Омут

Сергей Баев 9
 По обе стороны просёлочной дороги высились громадные, можно сказать, корабельные
сосны, разрывающие низко висящие облака на атомы. Величественность леса просто
подавляет человека, как подавляет христианский храм своих прихожан.
Воздух такой, что его хоть лопатой греби, голова кружится, и меня подташнивает от
чистоты и отсутствия смога. Для деревни - это само - собой, а для городских - это как
заново родиться! Вкус воздуха - первый признак качества жизни!
Непроходимые для машин ухабы, противотанковые рытвины, в конец раздолбанная
дорога, всё это не портит ощущения единства с Природой. Сколько раз я ехал этой
дорогой, сколько раз наслаждался этими видами? Ну, наверное, раз сто!
От города Томска до села Победа - хорошая асфальтированная трасса протяжённостью
60 км, а от Победы до деревни Киреевск - просёлочная разбитая грунтовка. Всего-18 км, но после сильного дождя, эти километры становились настоящим кошмаром для любого шофёра, кроме водителя танка. Об этой легендарной дороге между Победой и
Киреевском можно написать целую книгу, но это в другой раз.
Киреевск расположился на высоком крутом берегу Оби. Вид на деревню снизу, с реки,
напоминает Ласточкино гнездо в Крыму. Несмотря на то, что эта небольшая деревенька находилась в стороне от проезжих дорог, она прославилась ещё с царских времён. А знаменита деревня была жестокими разбойниками, грабившими обозы на больших трактах, как зимой, так и летом. Торговцы, cлуживые люди, ямщики, жандармы прозвали этих лихих разбойников, - Киреевскими волками. Купцы любыми способами, правдами - неправдами старались объезжать забытую богом, заброшенную, бандитскую деревню.
Сибирский тракт из Томска на север проходил через Победу, от которой до Киреевска
рукой подать. Разбойники ставили засады на тракте, грабили обозы и скрывались в своей берлоге.
Вокруг деревни непроходимые болота, тайга, буреломы, и только одна единственная
дорога соединяла её с остальным Миром. Можно, конечно, доплыть до Киреевска по
реке, но в несметном количестве проток Оби, заблудиться элементарно, к тому же,
течение в этих местах довольно сильное, с огромным количеством омутов. Так что,
добраться сюда царским властям, чтобы навести порядок и пресечь разбойничий
беспредел, было тяжело, а те, кто добирался - навсегда пропадали в тайге!
Кроме разбойных дел, сельчане издревле промышляли рыбной ловлей, в основном
стерлядкой, которую вытягивали тоннами, используя варварские способы - самоловы.
Сегодня разбойников здесь нет, однако, нет и стерляди в таком количестве, однако,
браконьеров, хоть отбавляй. Половина домов в деревне уже давно раскуплено городским жителям под дачи.
От Киреевска вниз по Оби почти до самой Победы расположились многочисленные базы
отдыха различных заводов, организаций, учебных заведений Томска. Лучшее место на
этом побережье занимает база отдыха Томского Государственного Университета:
сосновый бор, покатый берег, песчаный пляж.
Среди величественных сосен разбросаны уютные домики - коттеджи, рассчитанные на
одну семью. Профессорско - преподавательский состав с большим удовольствием, за
мизерную плату отдыхал здесь два летних месяца, июль - август. И даже несметные
полчища комаров и клещей не останавливали счастливчиков, получивших путёвки на базу отдыха.
Кроме стерлядки, парного молока и свежих овощей, поставляемых местными жителями,
в лесу полно грибов и ягод, которые вёдрами увозили в город доценты и профессора. В общем, отдыхая на университетской базе, можно было заготовить, если не лениться, приличные запасы на зиму, не горбатясь на мичуринских участках от рассвета до заката.
Большинство отдыхающих так и делали: успевали отдохнуть - накупаться вдоволь,
загореть, напиться водочки под стерлядку у костра, надышаться свежего соснового
воздуха, и отправить в город многочисленные банки с соленьями и вареньями, сушёные грибы и вяленую рыбу.
