Авторская песня

Алексей Решетняк
             Таланты образуются  в тишине, характер – в бурных волнениях  души.      
 Михаил  вышел  из «5».  Остановился,  машины  не  давали  свободно  перейти  дорогу.  Слышит: «С  прошедшим!» Он  резко  повернул  голову  налево: «Татьяна! Давно  не  виделись.   Ну почему  с  прошедшими!  Сегодня  25  января -  Татьянин  день!»  Улыбнулся.  Татьяна вздохнула:  «Внучка,  студентка –  это  у них  праздник!»  Михаил  закрутил  головой: «пошли  быстрей!» Они короткими  шагами, по  скользкой  дороге, поспешили  на  другую  сторону.      
   Остановились,  посмотрели  друг  на  друга.  Татьяна неожиданно заговорила,  стала  жизнерадостной: «А помнишь, как  мы в  этот  студенческий  праздник  бегали на  концерты  «авторской  песни».  Михаил  кивнул  головой: «Помню!  Булат  Окуджава -  целая  эпоха, тридцать  лет  в  авторской  песни».  Они медленно  пошли  к  своим  домам, 21  и 23 они  были  рядом.  Часто  встречались  на  праздниках. Один  из  таких  и  были  концерты  «Авторской  песни» в  домах культуры Ленинграда.  Туда попасть  было  сложно, но  можно.  Михаил  заметил, когда  она  заговорила,   у  Татьяны зарумянились  щеки, заискрились  глаза:  « Я  помню, мы два, а то  и три  часа сидели в зале, а на  сцене  стоял  человек  с  гитарой и  пел  песни,   рассказывал  о  себе,  импровизировал, -   засмеялась, -  шутил!»   Михаил   посмотрел  куда - то    вдаль, как будто  пытался  разглядеть  прошлое.   Спокойно  сказал: «Никакого эстрадного  кокетства, как  сейчас  на  первом  канале,  передача «Голос», ни  академической холодности».  Татьяна тут  же добавила: «В  зале  возникала  удивительная  атмосфера  дружеской расположенности».  Михаил  повернул  к  ней  лицо: «Это  все  потому! Что  на  сцене  мы  видели  личности,  у  них  был  поэтический  талант, - подумал,- мелодия,  стихи  извлекались  из  глубины  их  души и  становились предметом  искусства».   Один  затихал, другой  продолжал.  Конечно, чаще  звучал женский  голос: « Помню Булата  Окуджава, его  песни  вышли  из традиций тех времен,  когда негромкое  пение  под  гитару звучали  в  узком  кругу   русской  интеллигенции.  Отсутствие  всякой  фальши,  ясность  мышления,  глубокий   психологизм и  яркая  образованность  сразу  привлекало наше  внимание. Глуховатый  голос,  едва  слышный гитарный  аккомпанемент,  все  это  заставляло  слушать  внимательно, заглянуть   в  себя,  задуматься  о  многих  вещах.  Я  те  песни  запомнила  и  часто через  подсказ  «Алиса»  слушаю   их   «Ваше  величество  женщина»,  «Арбатский  романс», «Часовые  любви», «Пускай  моя  любовь,  как  мир,  стара».
       Помолчав они чуть не  хором  сказали: «А песни  Городницкого !»  Татьяна  засмеялась.  Михаил продолжил: «Весь  Ленинград  пел  его  песню «Атланты», - он запел, голос  так себе,  но  зазвучал  бодро, -  … Стоят  они, ребята,/ Точеные  тела./ Поставлены  когда – то,/ А  смена  не  пришла./ Их  свет  дневной  не  радует,/ Им  ночью  не  до  сна,/ Их  красоту  снарядами/ Уродует  война./ Стоят  они  навеки,/ Уперши  лбы  в  беду,/ Не  боги  человеки,/ Привыкшие к труду./ И жить ещё  надежде./ До  той  поры, пока/  Атланты небо  держат/ На  каменных  руках.                Мы  её  пели  часто, когда  было  трудно,   как  гимн».  Шли  осторожно.  Тротуар  был  плохо очищен от  снега.         
