А на небе тонкие следы ч 89

Тамара Пимонова
Разговор супругов проходил в спальне при открытой двери и его случайно услышала Ирина Андреевна, пришедшая в зал за своей книжкой. Ей нужно было выбрать несколько стихотворений для выступления перед бойцами, которые приедут сегодня за гуманитаркой. Разговор этот, конечно, задел за живое, но и подтвердил её мысли о том, что в данный момент времени она лишняя в доме зятя с дочерью. Она прекрасно видела изменившийся характер Кости и едва сдерживаемое раздражение при общении с ней. Нет, она старалась не обижаться, она всё понимала, мудрая и не раз битая жизнью женщина. Тихонько выйдя из комнаты, Ирина Андреевна, накинув на плечи куртку, пошла в свою любимую беседку, захватив смартфон. Ей нужно было хоть с кем-то поделиться, обида всё равно душила и разрывала сердце…
- Ниночка! У тебя есть время поговорить? - со слезами в голосе произнесла Ирина.
- Даже не сомневайся! Для тебя оно всегда есть. Ты что, плачешь?
- Да, не могу больше… Сколько ни делай хорошего, всё не так! Он просто меня не выносит! Да, я понимаю, что это всё синдром после ранения и войны, но я же стараюсь как-то помочь, облегчить им жизнь… Нина! Ну что мне делать? Можно, конечно, купить однокомнатную квартиру, Костя получил за ранение, да и у меня осталось кое-что от нашей с Русланом квартиры. Но разве сейчас время покупать в нашем городе жильё, которое по чистой случайности может быть разрушено? Если всё скоро закончится, Оля подрастёт, ей нужна будет квартира. А я так хотела дожить на земле в своей комнате с выходом в сад, в своей беседке… Мы же с Русланом тоже много средств и сил вложили в постройку усадьбы. Я же не буду теперь делить имущество? При строительстве они обещали, что комната останется за нами в любом случае… Вот не знаешь, где ещё тебе судьба-злодейка испытания подбросит... Мало мне их в жизни выпало? - Ирина не могла остановить слёз, они текли, но не давали облегчения.
- Ириночка, приезжай ко мне поживи. Может, всё успокоится!
- Нет, Нина, к тебе нельзя. Он подумает, что выгнал тёщу из дому, тогда у них с Машей конфликт возникнет. Мне разве от этого легче будет? Я же их всех люблю, ради них живу… А Оля? Думаешь, она ничего не понимает?
- Ирин, тебя же Аля звала подлечиться? Не мне тебя, доктора, учить. Организуй приступ, потом скажи, что сестра давно звала в санаторий, да и под этим предлогом поезжай. Они взрослые, справятся. И раздражения будет меньше. И угрызения совести ни у кого не будет, что тебе из-за Кости пришлось уехать… Мы же с тобой мудрые, подруга? Успокаивайся. А перед отъездом соберёмся с девчатами, стихи почитаем, песни свои попоём. Согласна?
- Нинуль, ты у меня просто прелесть! Всё, сейчас позвоню Александре, и Новый год будем встречать с ней.
После разговора с Ниной настроение у Ирины Андреевны немного улучшилось. Она вздохнула, посмотрела на небо, такое хмурое и неприветливое, поёжилась от холода и набрала номер Али.
Аля выслушала Ирину и поддержала во всех смыслах:
- Тебе нужно от всего и всех отдохнуть! Во-первых, пожить в тишине, без бабахов, потом просто подлечиться, у тебя ведь тоже куча болячек. И нервы натянуты до предела… Может, вдохновение вернётся, стихи будешь опять писать? Сестрёнка! Не раздумывай, покупай билет прямо сегодня, а то ближе к новому году не будет. А потом уж с Машей поговоришь. Вы же с ней откровенны?