По воле случая, меня, младшего научного сотрудника одной из лабораторий
Университета, приняли в обслуживающий персонал. В качестве экспедитора по доставке продуктов из города на базу я отработал три года.
На летние месяцы меня приказом ректора откомандировывали на базу отдыха, с
предоставлением домика для семьи, бесплатного питания, плюс командировочные за два месяца. Сейчас вспоминаю ту работу, как лучшие летние месяцы. Мой завлаб был крайне не доволен, что я отсутствовал на работе июль - август, но приказ, есть - приказ.
Обслуживающий персонал, как это всегда бывает, сбился в свою обособленную
компанию и проводил досуг отдельно от доцентов, профессоров и другой интеллигенции. Мы даже купались и загорали исключительно своей сектой.
Плаваю я плохо, тем не менее, если одеваю ласты, могу переплыть любую реку, мне
кажется, что ласты, как спасательный круг, совершенно не страшно! К чему я это говорю?
Как - то раз после обеда мы - обслуга собрались на пляже, чтобы сплавиться по реке. Мы это проделывали много раз, испытывая невероятный кайф.
Практически сплав выглядел так: по берегу шли вверх по течению до самой деревни, это примерно четыре километра, потом заходили в воду и пытались заплыть, как можно дальше от берега, затем ложились на спину, и сильное течение несло нас до самой базы, иногда, дальше. Когда наш пляж проносился мимо, преодолевая течение, мы выбирались на берег.
Такое сплавление, без всякого сомнения, опасно, однако, ощущение от того, что тебя несёт бурный поток с бешеной скоростью - просто неповторимо!
В тот раз нас собралось несколько человек: я, шеф - повар, поварихи и ещё кто - то, не помню. Я, как всегда, в ластах. Нас несёт по реке мимо базы. Довольный, я лежу на спине, кайфую, еле - еле шевелю ногами.
В этот момент шеф - повар Нина, плывущая не далеко от меня, громко кричит:
"Смотри, Серёга, там, кажется, кто - то тонет?".
Повернувшись в сторону берега, замечаю такую картину: метрах в ста от пляжа трое
пацанов бултыхаются в воде. Они попали в водоворот. Двое неимоверными усилиями
вырвались из воронки и поплыли к берегу, а один не может, не хватает силёнок, кричит, руками по воде бьёт, как птенец, то уйдёт под воду, то вынырнет, а сам уже весь белый от страха.
Я включаю максимальную скорость и на всех парах плыву к пацану. А водоворот там
сильный, меня тоже ко дну потянуло, но я же в ластах, гребу изо всех сил, подплываю к нему и так спокойно, насколько мне удаётся, говорю:
"Успокойся, держись за плечи, плывём к берегу".
Психология поведения тонущих людей странная: они считают, что, если кто - то рядом, то спасены. Короче, этот обезумевший от страха мальчишка, мёртвой хваткой вцепился мне за плечи и обмяк, наивно решив, что уже спасён и всей своей тяжестью потащил меня ко дну. Тут я с трудом вынырнул, нахлебался воды и заорал на него:
"Ты, хоть ногами немного работай!"
Пацан очнулся и стал из последних сил бить ногами по воде. Так мы продержались
некоторое время. Когда до желанного берега оставалось метров пятьдесят, я совсем
выбился из сил, теперь уже не его, а меня надо было спасать. Краем глаза замечаю, что с берега прыгают мужики и спешно плывут нам на помощь.
Тут я на долю секунды отключился и наглотался воды, утонуть не дали, с Божьей
помощью вытащили на берег и меня, и того пацана. Нахлебавшись воды, я тут же рухнул на песок и начал рыгать, не хватало воздуха, давил не останавливающийся кашель, сопли и слёзы текли ручьём, ощущение не из приятных.
Народ со всего пляжа сбежался поглазеть на рыгающего горе - спасателя, подлетела
жена с годовалым сыном и со всего размаху влепила мне по щеке со словами:
"Сволочь, ты мог утонуть, ведь ты не умеешь плавать".
Я немного очухался, поднялся и в этот момент директор базы бледными губами
промолвил: "Спасибо, Серёжа".
