О Пауле Гренере

Юлиан Смирнов
               



Обобщая, музыкальную стилистику этого – родившегося в один год с Александром Николаевичем Скрябиным – немецкого композитора можно было бы охарактеризовать как «ретроспективизм», «академический романтизм», «немецкий неоромантизм с элементами неоклассицизма и французского импрессионизма». Пауль Гренер (1872-1944) – прямой наследник и преемник И.Брамса и А.Брукнера, испытавший на себе влияние своего старшего современника Р.Штрауса. Как и его соратники: Ханс Пфицнер, Макс фон Шиллингс, Рихард Штраус и Зигмунд фон Хаузеггер, Гренер примыкал к тому крылу академической музыки, которое, не приняв и напрочь отвергнув нововведения «второй венской школы», придерживалось пути, проложенного некогда Вагнером и Брукнером, и творчество Гренера осталось в стороне от экстравагантных ритмических, гармонических и звуковых новшеств, культивируемых апологетами новой музыки – такими освободителями-реформаторами в искусстве, как Игорь Фёдорович Стравинский и Пауль Хиндемит, Бела Барток и Артюр Онеггер, Альбан Берг и Эрнст Кшенек… Тем не менее, как и учитель Вильгельма Фуртвенглера Макс фон Шиллингс, Гренер в свою эпоху оказался одним из немногих, кто, оставаясь истинно немецким композитором, испытал на себе влияние французского импрессионизма; вместе с тем в его творчестве даёт о себе знать и неоклассицизм, переосмысленный и преподнесённый в романтическом ключе.
К числу лучших произведений великого немецкого композитора Пауля Гренера, помимо оперы «Теофано», принадлежат Концерт для фортепиано с оркестром (соч. 72, 1925 г.) и симфонические «Вариации на русскую народную тему» (соч. 55, 1922 г.), вариации, в которых явственно слышна музыкальная палитра Модеста Петровича Мусоргского.

               


                *
               
                03.02.2024.