- До приезда Кости — да. А сейчас такое впечатление, что она избегает разговоров со мной. Оля тоже отдалилась. Знаешь, Аля, когда я осталась в доме одна, я не чувствовала себя так одиноко, как сейчас. Будто в доме какой-то заговор. «Ах, война, что ты, подлая, сделала...». И самое обидное, что вся страна живёт какой-то другой жизнью. Сколько времени мусолят «голую вечеринку», а ребята на фронте в это время погибают. Кто-то продолжает летать на отдых в жаркие страны, тратя на это миллионы. А мы, пенсионерки, собираем по 500-1000 рублей каждый месяц, чтобы закупить самое необходимое… Где справедливость? Я уже потеряла всякий смысл в жизни. Честно. Ни писать, ни рисовать нет вдохновения. Да и желания тоже. Помощь моя, так получается, сейчас семье не нужна. Без моей помощи волонтёры тоже справятся. Мы, пенсионеры, только всем мешаем. У тебя нет такого ощущения?
- Конечно, не без этого. Но нужно жить! Раз Бог нам отмерил времени дожить до старости, значит, в этом есть какой-то сакральный смысл. Прошу тебя, возьми себя в руки, ты же сильная! И я жду тебя с нетерпением, сестрёнка! Целую! - и Аля первая дала отбой.
Ирина посидела в беседке до тех пор, пока совсем не успокоилась. Войдя в дом, увидела, что Маша с Костей обедают.
- Мам, а ты где была? Я тебя звала на обед, но ты не откликалась. А телефон постоянно занят был…
- Да мне что-то плохо стало, вышла подышать свежим воздухом, а тут подруги одна за другой позвонили. В беседке сидела и разговаривала.
- А ты не замёрзла? Давай тебе горячего супчика с лапшой налью. Будешь? - Маша встревоженно посмотрела на маму и почувствовала её тщательно скрываемую печаль. - Мам, что-то случилось?
- Нет, милая. Просто усталость навалилась. Мы все тут стали неврастениками с их постоянными обстрелами. И конца и края не видно. А супчик буду, - Ирина села на своё привычное место напротив Кости. Он молчал и даже глаз на тёщу не поднял. Ирина быстро пообедала, поблагодарила и ушла в свою комнату. Переоделась в любимые джинсы и свитер, проверила в рюкзачке карточки, паспорт и ключи от своей двери и от калитки и пошла в прихожую. Кости в кухне уже не было, Маша убирала посуду.
- Мам, ты куда-то уходишь?
- Да, нужно в город. С Ниной договорились в кафе посидеть и поболтать. У нас, пожилых, свои разговоры. Или тебе нужно было куда-то выйти?
- Нет, просто поинтересовалась. Мне кажется, что ты чего-то скрываешь от меня. Может, поделишься, когда вернёшься?
- Всё может быть, мы давно с тобой по душам не говорили. - Ирина чмокнула дочку в щёку и добавила:
- Я вас всех люблю!
- Мамочка, я тебя тоже!
Ирина вышла на улицу и снова поняла, что текут слёзы.
- Да что же это такое? Не была я слезливой и слабой. Ох, нервы, нервы… - и она пошагала на автобусную остановку. Под ногами шуршали опавшие листья, но кое-где на деревьях они шелестели под напором небольшого ветра. Декабрь давно вступил в свои права, только осень уходить не собиралась.
В железнодорожной кассе очередь была небольшая, в век компьютеров и смартфонов практически всё население покупало билеты онлайн. Ирина тоже могла, но не хотела в присутствии дочери. Она морально готовилась к разговору и пока держала в тайне свой план.
В кассе Ирина выяснила, что в ноябре отменили поезд до Кисловодска, поэтому придётся брать комбинированный билет на автобус и поезд до Минеральных Вод. Раньше до Россоши её возил зять, теперь машина давно стоит и пылиться в гараже. Они с Машей несколько раз собирались идти на курсы по вождению, но всё что-то мешало, так и не пошли. А Костя теперь тоже нескоро сядет за руль…
Нижнее плацкартное место нашлось на 27 декабря, поезд очень удобный по расписанию — в Россоши сидеть недолго, и прибытие к вечеру. Расплатившись карточкой, Ирина проверила билеты, сложила их в паспорт, аккуратно застегнула все замочки на рюкзаке. Довольная собой, решила зайти в супермаркет в двух остановках от вокзала. Хотела побаловать внучку перед отъездом, да и в дорогу что-то прикупить. До отъезда осталось два дня, не считая этого…
Усевшись удобно в автобусе на первое сидение, Ирина сначала позвонила Але, а потом Нине, доложив им, что билет купила. Нину заодно попросила обзвонить подруг, Свету и Ксению, чтобы завтра собраться перед дорогой. Время потом согласуют.
