Встречи с талантливыми людьми

Ольга Судорина
               
                Люди просто так не встречаются,
               
                Нам все встречи зачем-то даны.
               
                Лишь у избранных получается
               
                Распознать подсказки судьбы.

                (Юлия Ефимова)
 
   Наши встречи… Они разные. Бывает, мимолётная встреча с незнакомым человеком
 запоминается на всю жизнь. И каждый раз, вспоминая её, ты ощущаешь, как
 разливается тепло по всему телу и как сама собой на лице появляется улыбка…
   А бывают такие встречи (к счастью, очень редкие), которые словно выжигают
 твою душу, и возникает ощущение, что стоишь у края пропасти…
   Встречи с талантливыми людьми – они особенные. Это всегда чудо! Они меняют
 твою жизнь. Что-то светлое и радостное появляется в душе. После таких встреч
 вырастают крылья. Мир видишь по-другому. Жизнь начинает сверкать яркими
 красками. Ощущение, будто до этой встречи ты находился у подножия высокой
 красивой горы. Стоишь и понимаешь, что на её вершину могут подняться только
 самые смелые люди, яркие, сильные… И вдруг эти гордые люди смотрят на тебя с
 высоты, а в их взглядах и улыбках такая доброта и любовь, что ты невольно
 поднимаешься на несколько шагов вверх…

   По телевидению передают какой-то концерт. Конферансье объявляет: «Константин
 Райкин». 
   Знакомая всему Советскому Союзу фамилия заставляет отвлечься от своих дел и
 взглянуть на экран. Первая мысль при виде артиста: «Надо же, у такого красивого
 отца такой некрасивый сын».
 Актёр произносит: «Александр Сергеевич Пушкин "Зимнее утро"». Снова
 разочарование: «И стихотворение-то выбрал из школьной программы за
 6-ой класс».
 Но вот звучат первые строчки:
                Мороз и солнце; день чудесный!
                Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
                Пора, красавица, проснись…
 И – о чудо! Я забываю о своих делах, забываю обо всём на свете и смотрю не
 отрываясь на экран. Невысокого роста Константин Райкин превращается в исполина.
 Такая же метаморфоза происходит с его лицом. Горящий взгляд, лучезарная улыбка-
 искренняя, светлая. Двигаются все мышцы лица. А знакомый с детства текст
 заиграл разноцветными красками. Звучит так, словно слышу его впервые. Мурашки   
 по телу…
   Звонит телефон. Муж произносит:
 - Это тебя.
 Машу раками…
 - Тебя нет?.. Ты перезвонишь?..
 Приставляю палец к губам:
 - Тсс…
   Я не могу оторвать глаз от Константина Райкина. К концу стихотворения я
 влюблена в него! Для меня он стал самым красивым мужчиной на свете! В памяти
 всплывает давным-давно прочитанная в какой-то книге фраза: «Один человек, а как
 это много! Какое яркое исходит от него солнце!»
   Много позже я узнаю, что чтение стихотворений – это лишь малая толика таланта
 К.Райкина. Спектакли с его участием – это что-то невероятное! А какой он
 танцор!.. Какая пластика!.. Словами описать не смогу – надо видеть…

   Вспомнились ещё яркие встречи с талантливыми людьми.
 В Кемерово приехал Московский театр Ленком Марка Захарова.
 Рок-опера «Юнона и Авось». В главных ролях - Александр Абдулов и Николай
 Караченцов. Молодые, талантливые, красивые, с невероятной мужской харизмой! При
 этом выкладываются так, что рубашки на них мокрые от пота…  И потрясающая
 энергетика зрительного зала! Актёры буквально заряжают всех находящихся в этом
 месте людей своей энергией! Прошло несколько десятков лет, а я до сих пор помню
 это необыкновенное, потрясающее состояние…
   После Ленкома я не смогла ходить в наш драмтеатр. Несколько раз пыталась, но
 всякий раз еле высиживала до антракта, чтобы уйти. Не было ни той игры актёров,
 ни той энергетики, что во время спектакля «Юнона и Авось».

   Ещё одни гастроли столичных актёров в нашем городе. Леонид Броневой и совсем
 молодая, начинающая актриса Ирина Муравьёва. И снова ошеломляющее потрясение
 меня как зрителя. Помню своё состояние после спектакля... Родители купили мне
 на выпускной вечер в школе красивые лакированные туфли, которые оказались чуть
 малы. В театр я пошла в них, испытывая ужасное неудобство и боль. Но вот
 начался спектакль – и боль ушла, её не стало!
 Позже, когда опустился занавес, я поняла, что боль не ушла, просто моё внимание
 оказалось полностью обращено к сцене. Я настолько была погружена в происходящее
 на этой сцене, что ни на что другое не реагировала, а встав, не смогла сделать
 даже шага. Я сняла узкие туфли и пошла в красивом платье – босиком. Впервые в
 жизни мне было безразлично, как на меня смотрят окружающие. Я видела
 недоумённые взгляды людей, но меня это совершенно не беспокоило. Хотелось, как
 в детстве, прыгать на одной ноге и весело кружиться, расставив в стороны руки,
 держащие те самые туфли…

