщения к сообщению – то есть задача дешифровки была нерешаема даже путем перебора вариантов. Англичане бились с этой проблемой года два, пока одного из сотрудников не осенило: педантичные немцы в конце каждого сообщения ставили слово «точка» (обозначая конец связи), и, хотя это слово «точка» каждый раз тоже состояло из разного набора и комбинаций цифр, но теперь, зная, хотя бы, какой букве в самом тексте соответствует определенная группа цифр, уже можно было достаточно быстро раскодировать остальные буквы, «прокручивая» варианты на ЭВМ тогдашнего уровня.
То есть, изначально нужны хоть какие-то исходные данные, отправная точка - в деле расшифровки «дощечек Зосимы» не было ничего, «зацепиться» было не за что. Например, в нашем случае в углу одной дощечки просматривалось схематичное изображение медведя с подписью внизу, но если бы знать, что конкретно могла означать эта надпись: «зверь», «чудовище» или, наоборот, «красавчик»? Но сравнить было не с чем.
Турпоход.
На Дону выше по течению от города Z километрах в десяти есть знаменитое место - Девичья Гора – отвесный утёс над резким поворотом реки. Но не просто утёс, а выход горных пород над рекой, вздыбившийся на высоту 10-этажного дома. Но и это еще не всё: благодаря господствующей высоте над окружающей равниной, здесь на значительном пространстве сохранились реликтовые растения, пережившие последний ледниковый период в наших широтах. Гора была объявлена заповедником-заказником с запретом любой промышленной и сельхоздеятельности. Зато здесь постоянно крутились ученые, «доценты с кандидатами» и всякие студенты, здесь была постоянная биологическая станция, сюда постоянно привозили всякие экскурсии со всех концов страны, ну, и пешие туристы-энтузиасты тоже не забывали заповедное место.
Вот и в классе, где учились Павлик-младший и Вовчик-Астроном, на летних каникулах классный руководитель, он же учитель ботаники и биологии, человек молодой и пытливый – предложил организовать пеший поход на Девичью Гору с двумя ночевками. А представляете, что такое для 12-летнего тинэйджера поход, да еще с ночевкой у костра – да это же просто «отвал башки»!
Сначала их привезли на автобусе к монастырю, откуда и начинался маршрут на Гору. Надо сказать, что монастырь этот – мужской, а в лесу по дороге на Девичью Гору был еще и женский. Вблизи его – святой источник с купальней, куда раньше спокон веку шли паломники, а теперь ездят все, кому не лень – и верующие, и православные атеисты-коммунисты. Это к тому, какое место здесь   изначально непростое.
Вот и наши школьники шли пешком, но, по правде, родители предварительно к месту ночёвки подвезли палатки, принадлежности для готовки на костре и часть продуктов. А так, всё по- честному: десять километров с гаком с рюкзачками за спиной отмотали шустро и дружно - с одним привалом, и девчонки, и мальчишки.
И вот летний вечер, дело к ночи, трещит костёр, орут последние июньские соловьи, доносится яркий аромат полевых цветов, учитель-ботаник тихонько бренчит на гитаре, в прозрачном и чистом безоблачном небе высыпали мириады звёзд. Вовчик-Астроном по просьбе присутствующих начал рассказывать о созвездиях. Тихо плещет река, в которой прыгают последние сонный рыбы, месяц мягко освещает всю эту картину. С высоты горы видно, как издалека река подкрадывается к обрыву, спотыкается здесь о скалы, шипит, пенится и, недовольная препятствием, разворачивается обратно: тут ей дороги нет, надо течь дальше по мягкому ложу, где «сподручней» нести свои воды к Азову, подчиняясь притяжению Земли.
Павлик смотрел на ночную панораму речной долины, причудливо повторяющей изгибы реки (не зря это место называлось Острая Лука, или резкий поворот течения на 180 град.), зеркало реки здесь вытягивалось, как изогнутый до предела боевой лук, как гигантский язык, который, лизнув здесь встречные скалы, втягивался затем на равнину обратно. До сознания Павлика стал прорываться какой-то скрытый ото всех присутствующих смысл этой картины, для всех, кроме него, в голове начали вспыхивать тревожные ассоциации с чем-то знакомым, до него начало доходить, что он это уже где-то видел (французы назвали бы это состояние дежа-вю) – и вот оно, озарение! – да это же прорисовка с дощечки Зосимы!
Ну, точно: вот волнистая линия через всю табличку, вытянутая языком к обозначению горы, вот он рядом лес с женским монастырем и источником (лес на схеме обозначен знаками типа «ёлочка»), откуда они пришли… Всё это перечеркнуто несколькими горизонтальными и вертикальными линиями с какими-то значками у каждой, а на самом кончике «языка» выдавлена в доске большая ямка-точка. Точка на «языке» могла означать нечто особенно интересное.
В эту версию Павлика с ходу поверили не только его отец, но и шеф группы Крючков, который убедил в этом самого Ягодкина.
К горе незамедлительно были доставлены необходимое оборудование и водолазы. Местность, как всегда, оцепили под видом разминирования (хотя войны тут никогда не было еще со времен Тамерлана). Омут под горой оказался глубиной до 12 метров. Сначала работали детекторы, сканеры, просто видеокамеры. На мониторах поначалу кроме рыбы, каких-то деревянных обломков и множества затянутых илом скелетов ничего не было. Скелеты оказались человеческими, женскими, но из разных исторических эпох: гора не зря называлась Девичья – веками с неё прыгали в пучину разочаровавшиеся в любви девицы.