         Михаил задумчиво добавил  к  выше  сказанному: «В то время  я  записывал стихи Михаила Анчарова в  тетрадь. Он  мало  выступал на эстраде.  Предпочитал петь только  в  кругу  знакомых,  или в кругу  своих  поклонников. В  тетради  есть  и  его  откровенное  высказывание: «Какие  же  песни  петь на  эстраде,/ Чтобы отвести  от  песни  беду,/ Чтоб она  пригодилась   квадратному  дяде,/ И этой девчонке  в  заднем  ряду…. Основные темы творчества  Анчарова -  горькие последствия    войны. У  меня  записана  песня  о  солдате, потерявшего на  фронте обе  ноги              « Песня    про  низкорослого   человека,   остановившего   ночью девушку   возле    метро «Электрозаводская».   Слова  не  помню, из  дома  прочитаю  по  телефону, поставь  на  громкую  связь».    А сам подумал, напишу рассказ,  стихотворение  вставлю, пусть  читатель  почитает,  время  сейчас  похожее  «война».   
 Читаем: «Девушка, эй,  постой,/ Я  человек,  холостой./ Прохожий, эй,  постой,/ Вспомни  сорок  шестой./ Из  госпиталя весной/ Перекресток   прошел  ночной,/ Ограбленная  войной/ Тень за  моей  спиной./ Влево  пойти -  сума,/ Вправо пойти – тюрьма,/ Вдаль  убегают  дома -/ Можно  сойти  с  ума./ Асфальтовая  река/ Теплая  как  щека,/ Только  прилег  слегка -/ Будешь  лежать века./ О  времени том  молчок,/ Завод  устоять  помог./ Мне  бы  только  станок -  выточить  пару  ног./ Давно  утихли  бои,/ Память  о них сохрани./ Ноги,  ноги   мои,/ Мне  бы  одну на  троих./ Осенью стой в грязи,/ Зимою по  льду скользи./ Эй,  шофер  тормози,/ Домой  меня  отвези./ Дома как в  детстве, мать./ Поднимает  меня  на  кровать./ Кто  придумал  войну -/ Ноги  тому  оторвать».         
     Написано  по-мужски  строго,  но это  факт!  Анчаров  на  встречах  с поклонниками говорил:       « Вот  я  войну  вспомнил.  Понимаете,  какая штука.  Чем  дальше  уходит  время,  я  лучше  понимаю  меру  и  вес  своего  участия….  Я  например,  начинал воевать  под  Москвой,  а  закончил  войну в Манчжурии. На  войне  песен  не  писал.  Приходилось  слышать, среди  солдат, Суркова  ругали  за  его  «Землянку», что  это мол, за  пораженческие  нотки: «До тебя  мне дойти  нелегко,  а  до  смерти  четыре  шага», ослабляло,  дескать,  энтузиазм.  А когда  война  кончилась, надо  было  осмыслить происшедшее. Потому  что очень  быстро некоторые стали забывать всё.  Стала  происходить  девальвация  памяти.  А  забывать  нельзя!  Мне захотелось писать  стихи о  войне,  которые  я  и  пел».   
       Исполнительская  манера  Анчарова  носила эмоциональный  характер.   Аккорд  тревожен и взрывчатый.  Отличался  от  мягкой   интеллигентности  Окуджавы.         
        Январь. В  конце хочу вспомнить  Владимира  Высоцкого.  Хоть  он  и не  воевал, но  стихи о  войне  писал, сам  исполнял. Песни  Высоцкого  под  гитару,  мне  напоминали  исполнительскую   манеру Анчарова.  В  них  мы  слышим  так  же  эмоционально напряженный характер.               
   Читатель  спросит,  в чем  смысл  рассказа?  Всё  просто. Я  так пытаюсь, заглядывая  в прошлое. Как  будто  смотрю  в  зеркало -  где  вижу  себя  намного  моложе.       
      Список  поэтов поющих  свои  песни  вы  можете  продолжить.  Интернет  всех  помнит, всё   в ваших  руках.