Дома её ждала Маша. Видно было, что она расстроена. На лице красные пятна, руки дрожат.
- Теперь у тебя что-то случилось? Проходи в мою комнату, я сейчас разденусь и приду.
Комната Ирины была обставлена просто, без изысков: двухспальная кровать, которую она не стала менять после развода с мужем, любимое кресло со столиком, книжный шкаф и ковёр на полу. На той стене, где стоял шкаф, была запасная дверь из комнаты. Шкаф заказывали специально так, чтобы дверь была выполнена под цвет дерева, из которого он изготовлен. Вместо ручек две небольшие полочки, на которых Ирина поставила иконы Спасителя и девы Марии. Наверное, начитавшись в детстве романов, Ирина уговорила при строительстве дома сделать такую дверь, как в купеческих усадьбах. Чем-то должна же она отличаться от всех остальных! Многие знакомые даже не догадывались о том, что у Ирины есть потайная дверь в сад.
- Если бы не было так прохладно, вышли бы тайно на улицу и в беседке поговорили, - Ирина подошла к дочери, сидевшей на кровати с опущенной головой. Пододвинула ближе кресло и взяла её за подбородок:
- Машунь, выше голову! Я понимаю, что всем нам трудно. Но мы же сильные, мы справимся!
- Мамочка, как! Ты разве не видишь, что Костя тебя то игнорирует, то избегает, а то и просто грубо отвечает? Я с ним пыталась говорить…
- Да вижу я всё. И считаю, что в данной ситуации я в вашей семье лишняя… Но верю, что Костя придёт в себя, найдёт себе дело и перестанет проклинать судьбу… Он жив, и это главное! А я… Я не обижаюсь на него. Сегодня я взяла билет до Минеральных Вод, сестра давно звала приехать к ней, а потом в Пятигорск или Железноводск подлечиться. Думаю, так всем будет лучше. - Ирина уже всё обдумала, поэтому говорила уверенно, без тени жалости к себе.
- Мамочка! Это получается, что мы тебя из дому выгнали? - У Маши навернулись слёзы.
- Нет, не думай так! И Костю с Олей убеждай в том, что в последнее время у меня начало скакать давление, перебои с сердцем, а тут есть такая возможность поехать подлечиться. Вам нужно побыть втроём, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Никто в этом не виноват, кроме войны. Да, пусть она называется военная операция, но суть от этого не меняется. Снова славяне убивают друг друга, а те, что за океаном, только потирают руки. Господи, если ты есть, когда пошлёшь на них своё возмездие? Мне иногда кажется, что кто-то специально старается уменьшить количество людей на Земле. Кругом войны! Как же хочется умереть естественной смертью, а не от снаряда! Вас, конечно, тоже страшно оставлять, но дом не бросим, да и на работу тебе нужно. И всё же будем уповать на Бога и его милость!
- Мам, ты правда зла не держишь?
- Ну что ты, милая! Конечно, нет. Только ты не плачь и не расстраивай Оленьку. Преподнеси им эту новость радостно, что мама подлечится и отдохнёт от разрывов снарядов над головой. Мне за ужином самой сказать или ты возьмёшь на себя эту роль?
- Я скажу. А тебе пусть тётя Аля напишет смс, что она тебя ждёт и подобрала санаторий. Мы с Костей выделим тебе на лечение денег. Только ты не отказывайся, ладно?
- Вот и славно, всё у вас и у меня будет хорошо!
Услышав новость об отъезде Ирины Андреевны, Оленька опечалилась, а Костя пожелал поправить здоровье. Сказал искренне.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Иногда ради любви приходится чем-то жертвовать.