Демоны и гении

Игорь Манухов
            Древние греки не верили, что творчество вообще является свойством человека. Люди понимали, что творческие способности - это дух и спутник божественного и что они приходят к человеку из каких-то далеких, не известных источников по не ясным причинам. Греки звали этих божественных духов демонами. Сократ верил, что у него есть демон, который вещал ему мудрость издалека. У римлян была схожая идея. Но они звали это свободное творческое проявление гением. Римляне не думали, что гений, это некий одаренный индивидуум. Они понимали, что гений - это отдельная надземная сущность, живущая в стенах дома Творца, который приходит и невидимым образом помогает художнику в его работе, формирует результаты этой работы. И это является прекрасной защитой от нарциссизма. Если ваша работа превосходна, вы не можете брать на себя лавры её создания, поскольку в этом помог гений.
            Ренессанс изменил отношение. Индивид встал в центр мироздания, превыше богов. И нет больше места мистическим существам, которые, которые слышат звук божественного и пишут под его диктовку. Начался рациональный гуманизм и люди начали думать, что творчество берет начало в человеке. И постепенно гениями стали называть людей. То есть про человека стали говорить, что он гений, а не у него есть гений. И это была огромная ошибка. Это позволило людям думать, что он или она являются сосудом источником всего божественного, созидательного, неизвестного, мистического, что является слишком большой ответственностью для хрупкой человеческой психики. Такая концепция деформирует эго и создает все эти сумасшедшие ожидания от результатов труда творческого человека. И груз такого отношения частенько убивал творческих людей последние 500 лет.