Древние символы и обереги в деревянной резьбе сиби

Рада Эс
Деревня Першина образовалась в 1740г. Соседние деревни Хорзова, Ново-Хорзово, Сединкино возникли позднее. Мужики д.Хорзова, выходцы с Русского севера, из Архангельских краёв, отлично владели топором. «Вот так, зарубай да скалывай». Они умели строить большие избы (хоромы) на подклете, ветряные мельницы. Предметы быта, орудия труда, наличники домов, по старинке, украшали деревянной резьбой с оберегами и символами для защиты от нечистой силы. Самый древний на севере – это культ Солнца. Славяне молились на его изображение – колесо. «Живём в лесу, молимся колесу», – шутили крестьяне. Это не шутка, а «чистая правда» из глубины веков. Крест, ромб, круг (розетка), треугольник, прямоугольник – символы аграрного культа Солнца. Они сохранились на ткацком станке «кросны», трепале, челноках, старинных шкафах, стульях, воротах домов и наличниках окон. Особенно, интересны векошки (блочки) от ткацких станков. Нижняя часть их на трёх колёсиках. Есть векошка в виде женщины-ели. Ель-древо жизни и добра. Это изображение древнего божества – богини Мокошь. На двух её колёсиках изображение солнышка с выдолбленными лучиками. Другая векошка в виде слияния креста с древом жизни – богиня Мокошь в шапочке и одеянии с растительным орнаментом. Две узорчатые ножки. «Красота да и только». Она напомнила мне наших северных печорских куколок с ручками, валиком-перекладинкой, (изображение креста). Эта традиция пришла с с.Усть-Цильма, где сохранилась уникальная русская культура. Оттуда наши предки Носовы (по матери). На третьей векошке – древний символ славян – восьмилучевой коловрат, разящий тьму, символ солнца, света, жизни. Сверху уткоконёк-оберег, талисман древней Руси. Подножки кросен, удивительно, тоже выполнены в виде пары уткоконей. Особенно хороша парочка с лошадиными мордочками и длинными шеями. Это обереги ткацкого промысла, дома, семьи. «А дым ладом», т.е. дом, семья, всё хорошо в них. Архангельские уткоконьки в виде фигурок птиц украшали наличники изб д.Хорзова. Деревянная ложка с ручкой, в виде, мордочки лошади, найдена на поле д.Першино. Есть уткоконьки на ручке деревянного ножа, на ручках сундуков, но в железном исполнении. На фуганке из д.Хорзова ручка в виде курочки и петушка. Символ, думаю, счастья, достатка в семье, приносимого, в том числе, столярным и плотницким промыслами.  Есть здесь и сердечко (любовь), а также на старинном стуле. Это уже более поздняя традиция символов. А вот на старинном деревянном челноке изображение похожее на Перунов знак – крест-громовник. Символ неразрывной связи человека с силами природы. Выдавлен в технике глухой резьбы. На массивных, тяжёлых хорзовских наличниках роль оберегов выполняют фигурки птиц. Особенно хороши гуси-лебеди с семью крылышками и рыбьим хвостом. Древнейшее архаичное изображение, которое восходит к глубокой индоевропейской древности и олицетворяет мир, гармонию и плодородие земли. Здесь же водная стихия в виде гребенчатых волн. Круги (розетки) раньше украшали дом крестьянина Сосновцева Ефима в д. Першина. Они были окрашены в три цвета и выглядели великолепно. К сожалению, утрачены в 2000г.г. Розетки встретились и на наличниках окон, на буфете-горка, на ставнике были выполнены в виде шестизначной звезды из жести. Их три розетки, обрамлённые полукругами, (ставник – кухонный застеклённый шкафчик). На двух челноках от кросен – орнаменты из ромбов и треугольников. Треугольник – символ триединого мира, бога и человека. Местные умельцы владели тремя видами деревянной резьбы: глухая (долблёная), объёмная и пропильная. В деревянной резьбе сибирских деревень часто встречается мотив виноградной лозы. В Сибири, где не растёт виноград, это кажется странным. Оказалось, что это более поздняя традиция восходит к тюменской резьбе иконостасов, где изображение плодов было традиционным. Мотив виноградной лозы символизировал радость, изобилие и полюбился мастерам. Каждый мастерил её по-своему. Вот доска с крупными листьями и гроздьями винограда в манере пропильной резьбы. Очень красива! Некоторые наличники украшены волютами в виде завитков. Есть они и на кухонном шкафчике, который выполнен в виде виноградной лозы. Декоративная форма завитков взята из городской архитектуры и пришла в Сибирь из Прионежья (А.Ополовников, Г.Островский «Русь деревянная», 1980г.) На одном наличнике волюты в виде виноградных завитков, соединённых посередине трилистником. Трилистник – древнеславянский символ, обозначающий единство и любовь. Позднее – святую Троицу, триединого Бога. На всю Сибирь славилась тюменская деревянная резьба. Крестьяне окрестных деревень украшали свои избы, предметы быта и обихода, ремёсла, орудия труда, крестьянскую мебель древними славянскими  символами и оберегами для защиты от бед, неприятностей и злой силы. Символы защиты, удачи и изобилия – круг (розетка), треугольник, прямоугольник, ромб, крест, трилистник, знак засеянного поля, коловрат, деревянные изображения богини Мокошь, священных птиц, уткоконьков, берегинь, а также колоски, виноградная лоза. Некоторые фигурки в архаичной форме. Русь деревянная, несокрушимая, Русь наша любимая!
                31.10.2023