Далее особым манипулятором с баржи оператор разбрасывал на дне наносы ила, песка, камней и всего прочего, что застревало на дне в этих водоворотах и образовывало здесь целую цепь подводных пригорков. И вот на одном из них манипулятор чуть не отломил свою «руку». К этой куче подвели раструб от землечерпалки и очистили окружающее пространство от грязи, вслед за этим, когда муть улеглась, на дно спустились водолазы.
Те доложили, что видят куполообразную конструкцию, вросшую в плотные слои донного грунта, похоже, что лежит на боку, видна слегка приоткрытая дверь-люк, внутри живет двухметровый сом. Водолазы сумели подвести и зацепить тросы за выступы на этом «коконе», с баржи спустили и прикрепили к этим тросам специальные надувные гондолы, но пока без воздуха. Когда всё было готово, в гондолы пошла подача воздуха и вскоре, по мере их расширения, корпус неизвестной «подллодки» покачнулся и начал всплывать наверх. На баржу вытащили огромное металлическое (а может, пластиковое – пока не понятно) яйцо размером метра три в высоту. Оно когда-то стояло на ножках, следы от них остались, но теперь лишь кое-где торчали погнутые штыри и кронштейны, вроде как антенны. Ракушки и прочие наросты на месте очищать не стали, а просто окатили «кокон» водой из брандспойнта, запаковали в спецконтейнер и отправили транспортным вертолетом в Москву (сом оказался приятным бонусом для участников спасательной операции).
Доклад Правительственной комиссии.
Первые результаты осмотра капсулы (так решено называть этот аппарат) таковы: капсула рассчитана на двух членов экипажа, судьба одного нам известна, второго (если он был) еще нет. На спинках кресел просматриваются остатки надписей, предположительно имён (должностей?) этих Существ. Эти же комбинации знаков встречаются на дощечках Зосимы, значит, так записаны их имена. Текст дощечек написан (прорисован) одним из членов экипажа.
В самой капсуле обнаружена важная информация для расшифровки текстов: с внутренней стороны люка-двери имеется утопленная в паз рукоятка, очевидно, для ручного открытия и закрытия люка. У этой рукоятки слева и справа видны указатели с текстами-надписями из 4-5 знаков, явно что-то вроде «открыть» и «закрыть». Перед каждым креслом имеется рукоятка управления капсулой (как в вертолётах), за ней перед панорамным прозрачным подобием стекла размещены очевидные пульты и панели управления (дублированные). Кое-что удалось расчистить: управление частично типа «touch-screen», частично клавиатурой и кнопками. На некоторых из них зафиксированы различного рода надписи теми же знаками, что и на дощечках, что тоже может быть использовано в их расшифровке. Например, надпись на большой красной кнопке не может быть ничем иным как «Стоп». Есть также явная клавиша «Пуск».
Силовой агрегат осмотрен предварительно, располагается под палубой в нижней части капсулы и может представлять особый интерес, так как он не имеет ничего общего ни с одним известным нам типом двигателей. По одной, пусть даже на первый взгляд, фантастической версии, этот двигатель использует элементы антигравитации, упакованные здесь в ряды контейнеров, как аккумуляторы – это для вертикального перемещения, а для горизонтального используется скольжение в магнитных силовых линиях Земли. Фото и видео прилагаются.
Эпилог.
Ну, и вот так, путем сравнительного анализа комбинаций знаков с предположительным их значением и смыслом, была установлена половина соответствий знаков неизвестного письма русскому алфавиту (и далее всем прочим). При прочтении дощечек пробелы с неразгаданными слогами и словами заполняли смысловыми значениями по контексту изложения.
Так мир узнал о пришельцах, о гибели одного путешественника, о том, как Динь оказалась на тракте под русским городом Ельцом и о драме на этой дороге, о месте посадки их модуля в джунглях верховьев Амазонки, откуда двое инопланетных туристов перелетели на капсуле (флайере) через океан в Европу; мир узнал, что это было не первое и, возможно, не последнее – и это главное – появление представителей внеземной цивилизации на нашей планете, может быть, они и сегодня среди нас, узнал, что на обратной стороне Луны действовал (а может, действует и сегодня) портал связи со звездной системой Альфа Центавра – через «кротовую нору».
А всё начиналось с находки Витькой-Крючком гобелена с чертежами клада в разрушенном старинном монастыре.
Обо всем этом было все же решено поведать миру – долгие споры на заседании Чрезвычайного Тайного Совещания склонили его участников к необходимости такого шага, ибо, как не крути, это было событие планетарного масштаба. Но ведь мы оказались первыми и здесь – при контактах, - хотя бы и таким необычным образом (а других не было)! Но вот о существовании плаща-невидимки до поры-до времени решено было умолчать – самим надо…
На гребне этой мировой сенсации и вселенской славы все участники операции были удостоены государственных наград и денежных премий. Вовчик-Астроном приобрел себе огромный домашний телескоп, а Павлик-младший подался в школу юных космонавтов.
А на автоВАЗе приступили к изучению внеземного двигателя и нержавеющего покрытия корпуса космической капсулы.