Вечером только и было разговоров обо мне и о спасённом внуке профессора,
приехавшим отдохнуть с одноклассниками, которого на следующий день вместе с
преданными друзьями, дед от греха по дальше отправил в город и все тут же забыли эту неприятную историю.
Только директор базы несколько раз подходил ко мне и тихо твердил: "Если бы не ты, Серёга, то я уже, наверное, сидел бы, а у меня, сам знаешь, трое сыновей".
Мог ли я утонуть? Да, элементарно, если бы хоть на секунду запаниковал. Мог ли я
равнодушно проплыть мимо? Конечно мог, но с этим, потом надо как - то жить.
Неоднократно прокручивая в голове ту ситуацию, всегда приходил к выводу, что
поступил правильно!
Вспоминал ли я цыганку из далёкого детства, когда упрямо выныривал из воды, чтобы
глотнуть воздуха и орать на испуганного паренька? Если честно, этого не помню, скорее всего, нет! Думал только об одном: как дотянуть пацана до берега.
Однако, самое интересное и невероятное случилось потом. Я уволился из Университета и четыре года не работал на базе отдыха.
Только став относительно богатым в годы перестройки, я арендовал домик и отправился туда на своей машине, чтобы провести месяц на природе.
Как ни странно, но в тот год директором назначили того же человека, хотя руководство базы менялось каждое лето. Как - то вечером мы отдыхали у костра, болтали о всякой ерунде под водочку, кушали браконьерскую стерлядку в сыром виде, обильно приправленную солью, перцем и лимонным соком.
К нам подрулил директор, вежливо поздоровался, не отказался от стопки и тихо
произнёс, чтобы услышал только я: "Серёга, ты помнишь пацана, которого несколько лет назад спас?"
"Конечно помню, я ведь сам тогда чуть не погиб", - весело ответил я.
Он тяжело вздохнул: "Утонул он, на том же самом месте, ровно через год".
Я уставился в одну точку, оглушённый этой новостью и чувствовал, как волосы на голове встают дыбом, а по телу бегают холодные мурашки.
- Это что, значит, я тому пацану на год жизнь продлил?
- Выходит, так...
Тут же протрезвев, я сидел мрачный как туча и только повторял про себя:
"Вот это да... Вот это да. Надо же?"
Много раз потом, размышляя по этому поводу, я задавал себе один и тот же вопрос: "Почему человек, тонущий один раз, опять тянется к воде? Причём, лезет не в бассейн, не в ванну, а именно, в коварную реку. Почему он, после перенесённого ужаса, не боится воды?"
Cам - собой напрашивался ответ: Человек не хочет учиться, не только на чужих ошибках, но и на своих тоже. Сколько раз он должен наступить на одни и те же грабли, чтобы у него, наконец, выработался условный рефлекс, что это больно? И вот ещё вопрос: почему в процессе эволюции у него не выработался механизм закрепления условных рефлексов с первого раза, как у животных? А может быть, этот механизм отсутствует специально, чтобы выживали наиболее осторожные и внимательные, те, кто прислушиваются к себе, а не те, кто лезут напролом, проверяя себя на прочность!
Уже прошло почти двадцать пять лет с того дня, а я всё никак не могу его забыть. Меня не покидает мысль о какой - то мистике. Почему, именно я спас того шестнадцатилетнего парнишку? Может быть, потому, чтобы самому никогда не попадать в такие ситуации. К слову сказать, с того раза я больше ни разу не cплавлялся по Оби и к водоёмам отношусь с опаской и уважением. Даже сейчас, постоянно купаясь в ласковом и безопасном Средиземном море, захожу в воду только по пояс, а когда есть волны, то вообще - по колено.
В реках не купаюсь, с того самого случая, ведь там течение, омуты и круговорот. Значит, на подсознательном уровне, я выучил урок. А, если так, то спасибо пацану, преподавшему этот урок мне.
То, что он ровно через год утонул на этом же месте, говорит только об одном: он свой урок не выучил и получил двойку, хотя и через год.

И последнее: с того самого случая, я больше ни разу не тонул, не нахлёбывался воды, никого не спасал, научился уважать воду, какой бы она не была: солёной, пресной или с хлоркой...