Тайна трех медвежат- 4

Владимир Федулов
НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…

***
Удивительная история
в 3-х частях, навеянная 
хрестоматийным   полотном
Ивана Ивановича  ШИШКИНА   –
« Утро в сосновом лесу»
( 1889 г.).
***

Окончание.
Начало см.:

http://proza.ru/2024/02/01/1358
http://proza.ru/2024/02/02/1264
http://proza.ru/2024/02/03/1090

Часть 3. ПУТЬ В МИСТИКУ

Вот так и сплетался волшебный клубок нитей от трех медвежат
на картине Шишкина и Савицкого  « Утро в сосновом лесу» - 
в мою юность  с  копией сей картины во всю стену деревенского
дома, а потом,  словно птица-Феникс ,  восставшая из пепла 
пожара памятью об отце Вячеславе Ивановиче,
оказавшейся  вдруг  на стене моей городской
квартиры сегодня …

И ведут дальше в неведомое нити Ариадны -
медвежат из того клубка!

Как  вам, к примеру, ссора двух друзей- художников конца 18 века
Ивана Ивановича  и  Константина  Апполоновича  по поводу
автографа на совместном полотне ? 
Не  по  готовому ли  сюжету  канва от Николая Васильевича Гоголя 
из его  «Повести  о том ,  как  поссорились  Иван  Иванович
и  Иван Никифорович»   (1834 г.),  изданной им
в сборнике « Миргород» ?

Правда, конфликт художников в данном случае долго не затянулся 
и  Савицкий был приглашен Шишкиным стать крестным отцом своего
младшенького –  Кости! Но к добру это,как известно, не привело - 
мальчик умер 3-х лет от роду…

А художников объединяли и  схожие беды тоже –  внезапная смерть
унесла первую жену Шишкина, а самоубийством свела счеты
с жизнью супруга Савицкого… Не случайно Шишкин как-то написал,
что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем
Божий дар. Тот дар,что видел он и в своем друге!

Не они ли, эти непостижимо-мистические связи, привели
к творческим контактам  и сплетению судеб художника  Савицкого
и поэта Николая Некрасова при Николаевской железной дороге? 
Не они ли свели на жизненном пути друзей- художников с  меценатом
Павлом Третьяковым, по заказу которого творил пейзажное « Утро…» 
Иван Шишкин, но значительно ранее,еще в 1874 г.,  меценат 
купил для своей галереи  упомянутую нами картину  Савицкого 
по некрасовскому сюжету  о  работах на железной дороге…

При этом сам Павел Третьяков,  будучи  знатоком живописи и 
авторитетом того времени,лично вычеркнул автограф Савицкого
на их совместном полотне с Шишкиным!
И заплатил за « Утро…» лишь Шишкину  – каково? 
А друзья не возразили…

Они понимали -  за Третьяковым здесь последнее слово!
Его авторитет в художественной среде России тех лет был
непререкаем. И основывался он не столько на его материальных
возможностях, сколько  на великолепном художественном вкусе! 

А личная скромность Павла Третьякова была легендарной –
он подолгу носил одну одежду, не пил вина, не посещал
светские рауты. из развлечений позволял себе лишь
премьеры в Большом театре, путешествия и ,
конечно, картины… 

Молодой купец Павел Третьяков еще в конце мая 1856 г.
приобрел в собственность две картины художников Василия Худякова
и Николая Шильдера, которые положили начало его художественному
собранию – Третьяковской галерее, официальным днем рождения
которой считается
22 мая 1856 г.

Именно он, Третьяков,  заказал  художникам Ивану Крамскому, Николаю Ге,
Василию Перову, Илье Репину и Василию Сурикову  целую  галерею
портретов « достопамятных людей» - Толстого, Тургенева, Даля,
Достоевского, Герцена, Некрасова, Тютчева, Майкова –
всего  около 70 работ! 

Собирая картины для души,он  расходовал на это  огромные деньги
и хорошо понимал, что это не вложение средств, а исключительно 
их трата! 
Но трата во имя будущего,
во имя Руси…
***

А история с медвежатами того же Савицкого, что шагнули из совместного
полотна в наше время  -  своею судьбою  в  конфетном  мире?
Немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем поместил сюжет с медвежатами
на обертку своих шоколадных конфет « Мишка косолапый».
 
Правда, в упрощенном виде, выполненном художником  Мануилом Андреевым.
Эти конфеты с вафельной начинкой продолжали выпускать и после 1917 года. 
Но уже не на фабрике фон Эйнема, а на  предприятии «Красный Октябрь»,
отчего  вкус конфет не изменился и  любить их  меньше мы не стали...

В те же годы, как уже отмечалось, Шишкина и Савицкого связывает 
ряд загадочных смертей как своих близких, так и мистическая –
смерть Николая Васильевича Гоголя (4 марта 1852 г.),
на глазах близких "угасшего" в возрасте всего 42 лет
и сжегшего перед тем 2-й том рукописи своего романа
«Мертвые души»…

Писатель Иван Сергеевич Тургенев (1816 -1883 гг.)  в письме
к Аксакову откликается на это событие так:

«Скажу вам без преувеличения, - пишет он, - с тех пор,
как себя помню, ничто не произвело на меня такого
гнетущего впечатления,  как смерть Гоголя… Эта странная
смерть – историческое событие и понятное не сразу : это
тайна – ее надо стараться разгадать. Но ничего отрадного
не найдет в  ней тот, кто ее разгадает».

А вот строки из стиха нашего современника  -
поэта  Андрея Андреевича Вознесенского (1933 – 2010 гг.),
написанного  им в 1972 году, - 
«Похороны Гоголя Николая Васильевича»:

Его живого
несли по стране,
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
« Из-под фрака украли исподние,
дует в щель, но в нее
не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу
проснуться…».

Давно вроде  бы доказано, что ничего мистического
в смерти Гоголя нет,  но версия летаргического сна,
чего при жизни боялся и сам Гоголь, жива,
как видим, и поныне…
***

В завершение сказанного остается добавить,
что медвежата Савицкого шагнули  к нам из родного им полотна
не только обертками любимых конфет со вкусом детства, не только
удивительными судьбами их создателей, но и , к примеру,
скульптурной группой в городском парке Красноярска
(на фото).

А потому их история продолжается!

04.02.2024 г.

Фото из интернета