   70-ые годы. Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» в нашем цирке.
 Волшебная музыка, хрустальные голоса…  Реагирует каждая клетка моего тела.
 Нереальное ощущение полёта души, будто взлетаешь под купол цирка. Столько
 талантливых людей в одном месте! И их энергетика зашкаливает!
   После концерта ощущение, что я не иду, а лечу, поднимаясь над травой и
 деревьями. Две недели нахожусь в состоянии эйфории, в состоянии полёта. И это
 состояние не отпускает меня ни на минуту, даже ночью…
 Именно тогда стали сниться сны с яркими, сочными красками. И каждый раз я иду
 по зелёной траве, чуть ускоряю шаг, отталкиваюсь от земли ногой,поднимаю руки и
 лечу. Сначала невысоко, затем поднимаюсь к деревьям, стоящим в нашем дворе, а
 потом – дальше и выше. Пролетаю над лесом, рекой… (Через много лет я прочитаю у
 Рами Блекта фразу: «Чувство полёта приносит счастье, здоровье и успех в нашу
 жизнь».)
   Позже я узнаю, что пение этого ансамбля произвело ошеломляющее впечатление не
 только на меня – обыкновенную 17-летнюю девчонку, но и на знаменитую британскую
 рок-группу «Битлз» (The Beatles). Джордж Харрисон, услышав пение «Песняров», 
 воскликнул: «Они поют как боги!» А Пол Маккартни произнёс: «Мне бы такой голос,
 как у них». Даже Джон Леннон признался, что ничего подобного не слышал. И
 добавил: «Если б у нас были такие голоса, мы были бы лучшими музыкантами на
 белом свете». Не буду утверждать, что запомнила фразу дословно, но смысл
 передала верно.

   Вспоминается встреча с Людмилой Пахомовой на нашем городском стадионе
 «Химик».
 После чемпионатов мира фигуристы совершали турне по стране с показательными
 выступлениями. Аргентинское танго «Кумпарсита» в исполнении Людмилы Пахомовой и
 Александра Горшкова… Как она танцевала! Отточен каждый жест! Поворот головы.
 Взгляд. Движение руки, каждого её пальчика! Движение ног… Невероятно женственно
 и красиво!
   Благодаря именно этой паре наших фигуристов танцы на льду вошли в программу
 олимпийских игр.

   И ещё одна - недавняя – встреча с талантливым человеком. Выступление Шамана
 (Ярослава Дронова) на Московской площади г. Кемерово.
   Обратила внимание на поведение людей ДО и ПОСЛЕ концерта.
   Иду по Притомскому проспекту к Московской площади. Огромная толпа народа
 движется в том же направлении. И вокруг меня – гул матов. Грязные слова
 произносят подростки, юноши, девушки и люди среднего возраста. Будто пощёчины
 раздаются со всех сторон.
   А вот дорога после концерта совсем иная. Это уже не серая безликая толпа, в
 которой нет индивидуальных лиц. Это огромное количество людей. Идут спокойно,
 не торопясь. В полной тишине. Изредка слышны негромкие диалоги.
 Мы с подругой решили сократить путь, сошли с асфальтированной дороги, вышли на
 какие-то задворки. Идём в полной темноте (концерт закончился поздно вечером). И
 совершенно незнакомые люди подсказывают нам, как обойти высокую ограду
 облбольницы. Молодые ребята протягивают чужим для них пожилым людям руки,
 помогая подняться на крутую гору по мокрой траве, с которой можно легко
 соскользнуть вниз… И ни одного мата за все 30 минут дороги к дому!
   Вспомнилась небольшая группа молодых красивых ребят, которые во время
 концерта стояли недалеко от нас. Они смотрели на хорошо одетых бабушек –
 энергичных, красиво подтанцовывающих под музыку, а чуть позже поющих вместе с
 певцом и целой площадью слушателей все куплеты гимна России. И в глазах этих
 юношей и девушек я видела уважение и преклонение перед людьми старшего
 возраста.
   Снова встреча с одним (!) талантливым человеком меняет поведение стольких (!)
 людей! Возникает желание стать чище и светлее. Просыпаются лучшие стороны души.

   По-моему, талантливые люди – это проводники Божественной энергии на Земле.
 Они создают вокруг себя пространство чистоты и радости жизни, ощущение полёта
 души, счастья. Их энергетика заряжает, возвышает, пробуждает самые лучшие
 качества, имеющиеся в каждом человеке с рождения. (Почему-то во взрослой жизни
 эти замечательные качества у многих или совсем исчезают, или переходят в спящее
 состояние.)
   Представляете, как изменился бы наш мир, если б талантливых людей было
 больше?!..