НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…
***
Удивительная история
в 3-х частях, навеянная
хрестоматийным полотном
Ивана Ивановича ШИШКИНА –
« Утро в сосновом лесу»
( 1889 г.).
***
Окончание.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/01/1358
http://proza.ru/2024/02/02/1264
http://proza.ru/2024/02/03/1090
Часть 3. ПУТЬ В МИСТИКУ
Вот так и сплетался волшебный клубок нитей от трех медвежат
на картине Шишкина и Савицкого « Утро в сосновом лесу» -
в мою юность с копией сей картины во всю стену деревенского
дома, а потом, словно птица-Феникс , восставшая из пепла
пожара памятью об отце Вячеславе Ивановиче,
оказавшейся вдруг на стене моей городской
квартиры сегодня …
И ведут дальше в неведомое нити Ариадны -
медвежат из того клубка!
Как вам, к примеру, ссора двух друзей- художников конца 18 века
Ивана Ивановича и Константина Апполоновича по поводу
автографа на совместном полотне ?
Не по готовому ли сюжету канва от Николая Васильевича Гоголя
из его «Повести о том , как поссорились Иван Иванович
и Иван Никифорович» (1834 г.), изданной им
в сборнике « Миргород» ?
Правда, конфликт художников в данном случае долго не затянулся
и Савицкий был приглашен Шишкиным стать крестным отцом своего
младшенького – Кости! Но к добру это,как известно, не привело -
мальчик умер 3-х лет от роду…
А художников объединяли и схожие беды тоже – внезапная смерть
унесла первую жену Шишкина, а самоубийством свела счеты
с жизнью супруга Савицкого… Не случайно Шишкин как-то написал,
что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем
Божий дар. Тот дар,что видел он и в своем друге!
Не они ли, эти непостижимо-мистические связи, привели
к творческим контактам и сплетению судеб художника Савицкого
и поэта Николая Некрасова при Николаевской железной дороге?
Не они ли свели на жизненном пути друзей- художников с меценатом
Павлом Третьяковым, по заказу которого творил пейзажное « Утро…»
Иван Шишкин, но значительно ранее,еще в 1874 г., меценат
купил для своей галереи упомянутую нами картину Савицкого
по некрасовскому сюжету о работах на железной дороге…
При этом сам Павел Третьяков, будучи знатоком живописи и
авторитетом того времени,лично вычеркнул автограф Савицкого
на их совместном полотне с Шишкиным!
И заплатил за « Утро…» лишь Шишкину – каково?
А друзья не возразили…
Они понимали - за Третьяковым здесь последнее слово!
Его авторитет в художественной среде России тех лет был
непререкаем. И основывался он не столько на его материальных
возможностях, сколько на великолепном художественном вкусе!
А личная скромность Павла Третьякова была легендарной –
он подолгу носил одну одежду, не пил вина, не посещал
светские рауты. из развлечений позволял себе лишь
премьеры в Большом театре, путешествия и ,
конечно, картины…
Молодой купец Павел Третьяков еще в конце мая 1856 г.
приобрел в собственность две картины художников Василия Худякова
и Николая Шильдера, которые положили начало его художественному
собранию – Третьяковской галерее, официальным днем рождения
которой считается
22 мая 1856 г.
Именно он, Третьяков, заказал художникам Ивану Крамскому, Николаю Ге,
Василию Перову, Илье Репину и Василию Сурикову целую галерею
портретов « достопамятных людей» - Толстого, Тургенева, Даля,
Достоевского, Герцена, Некрасова, Тютчева, Майкова –
всего около 70 работ!
Собирая картины для души,он расходовал на это огромные деньги
и хорошо понимал, что это не вложение средств, а исключительно
их трата!
Но трата во имя будущего,
во имя Руси…
***
А история с медвежатами того же Савицкого, что шагнули из совместного
полотна в наше время - своею судьбою в конфетном мире?
Немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем поместил сюжет с медвежатами
на обертку своих шоколадных конфет « Мишка косолапый».
Правда, в упрощенном виде, выполненном художником Мануилом Андреевым.
Эти конфеты с вафельной начинкой продолжали выпускать и после 1917 года.
Но уже не на фабрике фон Эйнема, а на предприятии «Красный Октябрь»,
отчего вкус конфет не изменился и любить их меньше мы не стали...
В те же годы, как уже отмечалось, Шишкина и Савицкого связывает
ряд загадочных смертей как своих близких, так и мистическая –
смерть Николая Васильевича Гоголя (4 марта 1852 г.),
на глазах близких "угасшего" в возрасте всего 42 лет
и сжегшего перед тем 2-й том рукописи своего романа
«Мертвые души»…
Писатель Иван Сергеевич Тургенев (1816 -1883 гг.) в письме
к Аксакову откликается на это событие так:
«Скажу вам без преувеличения, - пишет он, - с тех пор,
как себя помню, ничто не произвело на меня такого
гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная
смерть – историческое событие и понятное не сразу : это
тайна – ее надо стараться разгадать. Но ничего отрадного
не найдет в ней тот, кто ее разгадает».
А вот строки из стиха нашего современника -
поэта Андрея Андреевича Вознесенского (1933 – 2010 гг.),
написанного им в 1972 году, -
«Похороны Гоголя Николая Васильевича»:
Его живого
несли по стране,
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
« Из-под фрака украли исподние,
дует в щель, но в нее
не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу
проснуться…».
Давно вроде бы доказано, что ничего мистического
в смерти Гоголя нет, но версия летаргического сна,
чего при жизни боялся и сам Гоголь, жива,
как видим, и поныне…
***
В завершение сказанного остается добавить,
что медвежата Савицкого шагнули к нам из родного им полотна
не только обертками любимых конфет со вкусом детства, не только
удивительными судьбами их создателей, но и , к примеру,
скульптурной группой в городском парке Красноярска
(на фото).
А потому их история продолжается!
04.02.2024 г.
Фото из интернета